Feb 19, 2016 21:04
Известна она двумя романами, один из которых проходился в разных видах в СССР в Инязе, МГИМО, английских спецшколах и на курсах. Где-то в целом виде, где-то в виде адаптированных текстах. Роман против расизма и мерзкой белой расы, которая не умела любить негров и всячески норовила их притеснять. Поскольку очень много народа успешного и перестроечного вышло из английских спецшкол и МГИМО, то смерть авторши романа Убить пересмешника у нас заметили. Хотя, честно говоря, роман относится к той категории литературы, которую сейчас читать следует ради понимания того, как обрабатывали пресловутую белую расу в США, а отнюдь не для понимания негров и того, что они они хотят и что думают. Тут полезнее почитать выступления Мохамеда Али, книги интеллектуалов из движения Черные пантеры и ныне забытого пацифиста Мартина Лютера Кинга.
Мартин Лютер Кинг в своё время четко сказал про проблему чёрных в США следующее - дело не в том, что они нас угнетают, дело в том, что мы им не нужны, мы должны доказать им, что мы им нужны. В этом смысле он был почти советским, поскольку считал, что, достаточно заставить белых думать, что им нужны черные, как проблема черных решится. Истино бы советский поставил вопрос чуть выше - если мы докажем, что черные нужны белым в качестве руководителей и элиты, то проблема решится. Мартин Лютер Кинг потом был убит руками провокаторов, внедренных в движение Черные пантеры.
Иногда подобную литературу, вроде произведения Убить пересмешник, стоит читать, чтобы задать вопрос - ну, хорошо, стараниями единомышленников, да и самими работниками Эхо Москвы нам уже доказали, что нерусские очень нужны русским в качестве руководства, а проблемы решились? Нечто похожее в США - Обаму избрали президентом, а проблемы решились? На этот счет есть готовый ответ - всё равно раньше общество было ужасно, а теперь стало более прогрессивным, демократичным, толерантным, гомосексуальным... Предлагается несогласным с этим поспорить. Я не хочу спорить. Я просто считаю, что, когда человек не становится нужным другим своим трудом, то он имеет право. Сама идея обязательности стать нужным в общем имеет дурной душок. Но ещё хуже, когда человек не становится нужным, а имеет цель именно впарить окружающим, что он или его группа людей, неважно, какого цвета кожи, очень нужна, ну, жить без неё нельзя. Это как болезнь загонять внутрь организма, а не лечить её. По США и РФ видно, что, признав расизм и национализм болезнью, болезнь не лечили, а сознательно загоняли в глубь народного организма или народных организмов, короче, считайте, как вам удобнее.
В США большинству просто наплевать на Харпер Ли. Нет смысла особо пиарить те произведения, которые и белые, и черные, прочитав, воспринимают как демагогию. А нам не наплевать. На чтении её текстов, а не Марка Твена, О Генри, Джека Лондона, Хемингуэя взросла российская элитка. Судя по энтузиазму, даже Артур Миллер ей особо не запомнился. Прочитайте тогда обязательную пьесу Все мои сыновья (All my sons) и поймете. Впрочем, как я подозреваю, куда больше на сознание российской элиты повлияла книга Френсиса Форда Копполы Крестный отец. Я не думаю, что Харпер Ли от такого сочетания была бы в восторге. Но такова судьба каждого писателя - поклонников не выбирают.