Главный дом, Чайный домик, Оранжерея/театр
5 июня 2021г. Подольск. Усадьба Ивановское. Оранжерея/театр. Координаты: 55°26'4"N 37°31'22"E
Богатая усадьба, в разное время принадлежавшая Головиным, Толстым, Закревским, Келлерам, Бахрушиным. Впервые Ивановское, как вотчинное владение, упоминается в 1627 году. Название усадьбы происходит от имени первых владельцев окрестных земель.
А в конце XVIII века имение переходит во владение графа Федора Андреевича Толстого, тайного советника, сенатора, члена Общества любителей российской словесности, страстного собирателя старопечатных книг и рукописей, а также двоюродного деда Льва Николаевича Толстого.
Женившись на С.А. Дурасовой, внучке золотопромышленника, и получив большое приданое, Федор Андреевич задумывает строительство усадебного архитектурного ансамбля в стиле русского классицизма в Ивановском. При нем был построен двухэтажный дом с двумя вынесенными вперед одноэтажными флигелями. На одной линии с домом была создана померанцевая оранжерея с залом для театральных представлений. Усадебный дом и оранжерея соединялись одноэтажной галереей. Об оранжерее рассказ дальше.
После смерти Ф.А. Толстого имение перешло к его дочери Аграфене Федоровне Толстой. Ее муж видный государственный и политический деятель Арсений Андреевич Закревский выйдя в отставку в 1831 году, занялся переустройством имения Ивановское.
При нем усадебный ансамбль приобретает современный вид: дом становится трехэтажным, к нему пристраиваются двухэтажные боковые крылья, флигели получают второй этаж и соединяются переходами с главным домом.
Закревский устраивает домовую церковь в восточном крыле здания. В связи с этим был разобран переход, соединявший дом с оранжереей, а театр был перенесен в западный переход между главным домом и флигелем, который расширяется и достраивается.
У входа в парадный двор сооружаются пропилеи в стиле ампир и каменная ограда с металлической решеткой.
Схема современной территории усадьбы Ивановское.
Парковый павильон - Чайный домик.
1976г. Чайный домик. Начало реставрационных работ в Ивановском имении.
Сейчас в павильоне расположен Подольский краеведческий музей. Но выглядит достаточно запущенным.
Восточный флигель
Видно, что по наружному периметру комплекса главного дома стены окрашены в желтый цвет. В отличии от парадного фасада, который в 2010 году был перекрашен в белый или очень светло-серый цвет.
Рядом в заросшем парке виднеются руины здания, которое кто-то называет театром, а кто-то оранжереей. Правы и те и другие. Изначально здание выполняло обе функции.
Так оранжерея/театр и парк выглядели после постройки.
Построенная при двоюродном деде Льва Николаевича - графе Федоре Андреевиче Толстом, оранжерея изначально задумывалась как театр.
В оранжерее выращивали померанцы - апельсины. При графине Келлер, заложившей имение по векселям Бахрушиным и вынужденной по этой же причине отдать усадьбу им - графиня велела открыть на ночь двери оранжереи, чтобы погибли все растения.
Полуротонда театра с высокими круглыми окнами хорошо видна на снимках. И это самая интересная часть здания. После перестройки усадьбы Закревским, театр был перенесен в западный флигель усадьбы.
Не удержался и сделал очень много фотографий полуратонды в разных ракурсах.
Красота же!
В ходе реставрации начатой в 1976 году здание получило крышу, которая защищает от осадков...
... но не от людей. А точнее, от нелюдей. Охотники за металлом несколько лет назад разрушили часть восстановленной стены ради железной арматуры. Из-за этого кровля просела, частично разрушилась.
Если бы только крыша.... Еще в конце 1990 окна оранжереи были застеклены. А сейчас не то, что стекла или рамы... Уже и карнизы поотшибали.
Еще несколько фотографий разных помещений здания.
#уличноеискусство
Узкий коридор и в конце фигурка из фильма ужасов...
Старинный силовой каркас.
Видно, где в ходе восстановительных работ был положен современный кирпич.
Еще раз любуюсь полуратондой изнутри и выхожу на улицу...
Восточная часть здания. До 1999 года рядом стоял кованный стальной паровозный котел. .В этот котел загружали уголь и отапливали саму оранжерею паром. Тоже жертва охотников за металлом.
Полуратонда снаружи...
А так она выглядела в 1976 году перед началом реставрационных работ.
Западная часть оранжереи и вход в подвал.
Сводчатый потолок подвала.
В общем, Оранжерею постигла судьба многих усадеб разграбленных и уничтоженных за последние 20-30 лет...
Еще раз обходим Главный дом усадьбы и фотографируем его северный фасад, выходящий на берег Пахры.
Размеры усадьбы впечатляют...
А мы продолжаем прогулку. Начало здесь:
Немного Подольска и
Храм Воскресения Словущего, а продолжение:
Усадьба Дубровицы и
Подольское море #этолето