Церковь Спаса Нерукотворного

Sep 10, 2022 10:29





20 августа 2022г. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Церковь Спаса Нерукотворного образа. Координаты: 56°14'9"N 37°58'0"E.



Посетили Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Музей очень понравился, большая территория, много исторических зданий, интересных экспозиций, дружелюбный персонал. В общем, рекомендую к посещению всем любителям архитектуры, искусства и истории.



Усадебная Спасская церковь была построена в 1881-1882 годах из кирпича архитектором Павлом Самариным по эскизу художника Виктора Васнецова на средства Саввы Мамонтова, тогдашнего владельца усадьбы.





Вид с востока.



Окошко в алтарной части.



Вид с юга.



В 1892 г. пристроена часовня-усыпальница над могилой сына Мамонтова - Андрея.



Панихида на могиле Веры Саввишны Самариной 1907 г.



Девочка с персиками. (Валентин Серов). Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником. И девочка своя - самая живая, самая любимая. "Абрамцевская богиня", как называли потом Верочку все - и художники, и родители. Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Вера умерла от пневмонии в декабре 1907 года в возрасте 32 лет.



Позднее у стен церкви были похоронены: Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых и сын Веры Сергей (1913), а также сам Савва Мамонтов (1918).



Эскиз В.М. Васнецова.



В наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие художники Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель, скульптор Марк Антокольский, а также члены семьи Мамонтовых.



Часовенка богато украшена абрамцевской майоликой.



И конечно, роспись главки притягивает взгляд...



"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Крест на могиле Андрея сына Саввы Мамонтова.



Надвратная звонница и образ Спаса Нерукотворного кисти В.Д.Поленова.





Входной портал... Обратите внимание на каменный порог.



На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами.





Дверная фурнитура...





В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь.



Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.



В иконостасе - «Спас Нерукотворный» (1881-1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885-1896) в Киеве. На северной стене - рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной - икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881-1882 по-старославянски.







Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом.



Печь в 1892 г. выполнена Врубелем.











Окно из церкви в часовню.



Мозаичный бетонный пол.





Абрамцевская церковь - тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна.



Беседка, получившая за свой сказочный вид название «Избушка на курьих ножках», построена в 1883 г. по проекту В. М. Васнецова неподалеку от церкви, так же выполнена в стиле русского модерна.



#летовместе, #абрамцево, Усадьба, 2022, #архитектура, Объект религиозного культа, #внутреннийТуризм, #10прогулок, #10точекнакарте, Модерн, #искусство, #модерн

Previous post Next post
Up