Mar 07, 2017 12:24
Прежде, чем рассуждать о ИИ, давайте поймем, что такое ЕИ. Хорошо или плохо, но пока он известен только в виде человечества, правда, в миллиардах экземпляров. ЕИ это целая система, где тело является продолжением мозга. Через ощущения в сердце мозг узнает не только о перегрузке во время бега, но и собственные эмоциональные переживания, через глаза - не только видит окружающий, например, желание закрыть глаза при виде чего выражает неприятные ощущения, которые являются оценкой наблюдаемого. Голова профессора Доуля сможет адекватно существовать только при наличии воспоминаний о теле и соответствующих реакциях. Отсюда вопрос - хотим ли мы это от ИИ и зачем нам это? Зачем нам реакции ИИ в стиле - ой, у меня в сенсорном датчике щемит? Для фантастических рассказов в самый раз диалоги с компьютером космолета - ах, пора назад, при мыслях о полете дальше, мои датчики в топливном отсеке ноют! - Заныл бы двигатель, ещё бы понял. Лети, сука, не то компьютер кувалдой тресну! - Но ведь так устроен человек - чувство голода начинается задолго до истощения запасов топлива, то есть жира под кожей. Зачем вам это вместо примитивного устройства в машине, показывающем количество топлива в баке? А зачем ИИ? Не нужно, но тогда мы получим обычный компьютер, подающий разные команды в зависимости от показаний сенсоров, что-то наподобие автопилота в самолете или ныне в машинах. Далее возникает вопрос - или мы это всё уже называем искусственным интеллектом, тогда непонятно, зачем огород городили, или мы ждем нечто особенькое, после чего вводим понятие ИИ.
Ничуть не менее занятные вещи происходят при попытке проецировать на ИИ способность ЕИ к самообучению. В компьютер грузятся программы работы с информацией и собственно информация. Потребности в самообучении нет, она есть у человека в том смысле, что он по мере надобности пишет программы и инсталлирует в компьютер, заодно задает информацию. Если нет потребности и способности к самообучению, то важнейшая функция ЕИ оказывается ненужной. Кстати, массе живых существ это тоже не нужно. Уж сколько тысячелетий люди ловят щук на блесну, а самообучение избегать блесну у щук не наблюдается. Или мы называем щучьи мозги интеллектом и признаем, что компьютеры давно достигли уровня щучьев мозгов, или признаем, что у щук интеллекта нет, это признак человека. Если пойдем далее в изучении ЕИ, то вспомним, что человек - явление общественное. Аналоги Маугли в реальной жизни это дебилы. Снова надо решить, нужен ли компьютер, который не может работать, если не работал с другими компьютерами, то есть, не научился у них некоторым способностям.
Таких моментов, если мы возьмем ЕИ и рассмотрим условия его функционирования, очень много. Далее возникает снова вопрос - зачем это для ИИ? Даже имитационные функции не требуют наличия особенностей ЕИ. Например, вводим в сексигрушку функции устраивать вам скандалы по поводу того, что вы мало зарабатываете и, вообще, лузер по жизни. Думаю, что программа получится простенькой, на уровне программы ведения светской беседы о погоде. Но будет ли обладать игрушка интеллектом, если получит такую программу? Подражательность ещё не интеллект. Да и женский интеллект определяется не способностью устраивать скандалы. Я к тому, что подражательность ещё не является стимулом, который гарантирует определение, что такое ИИ, чем отличается от ЕИ и гарантирует мотивацию создания ИИ.
Однако, на рассуждения об ИИ накладываются разного рода мечтания, например, мечты о господстве, когда кто-то или что-то думает за вас. Академики должны думать за олигархов и чиновников, писатели писать развлекательные детективы и юморески. Это всё называется потребностью в не до конца контролируемых процессах. Получится что-то достойное - хорошо, если придумали или написали ненароком не то - пускай палач прилюдно голову отрубит. Эта потребность в не до конца контролируемых, автономных процессах противоречит идеалу полного контроля и сродни жажде очеловечить технику. Пускай техника сама за нас думает, если что не так, шестеренки поломаем. Угодливые публицисты начинают пытаться описать придумать и описать проблемы ИИ именно с данной точки зрения.
Но есть и другие, старые как мир, идеи. Например, ИИ как часть тела, куда информация с личными характеристиками человека может вселиться после смерти. Всё, бесполезно резать других людей на органы и менять части тела, ушел как бы душой в некого носителя ИИ и продлил себя жизнь. С этим же связана идея матрицы, как рая, куда информационная составляющая может погрузиться после смерти. ИИ обеспечивает некий закрытый мирок, где Ротшильд всегда будет Ротшильдом, поскольку ИИ в виде предчувствий или гласа с небес всегда подскажет, всегда повлияет на функции, испольняющие роли иных людей. В этом матричном мирке возможно всё, включая полеты с фейковой матрицы Земли на фейковый Марс или Сатурн. Все эти грёзы по сути являются смесью религиозных грез с примитивными грёзами начала пубертного возраста. Сынишка Ротшильда будет вместо гроба отца на кладбище иметь семейный склеп с ящиками ИИ, с матрицами, обеспечивающими предкам за счет небольшого расхода электроэнергии жизнь вечную и счастливую. Подохнет - новый Ротшильд будет хранить на ящик больше, а по мере миниатюризации оборудования и роста качества ИИ жизнь в ящиках-матрицах будет всё краше и краше, разумеется, для имеющих деньги на такие ящики.
Когда мы не охвачены подобным бредом, понятно, что развитие ЭВМ идет своим ходом, подчиняясь собственной логике развития, а изучение особенностей человеческой интеллекта и организма своим. Это я не говорю о всяких паранормальных способностях человека, которые тоже заложены в его природу. Эти способности пока в принципе не могут моделироваться за счет ИИ. Но мечты, конечно, влияют на нашу жизнь. Возьмем, например, идею чипирования всего человечества. В принципе оно ненадежно, куда надежнее опознование по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаза, к которой можно добавить результаты сканирования формы лица, роста, формы фигуры и т.д. Чип же элементарно подделать. Но чипирование это продолжение идеи клеймения людей как скота. Поэтому определенные круг уже какое десятилетие бредят идеей всеобщего чипирования, несмотря на откровенную ущербность метода. Но ведь Интернет в своё время возник исключительно от страха перед ядерной войной, а 3Д-технологии с идеей создать ассемблер воспроизводящий себя, возникли как идея выживания без помощи способных думать и трудиться. Ядерная война, правительство с хасидами и секретаршими засело в пещере, для самообеспечения ума при работе с 3Д-машинами не много надо, если машин мало или износились, им можно дать команду на самовоспроизводство. Короче, получаем библейский ковчег. Только теперь эти изобретения зажили своей жизнью, хотя возникли как сочетание страха и религии. Самовоспроизводство ассемблеров слишком дорогое удовольствие, Интернет из средства связи превратился в средство промывания мозгов. Ноевы ковчеги мутировали в супер яхты, которые не могут быть автономными, поскольку зависят от поставок горючего и деликатессов с берега. Религозные грёзы и грёзы начала пубертного возраста по-прежнему влияют на развитие человечества, а жизнь и прогресс вносят свои коррективы.