Jul 09, 2013 19:26
В рамках широко известного в широких же кругах
VII Международного театрального фестиваля
современной драматургии «Коляда-plays ‘13»
мне удалось посмотреть спектакль
«Вишневый сад» Антон Чехов
«Коляда-Театр»
Режиссер-постановщик, художественное и музыкальное оформление - Николай Коляда
Действующие лица и исполнители:
Раневская - Василина Маковцева
Аня - Алиса Кравцова
Варя - Ирина Плесняева
Гаев - Сергей Федоров
Лопахин - Олег Ягодин
Петя Трофимов - Антон Макушин
Симеонов-Пищик - Сергей Колесов
Шарлотта Иваноновна - Тамара Зимина
Епиходов - Максим Тарасов
Дуняша - Вера Цвиткис
Фирс - Александр Замураев
Яша - Евгений Чистяков
Прохожий, Общая Мировая Душа - Максим Чопчиян
Гости, прислуга - Тарас Поддубный и другие артисты театра.
В связи с этим имеется непреодолимое желание устроить здесь «С…ную Театральную Критику». Начнем.
Смотрел я этот спектакль второй или третий раз (а то и четвертый). Помню, на одном из премьерных показов он меня поразил своей невероятной энергией, которая буквально вжимала меня в стул нулевого ряда театра на Тургенева, 20. Это было четыре года назад.
На этом фестивале, прежде всего, я хотел посмотреть то, что пропустил из премьер: «Мольера», «Слугу двух господ» и «Максарад». А также пересмотреть «Бориса Годунова» и «Трамвай Желание». Первые два - удалось, я об этом писал. «Масекрад» прошел мимо, «Трамвай…» тоже, «… Годунова» заменили на «Женитьбу» (чему я обрадовался, ибо люблю этот спектакль, очень), но и на него я не попал. Зато вот пересмотрел «Вишневый сад».
Все, что было хорошего в спектакле - осталось. Степень энергии, которая бьет ключом и все в зал, не стала ниже. Другое дело, что как и в других случаях «больших спектаклей» Коляда-Театра, которые ты смотришь далеко не первый раз, но ждешь запомнившиеся при первых просмотрах «фишки» (в данном случае: «Любу», «рукой по шее/подбородку», «указующий пальчик» etc.), тебе их сильно недостает. Но, вместе с тем, тебе все более и более открывается сама история.
Пластиковые стаканчики, с которыми в последние годы и ассоциируется у театральной Москвы этот театр, сами по себе не обращают на себя внимания уже после первого просмотра - это считывается сразу, ты к этому привыкаешь и принимаешь как данное. Хотя, вместе с тем, когда артисты рассыпают их, потрясывая стопку стаканчиков, ты каждый раз приходишь в детский восторг. Вот за одно это я люблю театр Коляды - придумать такое! Это просто, это невероятно красиво, это прекрасно! И в этом столько параллелей, столько смысла - если хочешь. В этом есть все!
Все остальные «фишки» ты ждешь, считываешь, но их не хватает, ибо в первые просмотры именно они в основном обращали на себя внимание. А теперь, когда ты привык к ним, когда, казалось бы, именно их и ждешь, все это отходит на второй план, а на первом - игра артистов, сама история от драматурга. И вот здесь открывается самое главное. Точно также, к примеру, было с «Борисом Годуновым» пару лет назад - на «Реальном театре», когда он совершенно точно лучше всего, что было показано в рамках фестиваля плюс «Золотой маски» в Екатеринбурге. Тогда (для меня) открылось все то, что было сокрыто на премьере под массой находок режиссера Николая Коляда - сам текст Пушкина. И это во всех спектаклях Коляда-Театра, которые Николай Владимирович ставит по классике. И, пожалуй, в его «Фронтовичке». Правда, последнюю я пока не пересматривал, но очень хочу. Для меня это самый сильный спектакль по новой драме на Тургенева, 20. Да, есть еще «Наташина мечта», но это другое (хотя, тоже очень хорошее; Алиса Кравцова на самом деле чертовски хороша; кстати, на фестивальных обсуждениях аж несколько раз говорилось - когда говорили о «Наташиной мечте», которую Николай Владимирович поставил в Польше - что вот, мол, Коляда и без пластиковых стаканчиков, оказывается, тоже хороший режиссер; верно, это была просто шутка, и эти слова воспринимать всерьез не стоит, но, все-таки, если они сказаны, то они что-то да отражают, я так думаю; но как так - не понимать, что он фантастический режиссер, причем неважно где - у себя ли в нескольких квадратных метрах, или в зале на тысячу мест, со своими ли артистами, или с любыми другими, но живыми и профессиональными - это ведь давно уже факт!).
То, каков «Вишневый сад» у Коляды, абсолютно соответствует тому, какова была эта пьеса в начале XX века. Именно такой «дикостью», с общепринятой точки зрения, она, верно, и была. Ровно так, как и «Ревизор», и «Женитьба», и, верно, каким будут «Мертвые души». Причем это не просто так, по шаблону, а это великий труд сделать именно таким каждый конкретный спектакль.
И сейчас я просто не представляю, насколько может быть хорошо поставлен «Вишневый сад» в традиционной манере психологического театра. Неважно кем. Главное - трудно себе представить, что это переплюнет по передаче смысла самого текста. И точно так можно сказать уже о поставленном Гоголе в Коляда-Театре. Все это были революционные по содержанию пьесы, равно как и сейчас революционен режиссер Николай Коляда.
Читая более чем категоричные заявления Николая Владимировича о не театральности Достоевского, о скучности Горького, Булгакова и Чехова, я понимаю его. Не могу объяснить со стопроцентной точностью, но мне кажется, что я понимаю, о чем он говорит. И в том числе весь его театр - ты понимаешь, в каких рамках, в каком ключе будет решен тот или иной текст, и вместе с тем практически каждый спектакль является для тебя откровением, причем во всем.
В этом смысле, разумеется, ждешь и просто жаждешь «Мертвых душ» от этого театра. А вместе с тем и рад тому, что Николай Коляда скорей всего не поставит «Трех сестер», ибо, в том, что он сможет поставить это круто, сомнений мало, но в том, что после этого будет сложно воспринимать всерьез эту пьесу в общепринятой манере постановки - это факт.
Я так думаю.