Магическая реализм и Шилов

May 16, 2021 11:10

https://sandrina.livejournal.com/601177.html
Термин магический реализм был предложен французом Эдмоном Жалу в 1931 году. Немец Франц Рох предложил его использовать для живописи. Давайте прямо признаем, что этот термин появился позже понятия социалистический реализм и может во многом считаться ответом Запада на вызов Востока. Социалистический реализм породил мистических личностей со сверхспособностями, живущих в обществе с элементами сюрреализма и фантасмагории, возникающей в ходе описания реальности. Например, майор Пронин раскрывает преступления в обществе, где на каждом шагу встречают японские шпионы, а враги желают уничтожить урожай моркови и лука, чтобы оставить себя без столь важных овощей для супа и жаркого. Железные комиссары творят чудеса с помощи магических книг Карла Маркса, Ленина и Сталина. В поэзии возникает магия Глобального потепления. Например, у Маяковского в Кузнецке, Сибирь, рабочие уверены в возникновении через четыре года некого города-сада, хотя там от морозов не выживают яблони и прочие фруктовые деревья, а мичуринские работы по доместикации фруктовых пород деревьев и выведению морозоустойчивых даже не начинались. Ничего, через четыре года они вырастут как бы сами среди промышленных строений и начнут давать плоды. При этом социалистический реализм отнюдь не против описания реальности, но с внедрением в неё мистических элементов, или внедрения в мистическую картину социализма, коммунизма и даже капитализма элементов реальности.

Ответом на это стало переосознание процессов творчества на Западе и введение терминов магического (мистического) реализма для картин и литературных произведений. Вопрос, конечно, не в том, что произведения подобного жанра не возникали раньше. Жития святых полны сочетания элементов мистики, магии и реальности. Аналогичные вещи мы найдем в дохристианских мифах. Более поздняя литература 19-го века тоже использовала элементы магического реализма. Вспомним Вий и Нос Гоголя, из более поздних Портрет Дориана Грея Уайлда. Вопрос не в новизне приемов, а в осознании стиля как особого направления.

Вот тут мы должны признать, что не всегда применение термина отражает весь масштаб явления. Его пытаются применить только к части элементов и направлений культуры, а для других выдумать особые термины, обособляющие части явления друг от друга в стиле я не я и лошадь не моя. С социалистическим реализмом понятно - творение чудес с помощью магических книг Ленина, Маркса и Сталина это одно направление магического реализма. Количество чудес и магии достаточно четко регламентировано, а количество мистических явлений, вроде перевыполнения плана с помощью оборудования, которое заведомо для этого непригодно, тоже требует регламентированных элементов реальности, которые нужно и важно вставить в описание чудесной реальности. Чистым героям должны противостоять грязные, неисправимые и вступающие на путь перевоспитания герои. Однако, есть направление, которое мы должны тоже причислить к магическому реализму.

Я говорю о научной фантастике. Это направление занимается описанием того, чего не будет в будущем. Откройте книги Жюль-Верна и поймете, что там описывался некий грядущий мир, который так и не состоялся и не мог состояться. Слова наука и техника не должны нас обманывать. В научно-фантастической литературе наука вечно совершает открытия законов природы, которые не существуют и не будут открыты, техника вечно предполагает технические решения, которые невозможны или не будут применяться из-за их нерациональности, люди тоже фантастические, несущие странные сочетания черт, которые мы относим к будущему из-за их неестественности, и вполне отсталые, присущие далеко не самым умным и образованным представителям человечества. Для живописи и литературы это вполне нормально - магия позволяет описать не только магическое прошлое через жанр фэнтези, но и скреативить магическое будущее через игру в научность и способность придумать неестественные технические "решения". Почитайте Ефремова или Стругацких и поймете, что у них отнюдь не реальное будущее, а именно магическое как синоним слова невозможное.

