Вчера вместе с Самой Прекрасной Девушкой в мире побывали на
моноспектакле-концерте Константина Райкина «Своим голосом» (или «Самое любимое»). Действо это имело место быть на основной сцене Челябинского театра драмы, но в принципе идет и в «Сатириконе» (например, в конце марта будет чуть ли не четыре вечера подряд).
Кроме того, есть и телеверсия большей части этого спектакля, которая была показана по т/к «Культура» в ноябре прошлого года (я, кстати, уже размещал ссылку на это дело):
Click to view
И вот Константин Аркадьевич снова приехал в Челябинск (в конце прошлого года он был здесь со своим театром - частью его молодой труппы, которая показывала еще не выпущенный на тот момент спектакль «Карасенок и поросенок» в рамках «Челябинского трубопрокатного фестиваля «Снежность»). Я не думал, что попаду на этот спектакль, ибо билеты стоят заоблачные для простого ассистента главного режиссера деньги (что-то в районе 3000 р.). Но обладательница «персонального кресла» в партере нашего театра - Таня Богданова - которая выиграла подобный приз в начале года, победив в зрительском конкурсе, не смогла пойти на этот спектакль, и передала свой абонемент Вашему Непокорному Королевичу. Если бы не это, то я бы и не пошел, ибо принципиально не пользуюсь своим служебным положением, и не хожу бесплатно на чужие спектакли, которые проходят на нашей сцене, если только организаторы явно не против этого.
Так вот, мы с удовольствием заняли роскошные места Татьяны (центр второго ряда), на сцену выбежал (именно так) Константин Аркадьевич, и…
Сейчас пересматриваю видео и понимаю, что большей части всего того, что делает артист Райкин на сцене, оно, разумеется, не передает. Хотя и по одному видео можно сказать, что это очень круто, да. Но (!), как только он начал читать стихи, предварительно разогревшись частью «воспоминаний о молодости и истории поступления в ВУЗ, на сцене с частотой раз в несколько минут стали проходить такие мини спектакли, которые были или смешные, или грустные, или веселые, или печальные, или «и такие, и такие», причем все это было такого высочайшего класса, что у меня захватывало дух, на глазах появлялись слезы, после - улыбка во все лицо, смех, снова слезы и так все оставшиеся полтора часа.
Эффект был идеальный - по сути, я пережил невероятный стресс, эмоции были настолько сильными, что я лишь в третий или четвертый раз в жизни хотел после спектакля куда-нибудь спрятаться, забраться в самый дальний темный угол и спокойно посидеть, пережить все это, разобраться со своими чувствами, наконец, просто успокоиться. Такое уже бывало ранее, и это лучшее, что может «прийти» к тебе в театре. Ты этого всегда ждешь, надеешься на это, но никогда не бываешь к этому готов. Никак я не думал, что моноспектакль-концерт Константина Райкина окажется столь высоким по уровню театральным действом.
После я начал думать, в чем здесь дело.
Да, первое лежит на поверхности - он гениальный артист, то, как он читает стихи - это фантастика. Вообще хорошо читать стихи умеют очень немногие, а отлично и даже замечательно - читают единицы. Он явно среди них. Мало того, что он это делает четко и очень точно, передает весь смысл, все подтексты, всю историю, которая есть во всем, что он читает (за счет голоса, произношения, интонаций, звуковых акцентов и т.п.), так еще плюс к этому он сам, всем своим телом, в момент произношения того или иного слова олицетворяет его смысл - либо этого слова, либо того, от чьего имени идет речь, либо какое-то место, конкретный предмет, эмоцию, действие - все, все, все, и делает это красиво, уместно, эффектно… Ну, что об этом говорить. Это надо видеть. И вот как раз эту «пластическую сторону» его чтения запись практически не передает. Здесь нужно видеть артиста в полный рост. Ну, и актерское обаяние, органику - все это можно увидеть и проникнуться этим только вживую.
Но это всего лишь первая и самая очевидная составляющая общего эффекта, который производит спектакль. Вторая сторона заключается в его методе. И здесь вот в чем вся фишка. Первые полчаса Константин Аркадьевич увлеченно рассказывает о своих детстве, отрочестве, юности, о том, как выбирал, куда поступить, как поступал и как так получилось, что он стал заниматься тем, чем стал заниматься.
И это было на самом деле очень искренне, живо, без тени усталости от повторения истории. Но ведь он каждый раз рассказывает все это. В чем здесь дело? Как так искренне можно рассказывать одну и ту же историю о себе? Сначала я начал объяснять это какими-то частными общечеловеческими мотивами, но после, вспомнив пару-тройку совершенно иных и непонятных ноток на его лице (когда он выходил из образа, и особенно то, каков он был на поклоне ),то понял, что ответ прост - все это есть полноценный спектакль. Успех подобного моноспектакля-концерта в том, что он профессионально собран, отрепетирован, заучен, вошел в тело артиста: все движения, их последовательность, качество - все это воспроизводится артистом чуть ли не автоматически, плюс, разумеется, оставлен простор для импровизации, но, как и должно быть в нормальном спектакле, без выхода из образа и в заданных рамках. Это просто очередная роль Константина Райкина под названием «Константин Райкин», не больше, но и не меньше - как все другие десятки и сотни ролей, которые он играл, играет, и еще будет играть. Это ни в коем случае не формат обычного творческого вечера, а самый что ни на есть настоящий спектакль. Все гениально и просто.
В том числе и костюм, оформление сцены - все это продумано, сделано так, чтобы производить максимальный эффект. Ближе к финалу мне (как выяснилось, далеко не одному), начало казаться, что вокруг артиста возникает какая-то аура. Причем я ни в коем случае не обожествляю кого бы то ни было и вообще не умею восторгаться кем-то конкретно. Его делом - да, но не личностью. Люди все одинаковы - у каждого есть как свои слабости, так и сильные стороны. Никто не лучше, но и не хуже других. Просто кто-то умнее, кто-то глупее, кто-то сильнее (не обязательно физически), кто-то слабее, кому-то важнее удовлетворить физические потребности, а кому-то моральные. В этом - да, мы отличаемся. Почему - я пока еще не понял. Но все это не может позволить говорить кому-то, что он вот лучше другого. Но визуально вокруг Райкина в определенный момент действительно было свечение - за счет игры театрального света, его движений и сценического костюма. Браво!
Все это очень круто. Именно это я и люблю в театре - продуманное, точное, идеально выверенное действие. Точь-в-точь, как и движения рук Константина Райкина во время чтения стихов. Точнее некуда. Так и надо. Живая неконтролируемая эмоция - это не театр, не профессия, это случай. В театре все должно быть выверено, подо всем должна быть логическая основа, ничего случайного и бесконтрольного.
Ранее я видел Константина Райкина на театральной сцене лишь в одном спектакле - «Король Лир». И вынужден признать, что во вчерашнем моноспектакле артист использовал свои преимущества куда более эффектно, нежели режиссер Юрий Бутусов в своей сценической редакции текста Шекспира.
Да, сравнивать эти работы нелепо, но жить, стараясь не делать ничего выходящего за общепринятые и навязанные обществом рамки, гораздо более нелепо, чем это.
Всем привет из Челябинска!
P.S. отличные фотографии у меня получились, неправда ли? Особенно верхняя. Класс, просто класс.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
Прошлосезонная «Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012 Действующая «Театральная Стена Крутости (Королевская)» 2012-2013