Демократия и элита в древних Афинах

Aug 29, 2009 13:50

«Специфика афинской (и вообще античной) демократии заключалась, помимо прочего, именно в том, что демос переносил на себя аристократические институты. Если Великая Французская революция лишила аристократию всех ее привилегий, то «афинская революция» (выражение Дж. Обера) оставила эти привилегии в силе, но распространила их на всю массу граждан. В ( Read more... )

быдловедение, история, демократия

Leave a comment

Comments 46

hubris_ipod August 29 2009, 10:16:11 UTC
Власти для того и существуют, чтобы их регулярно профилактически пороть, а кое-кто, забыв об этом, укорял тех, кто делал перепосты в связи с Саяно-Шушенской ГЭС. Возможно, в западных демократиях сейчас не так здорово, как в Афинах, но никогда не забуду покойного Борис Николаича, к-й приехав к другу Биллу, вышел к журналистам и начал объяснять, что они неправы. С другом Биллом припадок случился.

Reply

az118 August 29 2009, 10:43:41 UTC
поротая власть уже не власть.

Reply

kornev August 29 2009, 10:50:20 UTC
Правильно: истинная власть в Афинах принадлежала не чиновникам, а тем, кто их "порол", а именно - демосу.

Reply


az118 August 29 2009, 10:42:08 UTC
> «афинская революция» (выражение Дж. Обера) оставила эти привилегии в силе, но распространила их на всю массу граждан. В первом случае высшие слои опускаются до уровня низших, во втором - низшие поднимаются до уровня высших. Афинский демос не ликвидировал аристократию, а сам во всей своей совокупности как бы стал аристократией.

подобная агрументация характерно неаристократична,
поскольку подменяет причину следствием, выдавая
чисто внешние признаки явления за его сущность.

Аристократия имеет привилегии в силу своего качества,
а не становится аристократией от получения привилегий.

Reply

kornev August 29 2009, 10:54:06 UTC
На самом деле аристократия - это интеллигенция в эпохи, когда большая часть народа была темным неграмотным быдлом. Все ее привилегии и легендирование ("чистая кровь") имели смысл интеллигентской самозащиты перед лицом необразованных масс. Как только общество в целом двигалось к прогрессу и образованности, необходимость в таком легендировании отпадала.

Reply


az118 August 29 2009, 10:49:55 UTC
путаница аристократии и элиты.
первая не выбирается и не ротируется.
а элита потому и элита что выбирается,
и стало быть, в теории является наказуемой
выборщиками как ее нанимателями-хозяевами.

но на практике в условиях мегаполисов и
крупных государств хозяева - олигархи.

Reply

kornev August 29 2009, 10:55:45 UTC
Применительно к классическим Афинам речь идет именно о родовитой аристократии: афиняне в течение всего V века старались ставить почти исключительно на "породистых лошадок". Вот в IV веке уже было много политиков простого происхождения.

Reply

az118 August 29 2009, 11:05:23 UTC
да. и это неизбежно для демократии.

Reply


az118 August 29 2009, 11:02:36 UTC
аристократия родом из военной демократии,
с которой начинался полис, но которая по сути
является переходным этапом к монархии.

Reply

kornev August 29 2009, 11:37:04 UTC
Это общая схема. На практике в полисах подобные циклы шли по спирали много раз. А Афины (как и Рим) - это вообще скорее удачное исключение, чем правило.

Reply

az118 August 29 2009, 15:34:46 UTC
Афины кончились извне Македонией, - своей аристократии почти уже не осталось.
А в Риме сословие патрициев оставалось аристократией до самого конца Империи.

Reply

kornev August 29 2009, 15:57:30 UTC
Жизнеспособность полисов зависела не от аристократии, а от среднего класса, причем от его низов. Это особенно хорошо видно в Спарте, могущество которой пресеклось из-за концентрации земель в руках верхушки, за счет основной массы граждан.

Reply


igor_mikhaylin August 29 2009, 11:20:11 UTC
Вы несколько идеализируете греков, тогда вообще, а у греков в частности было принято проводить геноцид противников, включая и внутриполитических. Потому аристократы, если не имели возможности сопротивляться, то предпочитали сотрудничать.

Reply

kornev August 29 2009, 11:29:41 UTC
Вот как раз Афины были исключением, этим и объясняется их подъем.

Reply

az118 August 29 2009, 15:37:45 UTC
подъем чего?
философии-литературы-науки?
а кто сказал что это подъем а не эйфория от упадка?

Reply

kornev August 29 2009, 16:01:04 UTC
Расцвет экономики, политического могущества, контролируемого ареала, военной мощи, человеческого потенциала и т.д.

Reply


Leave a comment

Up