Вернемся к живописи. Магия в живописи существует через символизм. Я как-то послушал процесс охмурения художником Шиловым некой потенциальной покупательницы. Он тыкал в примитивный портрет некой женщины собственной работы и объяснял - этот элемент означает любовь, этот - мудрость, этот - забота о потомстве и так далее. По сути перед нами был интерьер помещения, где разные предметы можно было заменить словами - мудрость, любовь, бескорыстие, обладание деньгами, приобщение к власти, охрана семьи, забота о муже. Сами по себе предметы никакого практического значения не имели. Как китаист я бы сравнил такое произведение с лицом женщины, вокруг которого можно вместо предметов и одежды бросить горсть иероглифов, которые можно читать по отдельности, а можно пытаться составить целую фразу, в которую по непонятным причинам забыли вставить сказуемое и целый ряд иных грамматически важных слов. Чем-то подобным занимается магический реализм самых разных вариаций. Под видом предмета или человека в вас тычут словом. Если вы не желаете читать это слово, то перед вами возникает занятная картинка. Если вы желаете прочитать, то у вас может зарябить в глазах от обилия слов и их непонятной с точки зрения грамматической логики взаимосвязи. При желании часть предметов можно заменить на смайлики, но смайлики содержат очень ограниченный набор понятий. Смайлики это движение к иероглифики, но только в самом начале процесса, когда символы используются для крайне ограниченного количества мыслей и целей. Возникает картина, которое часто хочется назвать пустобрехством, реальность превращается в набор символов, а символы подменяют собой многогранность образов.

Перед нами подход, который очень отличается от китайского, когда частью картины становится цельная фраза, написанная сбоку ландшафта или портрета в полном согласии с правилами грамматики. Предполагается, что предложение окажет на вас воздействие, вы начнете воспринимать обычный пейзаж не так, как хотите вы, а как хочет художник. Заранее предполагается, что восприятие картины художником заведомо более правильное и эстетичное, чем у вас, поэтому картина имеет большую ценность, чем она имеет в вашем восприятии. Так и с Шиловым - в вашем восприятии картина даже на тысячу долларов не тянет, а в правильном восприятии Шилова, благодаря подмене иероглифов и смайликов на традиционные предметы-символы она бесценна. Вы обязаны поменять своё восприятие и совершить урезающее насилие над своим банковским счетом.

В этом же кроется причина безумно большого количества картин магического реализма, которые были написаны и продолжают создаваться в наши дни. Заменять многогранность, несводимость жизненных явлений на набор смайликов, слов и даже грамматически правильных фраз довольно легко. При этом художник становится не только создателем, но и критиком своей картины. Традиционно в живописи и в литературе указание зрителю или читателю на смыслы является именно прерогативом критика, видящего смыслы там, где они есть, или где их нет. Теперь художник может прямо указать на тот или иной предмет сам, не дожидаясь критической подсказки. - Видите предмет, выражающий слово очарование? Вы должны понять, что дама очаровательна, а не кривить нос. Слово, кстати, многозначное, означающее не только красоту, но и способность к чарам, то есть магии. Прочитайте символ правильно, мир на картине преобразится. - За магическим реализмом сплошь и рядом стоит магическая вера во всесилие правильной критики и анализа произведений как автором, так и специалистами. Она, кстати, присутствует во всех произведениях нашего времени, только чаще называется верой в магические силы пиара. Она уходит своими корнями в глубокую древность, когда вера в Бога незримо сочеталась с верой в маркетинг Бога проповедниками и священнослужителями, а сила маркетинга подкреплялась сожжением на костре несогласных с маркетологами. К счастью или к сожалению такие методы ныне недоступны многим творцам в стиле магического реализма. Поэтому зритель или читатель часто оказывается предоставленным сам себе. Он сам становится соучастником магического маркетинга и начинает бросать странные фразы типа нравится или не нравится. Ну что тут сказать? - Нечего просто зыркать, читай картину, дурак! Магия и реальность, тут смайликов столько, что ты просто преобразишься, пока будешь читать и корчить рожу в такт художнику.
Previous post Next post
Up