Фестиваль «Камерата-2013»: итоговое Королевское отраЖЖение

Oct 12, 2013 17:05




На этой неделе завершился
XI фестиваль-конкурс профессиональных драматических театров
«Камерата-2013».
ЕГО АФИША

Так что самое время завершать Королевское отраЖЖение «Камераты-2013» посредством «С…ной Театральной Критики» - альтернативного по отношению ко всем остальным способа восприятия, понимания и трансляции Королевского Мнения о том или ином театральном действе.




Если говорить о фестивале в целом, всей этой «Камерате-2013», то она однозначно получилась. В афише фестиваля не было ни одного слабого спектакля. Все было интересно, хорошо, а что-то даже замечательно! За «Трилогию» из Новосибирска так и вообще Королевский Респект фестивальным отборщикам. Я был рад посмотреть почти все спектакли (посмотрел бы все, если «Толстая тетрадь» не шла одновременно с «Временем женщин» - кто это так придумал и поставил?!).

Если и были какие-то проблемы с организацией и чем-то там еще, то это не главное. Сами организаторы, думаю, прекрасно это понимают. Все приехали, все показались, Челябинску досталась отличная порция театрального «слоеного пирога» (и не только) - одна из его лучших частей, быть может, не самая-самая вкусная, но очень хорошая.

Качество афиши в данном случае компенсировало минусы очень важной составляющей любого фестиваля с критикой - его обсуждения. Здесь они были куцыми и неинтересными. В чем причина? В составе жюри. В его основе - два критика, которые и без этого фестиваля видели практически все эти спектакли, так как ездят по театральной стране вдоль и поперек, и уже, видимо, их обсуждали.

Мне кажется, что будь состав критиков много шире (если оных нет в Челябинске, а их здесь почти нет, то рядом есть Екатеринбург, где их хватает, где есть умные и адекватные театральные люди, причем даже корректные!), и проходи обсуждения утром следующего дня, а не сразу после спектакля, то все было бы интереснее.

Хотя, интереснее для кого? Для самих театров? Не факт. Вообще не факт, что самим театрам нужны эти обсуждения. Все и без того все прекрасно понимают, чего уж. Обсуждения представляют собой интерес, прежде всего, для какой-то (какая есть, уж извините) активной театральной общественности, которая может поприсутствовать на них, сравнить свои впечатления с мнением критиков, актеров, режиссеров и так далее (но стоит ли ради этого издеваться над театрами - тоже вопрос, ответ на который лежит на поверхности).

Между прочим, если раньше я более чем скептически относился к обсуждению со зрителями, то за последний год начал видеть в них определенный смысл. Особенно он есть для театра - послушать мнение простого зрителя. Вместе с тем, когда и после чего? На лабораторных показах или после эскизов - да. А вот по поводу готовых спектаклей - не уверен. В общем, тут нужна какая-то точная и одновременно удачная и гибкая конструкция. В общем, есть над чем подумать.

А в остальном, то есть во многом, в главном - «Камерата-2013» получилась!

Все вы знаете, что вместе с работой официального жюри, весь фестиваль в поте лица трудилось и неофициальное альтернативное ЖЖюри в составе:

Председатель - Королевич.
Всё.

И вот какой рейтинг получился по итогам его работы:




Первое место занимает

«Трилогия: Электра. Орест. Ифигения в Тавриде» по мотивам пьес Еврипида, Театр «Старый дом» (Новосибирск), режиссер-постановщик - Антонио Лателла.

Второе место:

«Время женщин» по роману Елены Чижовой, Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина, режиссер-постановщик - Алексей Вотяков.

Третье место:

«Школа для дураков» Саши Соколова, Челябинский камерный театр, режиссер-постановщик - Лариса Александрова.

Четвертое место:

«Уроки сердца» Ирина Васьковская, «Коляда-Театр» (Екатеринбург), режиссер-постановщик - Николай Коляда

Пятое место:

«У нас все хорошо» Дорота Масловска, театр «Сцена-молот» (Пермь), режиссер-постановщик - Семен Серзин

Шестое место:

«Три сестры» Антон Чехов, НеБДТ (Санкт-Петербург), режиссер-постановщик - Лев Эренбург.

Седьмое место:

«Злой спектакль...» Клим, Мастерская АСБ (Санкт-Петербург), режиссер-постановщик - Алексей Янковский

Восьмое место:

«Дневник онаниста» Юз Алешковский, Лаборатория ON.ТЕАТР (Санкт-Петербург), режиссер-постановщик - Денис Шибаев.

Напомню, что на заседании № 1 единогласно принято решение:

ЖЖюрить абсолютно все постановки, вне зависимости от того, состоят ли они в Off-программе или числятся в конкурсе. Мы не являемся здесь заинтересованной стороной и вполне можем позволить себе оценивать спектакль Камерного театра - хозяина фестиваля наряду со всеми остальными его участниками.

В связи с тем, что я не попал на спектакль «Толстая тетрадь» новосибирского театра «Глобус», он, в свою очередь, не попал в этот список.

Решение официального жюри можно посмотреть на сайте Камерного театра.

Спорить или соглашаться с ним я не могу при всем желании, т.к. не смотрел спектакль «Толстая тетрадь», который и оказался победителем.

Лучшая мужская роль - Константин Шелестун за роль Вершинина в «Трех сестрах» Льва Эренбурга. Да, вполне себе. Хотя почти любому из артистов «Старого дома» за их работу можно дать по такой награде.

Лучшая женская роль - Надежда Лаврова за роль Евдокии в спектакля «Время женщин» Алексея Вотякова - вряд ли это шпилька жюри в адрес этого на самом деле хорошего спектакля, главным преимуществом которого все-таки является сценография и вообще художественное решение, но в какой-то степени за лучшую актерскую работу - да, и здесь можно найти логику этого решения. Но все в той же «Трилогии» актрисы были не менее достойны, и да, в «У нас все хорошо» в этом плане все тоже было хорошо.

Лучший дуэт - Лариса Чернобаева и Ирина Попова за роль Хора в «Трилогии» по Еврипиду театра «Старый дом» - если уж есть такая номинация, то, конечно, они должна быть вручена этой замечательной паре актрис (или паре замечательных актрис), ибо на самом деле первая ассоциация, возникающая со словосочетанием «актерский дуэт» на этом фестивале, это именно Хор из новосибирской «Трилогии». Но в этом спектакле были и другие пары, которым «Лучший дуэт» по плечу.




Спец-приз - Татьяне Бондаревой за игру в «Злом спектакле…» - без вопросов.

В принципе, да, отметили самые достойные и интересные спектакли, но награды спектакли получили не за свои достоинства (если судить по номиналу, кроме, пожалуй, «Трех сестер» - здесь все справедливо). И, получается, обошли «У нас все хорошо» Сцены-молот и совершенно пренебрежительно отнеслись к «Урокам сердца» Коляда-Театра. Но жюри есть жюри.




Искренне надеюсь, что следующий фестиваль состоится вовремя, а не через пять лет. Это дело хорошее, Честное Королевское! Большое спасибо за его организацию его организаторам.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Позапрошлосезонная «Театральная Стена Крутости (Королевская)» 2011-2012
Прошлосезонная «Театральная Стена Крутости (Королевская)» 2012-2013
Действующая «Театральная Стена Крутости (Королевская)» 2013-2014

фестиваль, Театр, Камерата, Челябинск, С...ная Театральная Критика

Previous post Next post
Up