Второй подзаголовок этого фестивального дневника:
"ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗДЕСЬ - ЭТО ФАНТАСТИКА, ЧЕСТНОЕ КОРОЛЕВСКОЕ!"
Признаюсь, для меня третий фестивальный день в плане просмотров спектаклей конкурсной программы оказался аховым, ибо я не смог посмотреть ни одного из них.
Утром опоздал на обсуждение и пропустил скандал от режиссера Пермского ТЮЗа (а ведь они как раз в этот день играли еще один спектакль - "Контакт" по Югову и от Югова - так что посмотрим, как его обсудят, и кто из критиков был на этом спектакле))); сбежал пораньше с обсуждения ради спектакля Коляда-Театра "Слуга двух господ" (что сделал не зря, ей Богу); из вечерних фестивальных спектаклей выбрал "Интерфейс" от французов, на который в итоге опоздал и не попал. А вечером не успел на "Луну и трансформер" - моноспектакль Александра Вахова по Андрею Крупину.
Что за спектакли: "Баба Шанель" Чувашского драмтеатра, "Наташина мечта" из Польши, "Контакт" скандального Пермского ТЮЗа и Чайковского театра драмы, а также "Принимая во внимание / Интерфейс" от французов - все это мы узнаем на обсуждении.
А пока - поговорим о "Слуге двух господ" Карло Гольдони
"Коляда-Театр".
Комедия. Признаюсь, я не могу назвать себя любителем и ценителем комедий. Вместе с тем, я ни в коем случае не являюсь и противником данного жанра. Более того, Я ЗА КОМЕДИИ. И дело тут ни в коем случае не в "кассе". Как сотрудник театре я более чем понимаю важность и необходимость "кассы", но тут все дело в умении продавать, создавать эту "кассу", а не в репертуаре. Это факт! Тот, кто ратует за то, что необходимо ставить "легкие спектакли", имея в виду пошлятину и мерзость, не имеющую к театральному искусству ровным счетом никакого отношения, дабы в театр шел зритель - абсолютно невежественный в этой сфере человек. Это тоже факт!
Мне комедии нужны исключительно для разнообразия, отдыха, отстранения и смены театральной обстановки.
Так вот. Причиной моих сложных отношений с комедиями является то, что хороших комедий в современно театре очень мало. Только что я шел по Екатеринбургу (прекрасный город, Честное Королевское!) и пытался вспомнить хотя бы несколько спектаклей, которые можно назвать комедией, которые были смешными и которое были хороши. Вначале на ум приходили "Ревизор", "Женитьба", "Волки и овцы"... С ума сойти - исключительно классика! Уже потом я вспомнил "Детектор лжи", на котором я просто умирал со смеху. Что, получается для меня Сигарев, это именно комедийный драматург? Приехали! Но об этом не сейчас.
Комедии. Сейчас достойных комедий практически не ставят. Это либо нечто на типе "Только для женщин", либо классика, вкусно и умно поставленная профессионалом. Последнее и спасает.
Не так давно меня спросили, а давайка навскидку - назови стопроцентные качественные комедии. Что пришло на ум? Мольер, Гольдони, Гоголь. Булгаков. И в этом плане - если хочешь поставить комедию, то обращаешься туда.
И хорошо. Допустим, приехали к Гольдони. Что с ним делать? "Слугу двух господ" я перечитывал пару лет назад, "Трактирщицу" совсем недавно. Само по себе - это не смешно. Я читаю и практически не смеюсь. Все дело в том, как это поставить. Классический вариант, который, верно, посмотрел весь мир, включая Россию - спектакль Стреллера от "Пикколо театро ди Милано". Это интересно и круто? Да! Это смешно? Вроде нет. Разве что местами.
Так что с этим материалом делать?!
И вот, Николай Коляда ставит у себя спектакль по этой пьесе. Что получилось? Получился ли спектакль вообще? Это смешно? На все вопросы я отвечаю одним словом: ДА! И ровно также я отвечу на вопрос: является ли эта работа интересной, цепляющей, выделяющейся из множества постановок? И вот в чем здесь все дело.
В этом спектакле Николай Владимирович сделал абсолютно свойственный ему "ход конем". Будучи великим режиссером (а в этом я уверен на все сто) и, разумеется, признанным драматургом, он, словно мясник, легко и непринужденно отрубает топором все ненужное, оставляя самые вкусные, а вернее - необходимые куски. Неизменное правило любого режиссера - рассказать историю, заложенную в пьесе, Николай Коляда соблюдает всегда. Абсолютно во всех его спектаклях история передается один в один, как это изложено в пьесе. Ее суть - это закон. И "Гамлет", и "Лир", и "Ревизор", и все остальное рассказано абсолютно честно. Но на его театральном языке. Кто способен понять этот язык, открыться, довериться ему, тот это понимает. А кто не способен на это, или же кому что-то мешает это сделать - для тех Коляда неприемлем. Кто прав? Рассудит нас история.
