Тема старая, но есть чисто профессиональные замечания.
http://harmfulgrumpy.livejournal.com/1086225.html«...Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом - такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии.
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог.
Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствам.
2. В каждом полку создать команды охотников по 20-30 человек каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника. В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и значение этого мероприятия для разгрома германской армии. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде.
3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников...
Ставка Верховного Главного Командования:
И. Сталин
Б. Шапошников».
(Источник: Сталин И.В. Cочинения. - Т. 18. - Тверь: Информационно- издательский центр «Союз», 2006. С. 283-284.)
У нас как-то избегают уточнить детали с точки зрения военной практики. В пресловутые партизаны набирали силком юных и старых, кидали за линию фронта, посылали десятками, если не сотнями тысяч, поскольку сплошной линии не было. Создали всесоюзный штаб "партизанского" движения. К весне подсчитали результаты и ахнули от последствий. Короче, провал.
Начнем с очевидного - во время войны большая часть армии не располагается в городах и селах. Глубина оборонительной линии порядка 3-5 км. Если быстро прорвать 3-5 км обороны, то есть не дать противнику подтянуть подкрепления и занять рубеж в 5-6 км от бывшей передовой, начинается выход на оперативный простор. В прорыв бросаются танковые корпуса, пехотные дивизии и т.д. Артиллерия тоже располагается близко к передовой даже для стрельбы с закрытых позиций. Если противник прорвал оборону на 3 км, вы с соседних участков перебрасываете дивизионы и ставите за 5-6 км от бывшей передовой. Например, гаубица стреляет на 14 км, а наиболее эффективная стрельбв идет на 3-5, максимум 8 км. На предельных дальностях падает точность. Чтобы иметь возможность хорошо бить противника от передовой до глубины его позиций в 5 км, вы поставите гаубицы максимум в 3-4 км от собственной передовой. Основная часть пехоты стоит на передовой, там срочно строятся блиндажи с печками для ночлега. Это же маразм - оголить ротные и батальонные позиции, отправляя большую часть личного состава в деревню даже за километр от позиций. А как вы себе представляете ночевку в 3 км от позиций? Едите вы кашку в деревне, вдруг сигнал - русские наступают. Гансы и Фрицы хватают винтовки, пулеметы, минометы и делают кросс в 3 км по снегу, чтобы успеть в окопы. А русским от своих до чужих позиций нужно бежать 700 метров. Я уж не говорю про то, что по бегущим кросс в 3 км дадут залп артиллеристы. Противник не в окопах, идеальные условия для поражения противника.
Далее, в 60 км от фронта место для складов армий и фронтов. Для войск нужны дороги. По лесу без подготовленной дороги не только пушку не провезешь, даже телега с хлебом не проедет. Зачем вам склад снарядов в 40 км от фронта и ещё в 20-30 км вбок в глухом селе? Это же крюк, который не позволит вовремя подвести снаряды. 9/10 подлежащих уничтожению сел в принципе не были нужны противнику, разве что как источник сметаны, яиц, курей, баранов. Ну, сожгли деревню, убили тем самым жителей, лишив их запасов еды, жилья, необходимых вещей. Нанесли врагу ущерб целая рота немцев лишилась прибавки к пайку в виде стакана молока и пары яиц в воскресенье. Враг побежит до Берлина, голося, что жить не может без стакана свежего молока? У него централизованное снабжение по железной дороге - кило хлеба, сто грамм сала, триста грамм крупы, сахар. История не знает случая, чтобы немецкий полковник или генерал отступил из-за того, что вместо куска свежей баранины из деревни пришлось ему есть кашу с тушенкой. По сути, перед нами геноцид русского населения под совершенно бредовым обоснованием. Ах, да, ещё соленые огурцы и квашенная капуста. Сомневающимся рекомендую поехать на Донбасс по обе стороны фронта и узнать, кто дезертировал из-за того, что ему на ужин не дали соленый огурец.
