В эти дни начинает свое завершение большой гастрольный проект «Театральный перевал 2012». В Челябинске третьим и последним гостем является театр из города Кемерово - как и все остальные ОблДрамТеатр.
Я побывал на первом спектакле этих «перевальных» гастролей Кемеровской Драмы в Челябинске, и вот севечерне - на третьем. В связи с этим есть у меня чего сказать.
Но, это не будет «С…ная Театральная Критика», ибо пока рановато. Почему - прямо сейчас и объясню.
Все дело в том, какие спектакли были поставлены в начало гастролей. Первый - «Боинг-боинг» Камолетти, второй - «Поминальная молитва» Горина (которую я пропустил, ибо в органном зале был «Вечер органной музыки» Владимира Хомякова, с которым никакая «Поминальная молитва» конкурировать не может по определению), третий - «Целлофан» Якобсдоттир.
Завтра будут «Три сестры», послезавтра - «Шут Балакирев». Но это после, а пока - было что было.
Позавчера я посмотрел «Боинг…», сегодня - «Целлофан». И все это меня не сильно огорчило, но вот в каком смысле.
Сразу скажу, что определенной визитной карточкой кемеровского театра в Челябинске стал его арт-директор Давид Бурман (на фото), который, такое ощущение, находится везде и всюду. Куда ни глянь в театре - он здесь. И это радует. В театре, особенно в режиме гастролей, такой человек нужен по определению. У предыдущих «перевальных» гостей такого я не встречал. В самый первый день перед спектаклем он вывел всю труппу на сцену: познакомил с ней зрителей, сказал какие-то трогательные слова и начался… спектакль. «Боинг-боинг».
Ну, все понимают, что это и с чем это. Такие спектакли ставят все «Театры Драмы», причем, как и сейчас, так и лет 100-150 назад (наверное). Ну, всем требо текст подобный. Наша реальность такова. Другое дело, как это поставить, как это сделать. Я как-то наблюдал «№13» Куни с Мироновым в главной роли и это не вызывало отторженья. Но в других театрах, что мне попадались, это было отвратительно.
И вот у Кемерово спектакль «Боинг-…» для своего текста оказался вполне даже ничего. Он не вызывал яростного протеста и отторжения, и пару раз даже заставил улыбнуться обычно сморщенное при подобных действах Королевское Лицо. Но не более того. Сие я посчитал данью «драмтеатровскому зрителю». Однако, сам театр, какай-то дух его определенный - мне понравился. Я ждал.
Сегодня - «Целлофан» по Якобсдоттир. Сие я не читал и уж теперь не собираюсь на это тратить время точно. Материал - а-ля Гришковец, только в юбке. Иначе говоря, ничего интересного, все на уровне примата, глубиной на полуштык лопаты. К тому же, как вы, верно, поняли, это моноспектакль, но показали его на большой сцене. В Челябинской Драме большой зал не так уж и велик, не давит он пространством и в принципе уютен, но все-таки большая сцена и один актер. Для нкстоящего успеха здесь нужен либо гений режиссерский, либо текст с большой буквы, либо что-то третье. Но в этом случае сего не было. Зал окахался пуст, я сел на середине первого ряда и… Актриса - молодец. Сценографическое решение - все исполнить в картоновых коробках на каркасе - тоже хорошо. Но текст - псу под хвост. Это пустое. Для моноспектакля этого катастрофически не хватает. В той же поставленной всеми и везде и продолжающей свой театральный путь «Наташиной мечте» смысла много больше, нежели здесь. Да, там другой возраст. Но если требо моноспектакль - берите текст живой… Другое дело, что публика-то ведь довольна. Гришковца ведь любят, Куни - тоже, «Боинг-…», уверен, пользуется диким спросом, и вот эта вот работа под названьем «Целлофан» тоже привела в восторг большую часть зрительного зала, особенно женщин за 40 (хотя действо и опзиционируют как спектакль про женщин для мужчин; к слову, в Кемеровской Драме есть и «Тостестерон»). Но это пошло и только. Там смысла ноль. Так что серьезно обсуждать сие по определению нельзя. Уж извините, но я уверен в этом.
Место на
«Театральной Стене Крутости (Королевской) 2011-2012 уэтих двух спектаклей соответствующее.
Что остается? Ждать. Вот завтра будут «Три сестры», и тут уж ДрамТеатру из Кемерово не отвертеться. Здесь все станет ясно - мы сразу же поймем, чего стоит сей театр, коли он провозит такие «Три сестры». Пока же, по Королевским Ощущениям, авансом я скажу, что у данного театра есть все предпосылки для того, чтобы оказаться театром очень даже ничего. Нет, вот что, в любом случае, даже если завтра «Три сестры» окажутся ужасны, театр этот неплохой. Труппа у него живая, интересная, способная на многое. Так что завтра мы будем в большей степени оценивать режиссера - Дмитрий Петрунь поставил и «Боинг…», и «Целлофан», и «Три сестры».
Но это только завтра. А пока…
Хм, знаете что? Сейчас вот смотрел в сети информацию о Кемеровской драме и в том числе об их арт-директоре - Давиде Бурмане, и… я вспомнил, что как-то года четыре или лет пять назад в Тюмени, когда там проходил фестиваль театров кукол «Золотой конек», то я сходил на один спектакль, или не сходил, ибо там не было билетов, но после действа встретил знакомую на тот момент местную тюменскую «театральную даму», которая была в компании некого «театрального продюсера», представившегося Давид… и я запомнил только имя, ибо он сразу провел ассоциацию с царем Давидом. И как-то все мы разговорились, зашли в кафе, а тут выяснилось, что у меня в тот день был День Варенья (да, точно, это было 4 июня), и он всех нас угостил вином.
И я не знаю почему, но все это дело я запомнил благодаря тому, что на пути в это кафе - то, что в тюменском ЦУМе, на первом этаже под эскалаторами с одним из первых в те дни wi-fi’ем, и то он был далеко не «free» - мы стояли на перекрестке, и кто-то сказал ему - Давиду - что не надо стоять спиной к проезжей части. А на его вопрос «почему», я ответил «Чтобы, если что, видеть Ее в лицо». Просто запомнилась эта фраза, а через нее и вся та встреча. О продюсере этом у меня осталось лишь то, что его зовут Давид, и он из Питера. Все это совпадает, смотрю в сети - он «президент и директор международного фестиваля кукольных и синтетических театров «КУКART», и вот «приехал в Кемерово по приглашению директора драмтеатра Алексея Разукова, и в течение года будет заниматься всевозможными театральными экспериментами». Верно, это было в начале сезона, и сейчас этот год заканчивается.
К чему я все это? Внешне я не помню, тот или не тот этот Давид - театральный продюсер в сфере театров кукол из Питера, но… много ли таковых у нас в России? Верно, это он. И как в итоге интересен и тесен мир. Да, старая избитая фраза, но удивляешься сему каждый раз. Тем более что не забыл, а на протяжении этих лет довольно часто вспоминал ту фразу на перекрестке и эту встречу.
Очень надеюсь на то, что оставшиеся два спектакля из Кемерово окажутся достойными.
А может напроситься на интервью с ним? Думаю, может получиться интересный материал. По крайней мере, попробую.
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
«Театральная Стена Крутости (Королевская) 2011-2012 «Театральная афиша (Королевская) в Челябинске»