Aug 03, 2014 12:17
В истории штыка очень интересно, что Европе потребовалось почти сто лет, чтобы больше не цепляться старое вооружение, пытаясь его сочетать с мушкетами со штыками. А, если учесть, что построение каре в виде квадрата это страх и непонимание всех преимуществ нового построения, боязнь, что при прорыве линии колонна из тыла, идущая на подмогу, не справится со всеми задачами, то Европа до конца усвоила логику штыкового боя только при Наполеоне. Повторюсь, логика штыкового боя не в том, что штык позволяет бороться со старыми типами доспехов, а в том, стрельба продолжается даже в условиях рукопашной схватки.
Штык привел к тому, что прежняя логика авторитетности в армии изменилась. Армии потребовались в большей степени терпилы, готовые смириться с тем, что пуля не разбирает, кто мастеровитее, кто храбрее в глазах окружающих, кто авторитетнее. А в роли терпилы традиционно выступает народ. Рыцарь, который тренировался с детства, мог быть конником или пехотинцем. Быть конником приятнее. Поэтому всегда пехоту норовили разбавить представителями народа. Однако были свои проблемы. В ландскнехты полагалось готовиться, отбирали народ посильнее, более тренированных. В нового типа пехоту стали грести всех. Возник рекрутский набор, мобилизации в наемную армию часто проводились обманом, брали опустившихся личностей, бродяг, крестьян, потерявших землю и т.д.
Восточные общества так и не смогли прийти к идее штыкового боя, поскольку не могли понять, что затюканный простолюдин с мушкетом объективно сильнее храброго джигита, обученного убивать с таким же усердием, как спортсмена с детства готовят бегать или кидать копьё. Они не могли понять, что вся храбрость и всё мастерство джигита померкнут, когда ему придется драться с неловким пехотинцем с нелепым штыком у дула ружья, но в условиях, когда он ощутит, что его из второго ряда целятся. Причем храбрость и мастерство померкнут так, что он начнет мешать соседям, паниковать, пропускать удары штыком, которые он в схватке один на один никогда не пропусти, а потом позорно драпать. Если бы турки знали, что войско Суворова состоит не из отборных людей России, а из рекрутов, которых отдали в армию, поскольку в хозяйстве помещику нужны мужики покрепче, а эти не самые сильные, они бы удивились. А ведь Суворов бил турок так, что турки были вынуждены бегать от него раз за разом.
Мы тоже до конца не понимаем последствия перемен. Например, поем песенки про гусар и забываем, что офицер у гусар получал жалование меньше пехотного офицера - меньше физическая нагрузка, меньше риск для жизни. Мы понимаем, что гусар это символ красивой жизни и красивого риска, а офицер пехоты терпила и фаталист. Но на Бородинском поле терпилы и фаталисты от пехоты не боялись до конца войти в контактный бой с французской пехотой, а гусары приказ Кутузова не выполнили, гарцевали на расстоянии от пехоты, стреляли и ускакали. Вот поэтому, наверно, новый тип организации войска привел к резкому уменьшению числа дуэлей в дворянском обществе. Да, можно красиво вызвать на дуэль более слабого и с определенным риском заколоть. Но это ещё не значит, что мастер шпаги не дрогнет, когда надо идти против пехотного строя или пушек. Штык и пуля сотворили иные отношения к солдатам и между офицерами. Недаром новый тип войн стимулировал в европейском обществе рассуждения о гуманизме, силе разума и сентиментализм. Тут есть важный момент. Предположим, вы сильнее в сабельном бою и убили противника. Вам тогда приятны рассуждения о храбрости, власти меча, особом самурайском кодексе чести и т.д. Если вы идете против строя пехоты, стреляют, соседа убило потому, что ему не повезло, вам просто повезло, что противник не успел мушкет перезарядить. Тут вам захочется чего-то сентиментального.
Не меньшее психологическое воздействие оказала необходимость отказаться от доспехов. Мушкеты без штыка не заставили армию отказаться от доспехов. Да, пуля пробивала доспехи, пушки пробивали рыцарские латы ещё успешнее. Но это всё-таки защита. Важнее, что мушкетер без штыка вас атаковать не мог. Рядом с ним должны были быть воины с компьями и мечами. Традиционным воинам были нужны доспехи против вас, вам были нужны доспехи против них. Хотя по похождениям пиратов можно было увидеть призрак более поздних войн.
Были просто пираты, а были буканьеры. Буканьеры это люди, которых за провинности или под выдуманными предлогами продавали на семь лет в рабство, а потом использовали для охоты на свиней на Гаити и производства букана. Букан это вид сушеного мяса. Семь лет надо было стрелять в свиней, потом разделывать туши и сушить мясо. Почти каждый день повторялось одно и тоже - подъем, охота, разделка туш. Бежать некуда, за промах могли избить. Стадо свиней слишком близко не подпускает и движется, после первого выстрела бежит. За семь лет волей-неволей выучишься стрелять. Когда таких отпускали на свободу, им некуда было особо податься. Злости на мир хватало, шли в пираты. Буканьеры даже сабель часто не носили. Мешают сабли стрелять. Зато использовали кроме мушкетов горшки с порохом. С этим оружием они оказались сильнее испанцев, потому что не боялись идти на сближение.
Продолжу потом.