Что касается частей, которые размещались в деревнях, то штурмовать или сжечь их было очень сложно. Офицеры и солдаты умели воевать, ставили посты, быстро учились узнавать всех жителей в лицо, самое главное - все знали, где и какие позиции занять. Даже батальон "партизан", вооруженный комсомольскими путевками, спичками и паклей для поджогов, ничего не мог поделать с ротой солдат с винтовками и пулеметами. Ответные меры были просты - занять один конец деревни, выгнать местных жителей в другой конец, поставить караулы. Спи спокойно, никто не подойдет, а партизанам без отчетности нельзя, они будут жечь дома с русскими жителями без единого немца на постое. В таких случаях даже вооружение "партизан" винтовками не поможет.
Могучее партизанское движение, порождение бреда большевичков, сдохло буквально за пару месяцев не только из-за сопротивления местного населения. В силу таинственных для Генштаба Красной армии причин противник стал использовать для наблюдения небольшие самолеты, в чем-то аналогичные кукурузникам. Дешево и сердито, сверху идеально видны следы, лес без листвы хорошо просматривается, дым от костров, места ночевок, всё заметно. Засек с воздуха, подогнал пару машин с солдатами, устроил засаду. Выкосили из пулеметов часть партизан, им надо отступать, а с воздуха видно, новая засада, новые потери. Это против настоящих диверсантов надо бросать большие силы, окружать, отсекать, думать, как выкурить из леса. Но не только нахрапом устроили геноцид русским большевички.
«Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования
№ 0428 от 17 ноября 1941 года:
“...Все населенные пункты на расстоянии 40-60 км вглубь от линии фронта и на 20-30 км по левую и правую сторону от дорог, в которых находятся вражеские войска, должны быть сожжены и разрушены. Для уничтожения населенных пунктов в означенном радиусе приказываю использовать авиацию, артиллерию, а также команды разведчиков, лыжников и партизанские группы, которые должны быть оснащены бутылками с поджигательной смесью.
При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать.
…Большинство задействованных на этом важном государственном задании ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПЕРЕОДЕТЫ В ТРОФЕЙНУЮ ФОРМУ ГЕРМАНСКОГО ВЕРМАХТА И ВОЙСК СС
Следует обратить внимание, чтобы после «карательной экспедиции» оставались свидетели, которые затем смогут поведать о злодеяниях фашистов. Это возбудит ненависть к фашистским оккупантам, облегчит вербовку партизан в тылу врага.
…Формирования, занятые в этом смелом предприятии, должны состоять из мужественных бойцов, которые должны быть представлены к правительственным наградам.
Ставка Верховного Главнокомандования
Верховный Главнокомандующий И. СТАЛИН
Начальник Генштаба Б. ШАПОШНИКОВ”».
(Источник: ЦАМО СССР. Ф. 353. Оп. 5864. Д.1 Л.2).
Тут никакой загадки нет. По сути в одном приказе объединили два. Закамуфлированных под немецких солдат советских диверсантов бросили уничтожать русский народ в самых разных местах, не только в 60 км от линии фронта. Зверствовали они так, что пришлось вводить уточнение - Следует обратить внимание, чтобы после "карательной экспедиции" остались свидетели... Конечно, эти мерзавцам хотелось свидетелей не оставлять, придут полицаи, немцы, а свидетели расскажут, сколько зверюг пришло, куда потом отправились, вычислят путь, начнут уничтожать. Советское командование могло иногда посылать самолеты с фотоаппаратурой за линию фронта, факт уничтожения деревни заметят, а наличие свидетелей с воздуха не проконтролируешь.
Сравнительно небольших частей, переодетых в немецкую форму, хватало. Но в 70-ые больше всего говорили про некий спецполк Бранденбург-777. Дескать, там солдат даже на отдыхе заставляли между собой общаться исключительно на немецком. Полк не всегда действовал как одна часть, часто делили на батальоны и посылали в разные места. Бранденбург-777 это наименование для участников, в архивах НКВД части именовались иначе. Память о себе полк оставил самую дурную. Активнее всего полк зверстовал в Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской (Калининской), Смоленской и Брянской областях. Зверствовал он также в Белоруссии. Эффект известен - население активно сдавало немцам бойцов власовской 2-ой Ударной армии, когда те после разгрома пытались прорваться к партизанам. Сдали и Власова с его окружением. Все эти подвиги, организованные большевистскими стратегами, стали одной из причин, почему во всех выездных и массе иных анкет в СССР даже в 70-ые сохранялся пункт - жили ли вы или ваши родственники на территории, оккупированной во время войны.