Так вот, в "Слуге двух господ" история трепетно сохранена. Другое дело, что она - лишь каркас, на который навесили столько всего, что все самое примечательное в этом спектакле никак не от Гольдони, а все от Коляды.
Это безумно смешно. Я давно так не смеялся в театре (да и вообще) - до слез, к примеру, во время сцены, когда Труффальдино (Антон Макушин) достает письмо - в виде игрушки кота, которая, если держать ее за вытянутую лапу, крутится и болтает ногами. Я катался по полу, весь в слезах от смеха. А когда это "письмо" распаковали - выключили кота и раскрыли его чехол, и Антон говорит: "Ну, все , дело сделано", подняв и резко опустив безжизненно упавшую вытянутую лапу этого кота - ведь это фантастика! Все просто, но как точно, как много в этом смысла! И так на протяжении всего спектакля.
Режиссер понимает, что определенные моменты не выкинуть (он вообще очень трепетно относится к тексту не своих пьес), но если они кажутся ему скучными, выстраивает в параллель с этим текстом живой и яркий ряд действий, которые "развлекали зрителя". Он сам об этом говорил на обсуждении, вроде бы, того же "Короля Лира" на "Реальном театре". Имеет право. И даже прав.
Но как результат - все самое смешное, да и просто смешное в этом спектакле - именно от Коляды, а не от Гольдони. Здесь вообще нет практически ни капли юмора от автора пьесы. Все смешное - именно от Коляды.
Стебется ли в этом спектакле Коляда над Гольдони? Конечно! Но если вы посмотрите спектакль, то у вас язык не повернется обвинить режиссер в злом стебе над автором пьесы, ибо стеб над самим собой, своим театром и своими артистами - просто зашкаливает.
Кроме того, самоирония, возведенная в этом спектакле в абсолют, где чуть ли не впервые Коляда открыто и напоказ работает через прием "театр в театре", является гениальным административным методом. Не думаю, что в труппе "Коляда-Театра" есть какие-то серьезные проблемы, но если взять обычные театры с их дрязгами, сплетнями и т.п. ерундой, то трудно себе представить, чтобы после подобных спектаклей у артистов оставались силы на злословие друг о друге. Вот вам площадка, трибуна для высказывания всего и вся друг о друге, о директоре/режиссере, обо всем театре)))))
Как результат, "Слуга двух господ" Карло Гольдони в "Коляда-Театре" - это образчик создания роскошной более чем современной (если не опережающей свое время) комедии из любого достойного и признанного всем миром материала. Здесь есть все, даже мужской стриптиз. Но более всего - здесь есть театр.
Да, и не в коем случае не подумайте, что прелесть этого спектакля только в том, что он смешной. Нет, все дело в том, что даже на протяжении одного первого акта зритель испытывает массу совершенно полярных эмоций, а в финале акта его добивают невероятной по экспрессии и отдаче актерской энергии в зел песне/танце, после чего сразу следует сцена "с арбузом", что само по себе очень круто. И я, конечно, согласен, что смотреть на это лучше всего с нулевого ряда, хотя сам я смотрел с последнего.
Кстати, что касается этой песни/танца, предшествующей завершающую первый акт сцену "с арбузом"/ готовкой обеда, то на вчерашнем показе случился именно фантастический момент концентрации и выброса в зал актерской энергии! Нечто подобное я ощущал на одном из премьерных показов "Трамвая "Желание", когда меня буквально вдавило в стул нулевого ряда. На этот раз я сидел в пятом (дальнем в этом театре) ряду, но меня ровно также вжимало в спинку стула то, что происходило на сцене. Как Николай Владимирович добивается ТАКОЙ ОТДАЧИ - загадка. И в этой сцене более всего на меня произвела впечатление Алиса Кравцова. У нее случилось такое преображение, что я не мог оторвать глаз. Да все были хороши, честно, но у нее это получилось очень круто.
Ну, и Антон Макушин в роли Труффальдино - это фантастика. Изумительный артист, Честное Королевское!
Да все хороши, правда. Я искренне радовался игре Аниона Бутакова и Юли Беспаловой.
Другое дело, что посмотрев сегодня спектакль "Два плюс два", я ровно это же готов и обязательно скажу об Ирине Плесняевой и вообще моей самой любимой артистке - Василине Маковцевой
Вот такой "Слуга двух господ" от "Коляда-Театра". Пример для постановки комедий. В том числе)))
Фото: Самая Прекрасная Девушка в мире
Posted via
LiveJournal app for iPad.