Глава 22, Кром Йеллоу

Aug 19, 2012 13:55


Хаксли, Кром Йеллоу, глава 22

Главка весьма примечательная, как памятник мысли и юмора. Если всерьез подумать, то можно понять относительность мыслительных достижений нашего времени. Олдус Хаксли это не хухры-мухры, а автор книг Этот новый, храбрый мир и Остров. Этот храбрый, новый мир как антиутопия был написан в начале 30-ых, а Остров как положительная утопия был написан в 60-ых. Вместе с главкой 22 в Кром Йеллоу получается, что Хаксли практически всю жизнь соучаствовал в создании концепций управления человеческим обществом. Кое-какие «демиурги» человечества никакая не тайна, они прямо под носом и даже этого не скрывают. Берите книги, читайте и мотайте на ус. Очень важно, что понятия утопия и антиутопия относительны. Мы как бы исходим из понятия вкуса, а вкус является порождением нашего восприятия общественных ценностей. В реальности вкус дело личное. Этот храбрый, новый мир можно понять как положительную утопию, а Остров как антиутопию или отнести обе книги к антиутопии. Дело в том, что истинный вкус книги поймет только человек, для которого книга писалась как руководство к действию, а не как повод для личных размышлений. Надо встать на место данного человека, чтобы понять книгу.

Возьмем Тору. Некие евреи погибают от попытки посмотреть в ковчег или не погибают, а успешно убивают своих соседей. Ясно, что как благо здесь рассматриваются сами процессы и стиль описания процессов. Бог абсолютно прав, что убил евреев за богохульство, а Путин не прав и далеко не Бог, поскольку оставил группу Пусси Райот в живых. Бог также прав, побуждая и помогая евреям убивать соседей. Правильным также является стиль описания действа - лапидарность, решительность, напыщенный слог. Такова литературная реальность - верующий понимает вкус Своей Книги лучше исследователя, хотя сплошь и рядом понимает последствия вкуса Своей Книги и её содержания хуже объективного, постороннего наблюдателя.

Олдус Хаксли в иронической форме рассуждает об антинацистском тоталитаризме. Цитирую: В Рациональном (Разумном) Государстве человеческие существа будут разделены на отдельные виды не в соответствии с цветом своих глаз или формой черепа, но в соответствии с качествами их ума и темперамента. Экзаменующие психологи, натренированные до того, что будет казаться почти сверхчеловеческим ясновидением, будут проверять каждого ребенка и относить его к соответствующему виду. Четко классифицированный и маркированный, ребенок получит образование, соответствующее членам его вида, и будет назначен во взрослой жизни к выполнению функций, которые человеческие существа его типа способны нести.

Вам это не напоминает систему образования в современной, английской школе, которая возникла задолго до написания этой книги в 1921 году? Параллельные классы устроены по принципу способностей - класс А для самых способных, класс Б для менее способных, класс В для ещё более отсталых. И, конечно, закрытые школы для совсем совершенных отпрысков богатых родителей готовят сверхэлиту, английские варианты Абрамовичей, Павловских или Сердюковых. Антинацистский тоталитаризм на проверку оказывается тем же самым тоталитаризмом, просто более удобным для представителей народов, которые при нацистском тоталитаризме оказались бы за бортом системы. Вот и думайте после этого, является ли книга Этот новый, храбрый мир критикой тоталитаризма или наоборот пиаром тоталитаризма. Точно такой же вопрос правомочен относительно книги Хаксли Остров. Не общество, а сладкие нюни, но возможно ли такое общество без некой силы сверху, которое сделает остальных членов общество столь идейными, миролюбивыми и согласными с правилами игры? В любом случае мы получаем общество Свободы существования под жестким, тоталитарным гнетом. На эту тему, кстати, думали большевики и додумались жестко в рамках тоталитарной концепции возрождения древней деспотии Вавилона. Дави больше, вавилонскую кашу маслом тоталитаризма не испортишь, чем сильнее гнет НКВД и промывка мозгов марксизмом, тем общество свободнее в своей сознательности и сознательней в своем страхе воспользоваться свободой вне рамок указаний сверху. Интернационализм в таком обществе становится обоснованием необходимости тоталитаризма, а тоталитаризм является направляющей и руководящей силой интернационализма.

