Владимир Путин
встретился с представителями конфессий, этносов, и просто авторитетами различных общин. Очень правильно, хотя и несколько запоздало, предпринят шаг в сторону использования поликонфессионального и полиэтничного ммногообразия России в качестве преимущества, ибо, в противном случае, как отметил сам Путин, это может быть использовано как средство для развала России.
Уже более-менее чётко, с точки зрения этносоциологии, выверены формулировки:
"
У нас ведь с вами в России проживает более 180 народов и этносов. Более 180! А вот это уже большая особенность. Таким этническим и конфессиональным, культурным разнообразием вряд ли вообще кто-нибудь может похвастаться". А точнее, в России проживает один народ и более 180 этносов - с точки зрения этносоциологии, народ - надэтническое образование, интегрировавшее в себя множество этносов. А именно - русские - народ, сложившийся на основании этногенеза восточно-славянских, тюркских и фино-угорских этносов. Все остальные народы, существовавшие на территории нынешней России, находятся в ситуации гомеостаза, т.е. уже пережили пик своего развития и погрузились в состояние этноса.
Но дальше стройность изложения несколько нарушается из-за использования понятия "национальность", из-за которого, собственно, и происходит вся путаница. С точки зрения этносоциологии, национальность - это переходное состояние от народа к нации. А нация, это, как известно, понятие политическое, подразумевающее под собой национальное государство, основными признаками которого (это уже из политологии) являются - административные границы, граждане - как субъекты, и суверенитет. Путин говорит:
"...у нас каждый этнос имеет свою национальную территорию обитания, свои корни". Корни - да, но территорию - имеет, во первых, далеко не каждый этнос. А во вторых, национальная территория - это ни что иное, как терриоррия, определённая административными границами, т.е. потенциальное... национальное государство. А национальное государство - это суверенитет.
Таким образом, заявляя о национальных терриориях, Путин, невольно, легитимизирует тему выделения суверенных национальных государств из состава России. А если ещё сюда наложить понятие национальность - представляющее собой переходное состояние от народа к нации, то таким образом Путин по сути утверждает, что среди 180 этносов помимо русских есть и ещё народы, определяемые им как национальности и наделённые "национальными территориями" - потенциальными национальными государствами.
И вот уже благое намерение призвать к сохранению целостности России, из-за неточного оперирования понятиями вызывает обратный эффект. По сути сейчас Путину, после того что он сказал, можно предъявить претензию на выделение в национальное государство из состава России. И эту претензию может предъявить каждый этнос, который считает себя народом, определён Путиным как национальность, и имеет свои административные границы.
В этот список помещаем: ингушей, чеченцев, адыгов, хотя тут уже сложности, в их административных границах проживет 80% русских. А вот дальше становится совсем сложно. Например, кабардинцы - определённые скопом Путиным как национальность, т.е. народ, движущийся к своему национальному государству, начинают двигаться к нему в границах нынешней Кабардино-Балкарии, подвергая этническое меньшинство - балкарцев - этноциду. А дальше вспоминаем проект "Великая Черкессия", а дальше начинается такая жуть, с перекраиванием границ и созданием новых субъектов, отъезжающих из РФ, что лучше бы вообще эту тему не поднимать. Хотя понятно, что намерения были самые благие. Поэтому прежде чем поднимать такие темы, нужно определиться в понятиях...