Базовой категорией, дающей возможность системного разрешения большей части проблем во взаимоотношениях между государством и религиями является понятие традиционная религия. Его антипод - современная (от modern - мировоззренческая парадигма Нового времени) религия или нетрадиционная религия, - понятие, включающее в себя весь набор сект и псевдорелигиозных, в том числе, экстремистских организаций.
Этот тезис требует некоторого пояснения. Традиция, на основе которой сложились традиционные религии, видит мир как процесс деградации: от Золотого века, от лучших времён, от всей полноты знаний, которыми обладало изначальное человечество, от сакральности и торжества Духа к постепенной апостасии, отступлению от традиции, отступлению от истины. Творение забывает своего Творца, Творец в этой связи, отворачивается от своего творения. Мир погружается в хаос и упадок, на смену торжеству Духа и Традиции приходит духовное вырождение, человечество движется к «последним временам». Так видит мир Традиция - как деградацию.
Модерн, позитивизм и прогрессизм видят мир обратным образом, представляя его, как движение от «тёмных времён», от «мракобесия», от отсталости и архаики к светлым, развитым прогрессивным позитивистским временам. Сначала западное человечество, а за ним и другие народы отказались от Бога, как определяющей категории, вынесли Бога за скобки, поставив в основу своего бытия человеческий рассудок, человеческое сознание - как источник истины, заменив Бога человеком. Современный (modern) мир - это мир, основанный на десакрализации развития человечества.
Традиция и Модерн, таким образом, видят мир и его развитие взаимообратным образом. Поэтому когда вводится понятие традиционная религия, критерием его должна быть приближённость к изначальным временам, к первым временам, к Золотому веку, к наибольшему соответствию сакральности и Традиции.
Современная (модернизированная) религия - отдаление от Традиции, максимальное участие человеческого рассудка в реформировании, трансформации и изменении изначальных религиозных основ. Чем больше человеческого вмешательства в вопросы веры, тем меньше в ней традиционности. Чем больше человеческого рассудочного, сознательного и прогрессивного, тем более нетрадиционной является та или иная религия или конфессия. Чем ближе она к первым временам, к изначальной традиции, тем более традиционной она является. Современная религия - суррогат Традиции.
После такой индоктринации можно перейти к анализу некоторых вопросов, затронутых на конференции «Современная модель отношений религиозных организаций и государства», которая прошла в Президент-отеле 7 июня 2017, и была организована Российской ассоциацией религиозных свобод (РАРС) при поддержке Администрации президента РФ.
Именно с позиции традиционализма и следует оценивать некоторые высказывания, сделанные в ходе конференции.
Митрополит Ювеналий:
"Укоренённость - [религиозные организации] веками существующие в России".
Важное понятие, отсекающее основное количество современны сект. Целесообразным было бы принять в качестве рамок укореннённости исторический промежуток не менее, чем 100 лет - всё, что сохранилось за период революции и советский период.
"Секты используют наименования, относящиеся к традиционным конфессиям".
Что имело бы смысл ограничить законодательно.
"Необходимо ограничение или локализация деятельности:
Нетрадиционных культов
Религиозных сект
Раскольничьих объединений"
Всё, что не укладывается в категорию традиционная религия, и не соответствует критерию укоренённости.
Нынешний, т.н. "цивилизованный подход" - защита традиционной религии ставится под вопрос. (Украина, арабский мир).
Это объясняется тем, что согласно выкладкам теоретиков концепта Западного мира, таких, например, как Джон Хобсон, "цивилизация" - это только Запад. Те, кто стремиться стать Западом - варвары, те, кто не стремиться - дикари
[1].
Критерии отсечения сект, нетрадиционных культов, религиозных сект - традиционность, укоренённость. Остальное - секты и политические, псевдорелигиозные организации. В этом смысле, при определении традиционных религий следовало бы исходить из принципа т.н. «белого списка».
Модерн в сфере религий проявляется в таких категориях, как: права религиозных меньшинств, отделение Церкви от государства, отделение школы от Церкви. Вызовы современности, с которыми сталкивается любая традиционная религия, - это вызовы модерна. (Само понятие современность в нынешнем русском языке означает как парадигму модерна (modern), так и определяет то время, в котором мы живём в текущий момент. То же касается понятия Просвещение - оно может относиться как к Традиции, и тогда это духовное просвещение, религиозное просвещение, так и иметь позитивистское осмысление - эпоха Просвещения - отказа от традиции, религии в пользу науки и позитивизма, модерн)
Попов Сергей Александрович:
"Мы либерализовали свой закон, пойдя на поводу у западной демократии. Чтобы не отстать. Необходим контроль за финансированием религиозных организаций и объединений со стороны иностранных государств".
На это стоит обратить внимание.
"Нас критикуют за закон о религиозных свободах, но именно в России наблюдается полная свобода совести. Нет притеснений по религиозным признакам. В отличие от многих других государств".
Подтверждение тезиса о том, что федеральный закон (№125-ФЗ) «О свободе совести и о религиозных объединениях» крайне либеральный, а существующие там формулировки граничат со вседозволенность.
Притеснения могут быть:
с позиции модерна - в отношении Традиции
с позиции традиции - в отношении модерна
Сегодня жизнь общества - это жизнь Церкви. Поэтому мы должны прислушиваться к голосу Церкви.
Актуальный тезис.
Гаврилов Сергей Анатольевич:
"Разумный консерватизм вполне оправдан. У нас он основан на столетних традициях. Защита наших традиционных ценностей - вопрос сохранения".
