Отсчет об устойчивом развитии компании "Сахалин Энерджи"

Apr 17, 2013 21:35



Несколько дней назад я наткнулся на «Отсчет об устойчивом развитии за 2012 год»  Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, за 2012 год. Прошлогодний Отсчет был удостоен награды в номинации «За высокое качество отчета компании по устойчивому развитию».

В первую очередь меня заинтересовала подглава 8.2 Экологический мониторинг и сохранение биоразнобразия, и в самую первую очередь раздел 8.2.1.1 Мониторинг флоры и растительности комментарии к содержанию которой, а также некоторых других, привожу тут.Сразу хочу разъяснить, что не преследую цели преследовать деятельность СЭИК. То есть, я вовсе не заявляю, что если что-то не отражено в Отсчете, то его не существует, или ситуация вообще обстоит иным образом. Всего лишь пытаюсь указать на откровенны слабые стороны Отсчета и следующие за ними сомнения. Все что выделено курсивом; цитировано из Отсчета.

В задачи программы мониторинга входят:
• контроль состояния растительности на территориях, прилегающих к объектам компании;
• оценка и прогноз естественных и антропогенных изменений (сукцессий) растительных сообществ;
• контроль состояния популяций редких и охраняемых видов растений, лишайников и грибов;
• контроль состояния растительности особо охраняемых природных территорий, расположенных вблизи производственных объектов компании;
• контроль инвазивных видов;
• контроль за восстановлением растительности на полосе отвода и разработка рекомендаций для проведения дополнительных работ на отдельных ее участках;
• оценка степени загрязнения растительных тканей.
Внушительный перечень задач или, точнее, перечень внушительных по объему задач. Которые вполне соответствуют масштабу такого проекта как «Сахалин-2».

Результаты сравнительного анализа на 95 пробных площадях, заложенных по всей протяженности трассы, с данными строительного этапа показали, что за пределами полосы землеотвода растительность сохраняется без существенных изменений или изменилась в незначительной степени на границе полосы землеотвода.
Перед нами не результаты мониторинга, перед нами их обобщение и интерпретация. Почему в разделе 8.1.5 Выбросы парниковых газов и озоноразрушающих веществ указаны точные объемы выбросов, например, от передвижных источников за три года (2010, 2011, 2012) это 109 820.5, 108 356.9 и 107 719,9 т, а результаты мониторинга растительного покрова даются только в виде невнятных обобщений? Что означает «сохраняется без существенных изменений» - какие изменения существенные, а какие не существенные? «Изменилась в незначительной степени» - какая степень изменения значительная, а какая незначительная? Что вообще подразумевается под «изменениями растительности», какие конкретно показатели их определяют? Между тем, есть критерий качества Отсчета, помещен он в самом начале документа:

Компания стремится к точному, конкретному и достаточно подробному отражению своей деятельности с тем, чтобы заинтересованные стороны смогли ее объективно оценить. Для этого используются как качественные описания, так и количественные сведения <…> В случае использования оценок дается ссылка на источник или указываются предпосылки их применения.

Идем далее.
В связи с этим мониторинг растительности в зоне потенциального воздействия трассы трубопроводов (за пределами полосы землеотвода) было решено приостановить на два года и продолжить в 2014 году.
Мониторинг - это система длительных и непрерывных наблюдений. То, что компания приводит в отчете, это не результаты мониторинга, это результаты работы в течение нескольких полевых сезонов. Мониторинг - это работа Ротамстедская опытная станция, или работа гидрометеорологической службы. А здесь - захотели, прервали на два года, а потом снова возобновили свой как бы «мониторинг», как бы, потому что не длительный и не непрерывный. Однако звучит семантическим внушительно м о н и т о р и н г.

Результаты мониторинга:
• в целом видовой состав флоры и структура растительных сообществ около ПК «Пригородное» и ОБТК, равно как и состояние популяций охраняемых видов растений и лишайников в зоне возможного воздействия этих объектов и трассы трубопроводов, остаются неизменными либо изменились в незначительной степени;
Это не результат мониторинга. Это вообще не результат, это интерпретация результата. Почему состояние «популяций» охраняемых видов растений и лишайников (каких видов?) остается неизменным? Что это вообще за состояние, как оно оценено? Если оно изменилось, то, каким образом установлено, что степень его изменения незначительная? Где конкретные результаты?

хорошее зарастание полосы землеотвода отмечается в южном, центральном и северном районах трассы трубопроводов (около 80 процентов). Слабо заросшие участки все еще сохраняются в местах выхода морских трубопроводов на сушу на севере Сахалина и на верхушках и склонах отдельных сопок в центральной и южной частях трассы трубопроводов.
Какое зарастание считается «хорошим», а какое «слабо заросшим»? Почему нет точных сведений: столько-то гектаров (такая-то доля от территории) обладает покрытием растений в 100%, такая-то в 90%, а вот такая-то всего в 10%. За результаты мониторинга опять выдаются интерпретации результатов. Это внешняя независимая интерпретация, или внутренняя,  почему не указано какая организация проводила исследования?