Естественно, при таком подходе читатель вправе воскликнуть - коммунизм, нацизм и либерализм являются по сути вариантами одного и того же проекта. Рассуждения на тему, что любая власть имеет схожие задачи не совсем подходит, поскольку мир пока повторяет зады и азы рассуждений, которые оттачивались раньше. Это отрыжка транзитного периода, когда чисто английская аристократия не была ещё вытеснена еврейской и интернациональными элементами, приехавшими в Британию и в США, чтобы невольно сделать англосаксонский элемент высшего общества ненужным для его управления. Этот транзитный переход естественен, поскольку по умолчанию сторонники самых разнообразных социальных конструкций невольно забывают о невозможности трансформировать окружающей мир и самим оставаться неизменными.

На этот счет отвлекусь от Хаксли и замечу - теоретически вечная неизменность без стирания прошлого опыта и исторической памяти невозможна. Во имя этой стабильности не только народ и народы, но и элита в первую очередь обречена на забвение истории и памяти об исторических ошибках. Лучший способ наступить на старые грабли это забыть о них. Совершенно не случайно сейчас нам впаривают необходимость искусственного конструирования истории. На словах провозглашается необходимость держать народ в темноте и жить чужими сказками, а на деле подсознательное стремление элиты к самооглуплению находит выход в призыве к народу - станьте такими дураками, чтобы мы смогли сами поглупеть, ибо невмоготу нам учиться, понимать мир и соответствовать всё более усложняющимся требованиям времени. Такова суть человечества - красиво жить лучше всего в процессе невольной или сознательной деградации. Надо же наслаждаться деньгами, властью, женщинами, футболом, а не думать и работать. Работа подчиняет, а умственная деятельность, которая расширяет познание мира ещё хуже, она развивает комплекс неполноценности, поскольку само познание мира без ощущения комплекса неполноценности перед многообразием мира невозможно. С этого начинается пресловутая наука - мир многообразен и полон загадок, а человек хочет хоть немного понять мир лучше. Куда приятнее религиозная деятельность - бубни о величии и непознаваемости  Бога, возноси молитвы, не меняйся, а ощущай себя добродетельным.

Если мы обратимся к Людвигу фон Берталаннфи (настольная книга мыслящего чекиста, только остались ли мыслящие чекисты в наше время?), то с точки зрения жизни как системы в ней присутствуют процессы ассимиляции и диссимиляции. Энергия выделяется при разложении, а энергия это власть и независимость. Запасается же энергия при ассимиляции. Ассимиляция это работа по усвоению окружающего пространства. Относительно умственной деятельности это работа по познанию мира и самого себя. Конструирование мира это проявление власти и энергии, то есть саморазрушение, если это конструирование обгоняет умственную ассимиляцию законов мира. А умственная ассимиляция без самоограничения и комплекса неполноценности относительно слабости ума человека и важности познания окружающего мира в принципе невозможна. Причем научный комплекс личной неполноценности не имеет ничего общего с религиозным. Во первых, понимание сложности мира никак не мешает понять глупость фанфаронов от науки. Во вторых, понимание собственной ограниченности является стимулом к работе, а не к молитвенному повторению готовых фраз и тестов. Сама идея, что темный народ полезен, уже является признаком диссимиляции, мол, разложение это хорошо. Это погоня за властью как энергией (power), которая предполагает сожжение сил без их подкачки. Если энциклопедисты предполагали важность подкачки, то есть умственного питания, как главного для развития общества, то 20-ый век это погоня за power. Неслучайно социалистический и нацистский проект рухнули из-за истощения сил народа по поддержанию жизнедеятельности общественных систем. Но power (энергия и власть в одном флаконе) это базис пресловутой англосаксонской цивилизации и еврейской цивилизации в одном флаконе. И мы уже видим как США и Британия уже не могут существовать без подкормки окружающим миром извне. Им уже нужны не только природные ресурсы, но и финансы, а финансы это универсальный источник власти, который позволяет обходиться без включения целого ряда механизмов усвоения природных богатств. Зачем самому делать кроссовки и, как следствие, включать те или иные механизмы внутренней организации общества, когда их можно купить? Это всё равно как человек уже не может есть ростбиф с картошкой, а обязан хлебать куриный бульон с рисом. Но США и Британия пошли ещё дальше - им нужен импорт мозгов и аутсорсинг научных исследований. Это уже подобно тому, как человек не способен съесть шоколадку, а обязан внутривенно вкалывать глюкозу. То есть, преобразование мира по законам либерализма это процесс выделения энергии-власти без должной подпитки её запасов. Сегодня истощили метрополию und morgen die ganze Welt (а завтра весь мир).