Терроризм и экстремизм - следствие игнорирования традиции со стороны модерна. Добиваются утверждение своего существования через утверждение политической власти.
Проблема финансирования религиозных объектов за счёт государства; легализация домовых храмов - только для традиционных конфессий.
"Религиозное многообразие должно быть не источником слабости, но источником силы".
Только традиционные религии призывают к мобилизации, самопожертвованию, идеализму - что является источником силы государства, особенно в критические исторические моменты. Не традиционные (секты, политические псевдорелигиозные структуры) - борьба за власть, борьба за деньги - конфликт.
Дамир Мухетдинов
"Наши верующие тонко чувствуют фальш".
И не только верующие, вообще жители нашей страны.
"Наблюдается ужесточение подходов к религиозным организациям"
Разграниченрие должно быть по принципу традиционная/нетрадиционная. И в исламе проблема нетрадиционных радикальных сект (исламизм - политический ислам) остра как нигде.
"Расширение религиозного сознания, но не паразитирование на чувствах верующих".
Исламизм как раз таки и есть паразитирование на чувствах верующих, эксплуатация подлинного идеализма в политических целях, конкретно, в продвижении американских геополитических интересов в среде исламского мира, дестабилизация политического пространства геополитических оппонентов и их союзников.
"Рост религиозного сознания - это мощная мобилизационная база, потенциал, который можно использовать".
И даже нужно использовать, иначе его используют другие. И не созидательно, а разрушительно для государства.
"Взаимодействие конфессий - не как взаимные уступки, а как взаимодеполнение".
То же касается взаимодействие конфессий и государства.
"Критерии светскости необходимо переосмыслить".
Сегодня светскость часто понимается как безрелигиозность, выведение любой религии, веры, Традиции за скобки жизни общества. Это в корне не верно. Светскость - это непредвзятое отношение государства к религии, определение ограничительных критериев и нахождение «над» процессом религиозного выбора граждан.
Митрополит Корнилий
"Старообрядчество не за старое, а за традицию. Старообрядцы всегда пользовались всеми новейшими достижениями своей эпохи".
Необходимо дизавуировать ложное противопоставление: современные достижения (научно-технический прогресс) и старообрядцы. Старообрядцы пользуются всеми техническими новшествами, но не поклоняются им.
Игуменья Ксения (Чернега):
Необходимо совершенствовать ФЗ о свободе совести.
"Продажа и передача в частную собственность храмов теперь не допустима".
Это же надо использовать для возвращения религиозных объектов традиционным общинам.
Протоиерей Сергей Звонарёв
"Отделение религиозной деятельности от политики".
И от наживы.
"Свобода совести используется как инструмент давления на правительство, а так же для целей правительства со стороны наших оппонентов. [Для этого] Лоббирование миноритарных религиозных групп".
Опыт цветных революций последних двух десятилетий показывает, что псевдорелигиозные объединения и секты часто являются мотором свержения действующей власти того или иного государства в интересах американского заказчика. Особо активно привлекаются многочисленные (бесчисленные) протестантские и исламистские секты, деятельность которых прикрывается призывами к соблюдению принципов «свободы совести».
"Религиозному большинству навязывается позиция миноритарных религиозных групп. Soft-power - защита меньшинств. Hard-power - с помощью силы ломается традиционная модель (в ближневосточном регионе) - силовое вытеснение христиан, что имеет там отношение к политике и финансируется Западом".
Меньшинства разрушают консолидацию и единство традиционного большинства в интересах внешнего заказчика, что давно стало технологией.
Агапова Елена Александровна:
"Извне осуществляются попытки переформатирования России через религиозный фактор".
Констатация внешнего вмешательства.
Алексеев Валерий Аркадьевич (очень хороший доклад - Религия в мире постмодерна и деструктивная роль США):
Основная мысль - социальные сети не сплачивают, но атомизируют общество, девальвируют традицию. Джордж Фридман в книге Горячие точки планеты: главная проблема Европы - десакрализация. Фрагментация европейского сознания. Десакрализация личности. Права личности вместо Бога. Америка спровоцировала миграционный поток. США - заказчик катастрофы. Большая война начнётся из-за ценностей. Деньги движут единицами.
Вывод: Нынешний закон (N 125-ФЗ) О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ является предельно либеральным, что позволяет регистрировать в качестве религиозных объединений и даже религиозных организаций такие, например, как «Церковь бога Кузи», или зарегистрированная недавно «Церковь летающего макарона». Всего, благодаря крайне либеральному и неизбирательному закону в России на данный момент зарегистрировано 29 840 религиозных организаций.
Большинство из них - протестантские секты, религиозные группы, выполняющие социальную миссию, но не относящиеся к традиционным конфессиям, которые вполне можно было бы в этой связи перерегистрировать как НКО - Организации исполнители социальных функций, а так же как волонтёрские организации, изъяв оттуда религиозный компонент.
Проблема передачи собственности религиозным объединениям может быть решена путём отсечения сект и нетрадиционных, в том числе, псевдорелигиозных конфессий. Возвращать только традиционным.
Традиция выше культуры. Культурные объекты должны передаваться традиционным конфессиям без нанесения ущерба культуре. Закон требует совершенствования, ибо должен работать избирательно, отсекая секты и политические псевдорелигиозные структуры, даже если нет экстремизма. До тех пор, пока закон не усовершенствован, требует реализовать указанные подходы неформальными методами, в первую очередь, путём формирования смысловых контекстов.
[1] См. John M. Hobson. The Eurocentric Conception of World Politics: Western International Theory, 1760 -2010. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.