Но мне тут интересна одна историческая параллель. Когда русская армия отступала от французов в 1812 году, был приказ сжигать города и села при отступлении. Первый город, который русская армия попыталась сжечь дотла, это Смоленск. До этого не сжигали, а как-то у нас не принято обращаться внимание, что западнее Смоленска начиналась черта оседлости евреев. Отошли за черту оседлости и начали сжигать. Понятно, что Александр Первый евреем, как и его генералы, не был. Суть в самой психологии безнаказанности и безответственности, когда речь идет исключительно о русском населении. Завихрения мозгов при этом происходили удивительные, например, после Бородина оставили в Можайске 10 000 раненых с призывом к французам позаботиться о несчастном противники и ... послали команду сжечь Можайск. Кстати, сожгли успешно, уж не знаю точно, когда, но Наполеон отступал уже через сожженный Можайск мимо сожженных казаками-партизанами сел и деревень. Пресловутые партизаны сжигали сено в Подмосковных деревнях, не только убивали команды французских фуражиров, но и не давали крестьянам продавать французам продукты. Деревни тоже сжигали. Москва, среди прочего, восстанавливалась потом крайне медленно, поскольку в пылу борьбы с Наполеоном слишком велика оказалась убыль подмосковного населения. Так что немец-патриот Фигнер отличался не только пытками и убийствами французов, но и зверствами против русского населения.
Нас учат войне 1812 года по Толстому, где русский мужик самостоятельно решил не давать французам ни кусочка хлеба, ни охапки сена. При этом Толстой не замечает противоречий. Например, Наташа при эвакуации выходит из избы в Мытищах и видит зарево - казаки подожгли село Малые Мытищи. Какие казаки, если войско Кутузово пошло на восток по Владимирке, а не по дороге на Ярославль? Это оставленная команда поджигателей деревень, имеющая задачу лишить французов продовольствия путем уничтожения русских сел и продовольствия, необходимого для выживания русским крестьянам. Так что, некая стратегическая задумка Кутузова, которая больше похожа на байку, загнать французов на раззоренную войной Смоленскую дорогу, имеет весьма глубокий смысл. Я уже писал о сожжении Москвы. Странная картина, Смоленск пытались сжечь, но полностью не удалось, сознательно сжигали другие города по пути к Москве, села вдоль дороги и села под Москвой тоже сжигали по приказу, а Москву, якобы, подожгли французы или, по Толстому, она сама загорелась.
Байка про сожженную французами Москву имеет прямую параллель с байкой о планах Гитлера затопить Москву, то есть создать себе неимоверные трудности при попытках наступления дальше на восток и прочим направлениям. Понятно, что это сталинское окружение вынашивало планы затопить Москву и лишить немцев возможности воспользоваться главным транспортным узлом СССР. Но особенности рельефа позволили только устроить наводнения вдоль канала Волга-Москва и уничтожить много деревень.
Подчеркнем разницу между 1812 годом и 1941-ым. Если жестокая политика сожжения русских деревень и городов ещё имела хоть какой-то смысл в условиях, когда реквизиции были основным способом обеспечения продовольствием французской армии, то в 1941 году армии питались принципиально иначе, за счет подвоза из тыла. Если пожар Москвы это просто жестокое продолжение логики поджогов, то затопление Москвы это идиотская задумка, которая по сути была самостоятельным планом. Если бы удалось построить многокилометровую дамбу в районе Нагатино, чтобы затопить Московскую окружную железную дорогу, то она наполниться бы не успела, как немцы её бы разбомбили, в итоге большевистская задумка просто привела бы к гибели жителей сел от окраин Москвы до Коломны, то есть сел под контролем большевиков. Если же говорим об уничтожении сел и деревень сталинскими "партизанами" зимой 1941-42 гг., то тут важно, что советские генералы не могли или не хотели обосновать даже не преступность, а идиотизм задумок, легших на подпись Вождя Всех времен и народов.