Интересно, что конструкция Хаксли в 22 главке Кром Йеллоу это не столько тоталитаризм как нацизм и социализм в одном социалистическом наборе, это именно либерализм как социализм самого тоталитарного порядка. Сперва процитирую:

-         Три главных вида, - мистер Скоган продолжил, - будут следующими: Руководящие Интеллектуалы, Люди Веры и Стадо. Среди Руководящих Интеллектуалов будут все способные думать, знающие, как использовать определенную степень свободы и, увы, знающие, насколько ограничена свобода даже среди интеллектуалов ! - рамками своего времени (так и хочется заменить понятие рамок времени понятием рамками оперативной необходимости, прим. Переводчика). Избранная часть Интеллектуалов будет набираться среди тех, кто занялся вопросами практической жизни, и станет руководителями Рационального Государства. Они будут использовать в качестве своих инструментов власти Людей Веры, то есть Сумасшедших, как я их называю, которые верят в вещи иррационально, со страстью и готовы умереть за свою веру и желания. Этим диким людям с их устрашающей потенцией к добру и злу больше не будет позволено случайно реагировать на случайные обстоятельства. Не будет больше Цезарей Борджия, Лютеров и Мохаммедов. …»

Ой, ой, ой! Если всерьез подумать, то пресловутые Люди Веры, то есть Безумцы, которые убеждают общее стадо своим уже контролируемым сверху безумием, внося в Стадо идеи нужные управителям, это заменители проповедников прошлого и это же и есть Либеральная Общественность. Например, интеллектуалы организуют и направляют Марата Гельмана, тот организует и направляет Пусси Райот, те своим контролируемым сверху безумием заражают Стадо и ведут его в нужном направлении. Вопрос только в том, будут ли Руководящие Интеллектуалы действительно интеллектуальными при использовании безумия как способа управления? Руководители дурдома без общения с психически здоровыми людьми неминуемо сами станут безумцами, а безумцы могут подчиняться насилию, но не могут никогда признать превосходство интеллектуалов над собой.

20-ый век это именно сознательное использование безумия как способа управления, при котором потребность в психически здоровом население отпадает, а нужно только стадо, управляемое безумцами. Совершенно не случайно Ленин и Троцкий на трибунах часто выглядели именно как психопаты. Совершенно не случайно есть масса оснований сомневаться в психическом здоровье Горбачева или Ельцина. Гитлер на трибуне сознательно входил в раж и состояние одержимости. А сейчас мы наблюдаем сознательное введение человечества в состояние безумия и страхов по поводу Глобального Потепления, гибели мира от безумных террористов. Попса беснуется, звезды кино с жиру бесятся. Подставные граждане в Интернете явно стремятся довести население до сумасшедствия. Причем либеральная общественность явно является закоперщиками массового психоза. Возникает вопрос - как с мозгами у пресловутых Руководящих Интеллектуалов? Далеко ли они ушли в своем понимании мира за последние сто лет? Похоже, они топчутся на месте. Между Пуссями, чиновничеством, несущим всякий вздор и воплями в стиле «Все в Автодор!», знакомыми нам по книге Золотой теленок, грань оказывается поразительно тонкой. Вспомним Павловского и его песни про раннего Путина, удвоение ВВП, рост капитализации. Кто он - Руководящий Интеллектуал или Сумасшедший, руководящий Стадом? Грань размыта. Посмотрите на пену у рта Кургиняна на митинге на Поклонной горе. Кто он - Руководящий Интеллектуал или Сумасшедший, то есть Человек Веры? Разве он не знает, что по Олдусу Хаксли смешение жанров есть признак сумасшествия не лично Кургиняна, а всей системы управления? Давайте посмотрим на яхту Абрамовича, на бешеные траты на Челси, вопли о футболе как национальной идее. Это психически нормально? Если у Олдуса Хаксли мы видим пародию на интеллектуальное управление обществом, то через сто лет мы видим нечто более худшее - пародию на пародию мистера Хаксли.

