Click to view
Прислали мне ссылочку на это видео в подтверждении моих предыдущих постов. Смотреть с 32-33 минут. Лучше с 32 минуты. Рассуждает Легостаев. Среди прочего говорит - была идеология, что капитал полезен, поскольку нивелирует недостатки, которые имеются в экономике. Дальше Хейфиц рассуждает совсем смешно про фабрикантов - после войны вызывали молодых еврейских людей в райкомы или горкомы и говорили, что, вы знаете, нам нужна легкая промышленность, у нас нет фондов, у нас нет средств, всё уходит, но народ не может жить в таких условиях...
Это вариант сладкой сказочки про теневой бизнес для дураков и людей, которых настолько задавили страхом, что они были готовы цепляться за любое оправдание противоречия между идеологией и реальностью. Бедные евреи, они так хотели бороться за коммунизм, а тут вызов в райком и путевка от партии - стань теневым капиталистом во имя народного блага! Важно здесь одно - прямое признание, что теневая экономика насаждалась сверху. Но я писал ещё про НЭП. Трудно представить себе, что партия и ЧК, которые в любую минуту могли под выдуманным предлогом сослать любого на Соловки, расстрелять, пытать в ЧК и так далее, не имели в 20-ые контроля над частным бизнесом. Партийная и чекистская крыша это высшая крыша в подобном государстве.
Я помню, что при социализме слухи про теневой бизнес при его раскрытии были крайне однотипны в разных союзных республиках, везде крыша КГБ, везде 66% прибыли шло в ведомство Андропова. Но Хейфец открывает правду - теневой бизнес, то есть цеховики и частное производство, существовали ещё при Сталине после войны и, наверно, были раньше. Причем, теневой бизнес четко врастал в социализм в том смысле, что все реалии социалистической жизни для рядовых работников старались соблюсти, включая партсобрания и комсомольские собрания, обязательства по выполнению и перевыполнению плана, доски почета с передовиками, выход на пенсию и предоставление пенсии за счет государства. Можете себе представить, что задействовано было много людей и разных госорганизаций для прикрытия бизнеса. Хейфец сам сказал про евреев, как основную, движущую и направляющую силу теневой экономики, хотя по мере её расширения включали в состав теневиков также представителей иных национальностей. Но, конечно, если вы обязаны отстегнуть две трети (66%) наверх и явно не на фабрики и заводы, поскольку это не функция КГБ, то мыслей о том, что вы работаете не в системе обогащения конкретных лиц, а, якобы, напрягаетесь для народа, не будет. Тем более, теневое производство напрямую связано с советской торговлей, поскольку товары сплошь и рядом реализовывались в магазинах, а уж в торговле никаких сомнений в том, что создание дефицита часто вызвано погоней за высокими доходами и быстрым оборотом, в принципе не было. Все знали в торговле, что работают ради доходов и отстегивают наверх ради доходов и безопасности, а не по зову сердца строителей коммунизма. Все знали, что построение коммунизма чревато тем, что народ станет жить лучше, но они - хуже.
Не стоит путать теневика с бизнесменом, работающим в капиталистическом обществе в согласии с законом. Теневик, скорее, работал как мафиози под крышей спецслужб. Условия у теневика были жесткие - отдать две трети дохода как регулярный откат. Из своей трети от также должен был платить взятки должностым лицам, если договоренность была невозможна, платить взятки следователям, если те начинали расследования, давать взятки судейским, чтобы не расстреляли и дали срок поменьше, давать взятки в зоне, накопить на жизнь в тюрьме, накопить на жизнь семьи, пока в тюрьме и так далее. С подозреваемыми в отказе платить установленные суммы денег расправлялись просто - могли направить следователей на производство, могли натравить бандитов, вроде Япончика. Именно из той жизни наш кинематограф позаимствовал горячие методы работы с богатенькими по избавлению их от денег - поставить утюг на живот, засунуть кипятильник в зад, пытать электротоком. Впрочем, Япончик даже умудрялся цеховиков живьем закапывать в могилы на кладбища и через специальную трубочку требовал согласие от лежащего в гробу выплатить дань. Всякие оправдания, что еврей-коммунист стал теневиком по зову сердца и путевке горкома в таких случаях явно были неуместны.
Далеко не всех теневиков стоит жалеть за их судьбу. Есть типаж людей, готовых ради определенного количества очень богатых лет на свободе отсидеть энное количество лет в тюрьме. Гигантские доходы оправдывали риск отсидки. Впрочем, огромное число уголовников соглашается то жить на свободе, то снова сесть в тюрьму за куда более скромные доходы, чем доходы теневиков. Теневики по советским понятиям могли позволить себе всё (рестораны, машины, женщин, дачи, вояжи за границу), кроме, конечно, неуважения к крыше.
(завтра окончу).