на полосе землеотвода разрастаются многочисленные молодые растения таких древесных пород, как береза, ива, ольха и лиственница.
Это звучит как «всей полосе землеотвода…», хотя абзацем ранее нам сообщалось, что зарастает только 80% полосы землеотвода. Кстати, в тех двух местах, в которых я был прошлым летом (не специально, а мимоходом) ничего такого не наблюдалось. Да, в некоторых местах разрастаются деревья (по нормам эксплуатации их быть не должно), но только в некоторых.

На этом все "результаты" исчерпаны. Из 7 задач кое-как осветили только 3. Что там с инвазионными (в терминологии Отчета - «инвазивными») видами? Ведь это очень интересно, вся трасса трубопровода, засеянная бобовыми - буквально магистраль для эти самых инвазионных видов. Во всяком случае, такое число rhinanthus’ов (погремков), которые к нативной флоре Сахалина не относятся, я не видел нигде более, как на трубопровода в Макаровском районе. Предполагаю, что такая ситуация по всей трассе. Не заявляю о том, плохо ли или хорошо это - наличие полупаразитов в составе сообществ, но и не о том речь. Ведь есть обозначенная задача, есть инвазионные виды, а где выводы?
Почему не упомянуто состояние ООПТ вблизи производственных объектов? Речь в первую очередь идет о памятнике природе «Корсаковский ельник», ель Глена - сахалино-курило-хоккайдский эндемик, реликт, соседствует с заводом СПГ. Примерно вот так:


Результаты наблюдений подтвердили полученные в 2011 году выводы о постепенном восстановлении биогеохимических циклов элементов минерального питания растений. Это положительным образом отражается на зарастании полосы отвода и соответственно на реализации программы дополнительного подсева незадерненных участков полосы отвода.
В Отчете 2011 года ни о каком «восстановлении биогеохимических циклов ЭМП» не сказано. Немного фантасмагорично звучат слова о биогеохимических циклах. Свели лес, пусть даже какой-нибудь вторичный березняк, засеяли бобовыми + подтянулись местные рудеральные растения = постепенное восстановление циклов ЭМП? Какие в этом свете будут выводы относительно задачи:

оценка и прогноз естественных и антропогенных изменений (сукцессий) растительных сообществ;
Ведь ни слова о сменах растительного покрова в Отсчете не сказано.
Таким образом, Отчет вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Но, надо заметить, он все же более обстоятельный, что ли, слово все же не то, чем прошлогодний. А прошлогодний награжден .
И, наконец, где оценка степени загрезненности тканей растений? Например, хвои той же самой ели Глена? Дачников вблизи СПГ уже нет, стоит ли ожидать, что не только их не будет? Отсутствии какой бы то ни было информации, даже примитивной «степень загрязненности тканей растений незначительна» вызывает психологический отклик, настраивающий на печальный лад.

В октябре 2012 года состоялась конференция, посвященная результатам экологических исследований в зоне потенциального воздействия наземных объектов компании. Ученым, представителям общественности, государственных органов и неправительственных организаций были представлены 10 докладов, охватывающих различные аспекты экологических исследований, проводимых в рамках мониторинговых программ компании. Выводы участников конференции свидетельствуют:
• «Сахалин Энерджи» уделяет серьезное внимание вопросам сохранения биоразнообразия острова Сахалин;
• меры по снижению воздействия на окружающую среду в период строительства оказались эффективными;
• не выявлено существенного влияния на окружающую среду в районах расположения производственных объектов.
Может быть, вопросы незатронутые в отчете были отражены на этой конференции. А может и не были. Цель моих комментариев - показать безинформативность Отчета, точнее выбранной одной из его частей. Все содержание можно было заменить простой фразой: «Поверьте нам - все хорошо». Но мы же не в церкви, представлять в отчетах следует все же факты.

Ну и еще две цитаты .

Высокими величинами биомассы характеризовались сима, мальма, кунджа, сахалинский таймень.
Последнего давайте вообще уберем из Красной Книги РФ, раз он «характеризуется высокой величиной биомассы». Кстати, интересно, что составители Отсчета упомянают, что сахалинский таймень включен в Красную Книгу Сахалинской области, но про Красную Книгу РФ - нет.

8.2.2 Сохранение биоразнообразия
Разработанный и реализуемый в соответствии с передовой мировой практикой План действий по сохранению биоразнообразия (ПДСБ) позволяет компании «Сахалин Энерджи» выполнять свои обязательства в отношении воздействия на биоразнообразие и окружающую среду во время эксплуатации производственных объектов.
Этот самый ПДСБ отдельный и весьма интересный документ.

о природе

Previous post Next post
Up