Вот тут мы видим главную проблему - использование безумцев для управления психически нормальными людьми это безумие ровно настолько, насколько власть как преобладание процессов разложения (диссимиляции) над процессами усвоения и созидания (ассимиляции) во имя власти-энергии (power) уже само по себе является типичным срывом в безумие, которое неоднократно происходило на протяжении всей истории человечества. Есть общественные рычаги, к которым безумцев нельзя подпускать, иначе они нормальных людей к ним не подпустят, пока всё не разрушат. Безумия 20-го века и века 21-го есть последствия головокружения от успехов века 19-го, века Пара и Прогресса. Термин взят у господина Сталина, а он как безумец, живший среди безумного окружения, не мог не понимать, что головокружения от успехов естественны для его безумной среды.

Самое главное безумие в рассуждениях мистера Скогана (может, у прототипа реальная фамилия была не Скоган, а Коган? Уж больно фамилия не английская, а англоизированная, да и хозяин усадьбы не чистый англичанин, а отпрыск «бенгальского» торговца) в нежелании четко сказать, как его конструкция реально может быть воплощена в жизнь. Дело в том, что безумцы управляются не голосом разума, а страхом перед жестокостью психиатров-управленцев. То есть, пресловутые Руководящие Интеллектуалы в первую очередь должны быть не столько умными, сколько готовыми к решительному подавлению Людей Веры, то есть Сумасшедших и внушать им подсознательный страх. Происходит подмена, умом называется способность к насилию. Раз либеральная общественность, играющая роль прослойки между народом и управленцами, подобно презервативу как прослойки между мужчиной и женщиной, обязана быть убедительной за счет безумия, то она обязана управляться страхом, а не высокими гонорарами. Пуссям - тюрьма, Анне Политковской - пуля, Литвиненко - радиоактивный полоний в чай. Власть-энергия (power) в процессе выплеска ничего умного не созидает и создать не может. Это вам не наука с её презираемой в обществе тяге к разумному, доброму, вечному. И далее конструкция Скогана рушится при ближайшем рассмотрении ещё больше - Руководящие Интеллектуалы не могут отбираться на высшем уровне некими умными психологами с экстрасенсорными способностями на основании объективных критериев. Да они сомнут этих экстрасенсов в борьбе за место наверху, скрутят в бараний рог и заставят написать им нужные характеристики и подделать все результаты тестов! Теория Скогана, по которой живет наш мир, оказывается элементарной разводкой для интеллектуалов, a painted veil which those who live call life (цветная вуаль, которую живущие называют жизнью). Но это уже из другого английского писателя. Впрочем, Киплингу с его white man’s burden (бременем белого человека), я бы заметил, что истинным бременем белого, да и не только белого человека являются не цивилизационные функции, а бремя чужой лжи, которую мы несем своем горбу. Грань рушится, безумный впариватель Скоган, «мудрый» управленец Скоган, разрушитель-«интеллектуал» и создатель теории управления Скоган соединяются в одно лицо, несущее смерть. Недаром, анализируя своего собеседника и приходя к выводу, что Людьми Веры его не пронять и в марионетку не превратить, он обещает ему в будущем обществе только место в душегубке.

Впрочем, это знакомо не только по ГУЛАГу и ЧК. Вон, недавно, весной по случаю невозможности завести болотной истерией массы людей, на Эхо Москвы заговорили о необходимости уничтожения путинского электората. А ещё раньше, во время перестройки, рассуждали о необходимости вымирания старшего поколения за невозможность впарить ему перестроечные идеалы. Кто не управляется Людьми Веры или Сумасшедшими по Скогану, тот должен быть уничтожен во имя сохранения логики управления общества через психоз. Если вы слишком здоровы, чтобы не идти за сумасшедшими агитаторами, вас зачислят в подлежащих уничтожению. Даже Гитлер начинает выглядеть гуманистом - он уничтожал унтерменшей за то, что те якобы слишком глупы для управления, а тут готовы уничтожить за избыток ума и психического здоровья. Ох уж эта английская культура Скогана, её полезно читать и изучать.
Previous post Next post
Up