«Революция качества» в позднесоветской науке

Feb 10, 2016 13:09

На днях столкнулся с «правым хунвейбином», который мне на полном серьезе заявил: «Да и не было в Совке фундаментальной науки...». А раз не было, то, надо понимать, и жалеть не о чем, и сохранять нечего, и возрождать не нужно. Обычно считается, что правые умнее левых: интеллект повыше, кругозор пошире, одержимость поменьше. Но в России и здесь «все не как у людей». Из нашей правой интеллектуальной молодежи упорно лепят каких-то идиотиков-хунвейбинов, которые смотрят на мир через призму априорной догмы, а если реальность в нее не укладывается, то «тем хуже для фактов». И проблема тут даже не в «очернении СССР», а в оглуплении самих «очернителей». Понятно, что от людей настолько зашоренных ничего хорошего ожидать не приходится.

В этой среде считается, что все серьезные научные достижения, какие были в СССР, либо выбиты сапогами из «трофейных» дореволюционных и немецких спецов, пока они еще были живы, либо украдены на Западе. Само по себе советское общество фундаментальную науку и серьезных ученых не могло производить, поскольку «дух совка» в принципе не совместим с высоким теоретическим интеллектом. См. например: «Теоретики существа не только малопроизводительные, но и крайне нежные, вянущие с одного чиха. ...Понятно, что при диктаторских режимах такие существа могут быть только "трофейными" и продуктивность их в придворных мракобеснях и лагерных шарашках будет крайне незначительной. ... Думаю не ошибусь, если оценю возможности СССР и Англии в верхней области как 1:100. В СССР было несколько реликтов и сумасшедших, принадлежащих к верхнему уровню, но не было сообщества учёных». Словом, появление в среде «потомственных советских рабов» великого научного интеллекта, а тем более целого научного сообщества, так же немыслимо, как самосборка Боинга из мусорной кучи. И если у взрослых критиков это выглядит как полемический перегиб, то правая молодежь «просвирнинского призыва» все это уже принимает за чистую монету, как нечто достоверное априори и не требующее дальнейшего разбирательства.

Было бы интересно обозреть достижения советской научной школы где-то с 70-х гг., в период, когда дореволюционный запал уже выветрился, и в продуктивный возраст вошли люди заведомо «советского изготовления». Поскольку разговор зашел о фундаментальной науке, то возьмем «наифундаментальнейшую» - математику, где все зависит только от «чистого разума», и где глупость невозможно компенсировать никакими ресурсами, вложенными в научное оборудование. Здесь для научного творчества необходим самый тонкий, редкий и «навороченный» тип интеллекта. Если признать, что «Совок» - нечто абсолютно несовместимое с интеллектуализмом, то именно в фундаментальной математике у советских ученых должны были напрочь отсутствовать какие-либо открытия и творческие успехи. Именно здесь они должны были ограничиваться только заимствованием. Здесь к концу существования СССР должно было располагаться «застойное болото» без единой светлой мысли. Приходишь в «Краснознаменный институт советской математики», а там люди на четвереньках бегают и лакают алкоголь прямо из луж.

Может ли профан оценить успехи математиков, выращенных советской школой? Поскольку я и большинство моих читателей не являемся в этой сфере экспертами на переднем крае мировой науки, то придется положиться на оценку, данную такими экспертами. А именно, на списки лауреатов самых престижных международных научных премий. В сфере математики это Медаль Филдса, Абелевская премия, премия Пуанкаре и премия Вольфа. Добавим к этому списку также премию Европейского математического общества для молодых математиков (она интересна для изучения текущей кадровой продуктивности национальных научных школ). Вся информация по этим премиям и их лауреатам находится в Википедии или элементарно гуглится. Обзор этой информации способен повергнуть в шок «правого хунвейбина», априори уверенного в абсолютном ничтожестве «потомственных совков».

I. Филдсовская премия: «Международная медаль за выдающиеся открытия в математике». Основана в 1936 году. До 1970 года ни один наш математик ее не получил. Но начиная с 1970 года, когда подросли уже заведомо «советские» ученые, пошел поток. За 1970-2014 гг. из 42 лауреатов - 9 представителей советской школы. Т.е. 21% от общего числа, одна пятая. При населении 2% от мирового или около 10% от населения всех развитых регионов мира (Европа, США, Япония и т.д.). За тот же период у Британии (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) было 8 лауреатов (кто там говорил про «1 к 100»?); среди уроженцев США - 7; Франция вырастила 6; великая высоколобая Германия - одного единственного («давайте подражать немецкой школе»). Вот вам и «застой», «дегенерация», «отупляющая советская школа». Теперь вам, надеюсь, понятно, почему многие так стремятся разрушить советскую систему образования. «Слишком жирно» для сырьевой колонии. Ибо в нашу «цифровую» эпоху достижения математики могут непосредственно трансформироваться в деньги и могущество. Пока Россия способна производить великих математиков, у нее хотя бы теоретически есть шанс восстановить свое законное место в мировой иерархии.

Важно, что эта премия не вручается лицам старше 40 лет. Все наши лауреаты родились после 1938 года и являются продуктом советского воспитания и советской системы образования. Это советские люди во 2-3 поколении. Перечислим наших лауреатов поименно (в скобках - годы жизни, год вручения премии), с указанием социального происхождения (где удалось найти); места рождения; вуза; научной специализации.

1) Сергей Новиков (1938- , 1970) - математик во 2 поколении; Горький; мехмат МГУ; топология.

2) Григорий Маргулис (1946- , 1978) - Москва; мехмат МГУ; теория групп. (С 1991 г. работает вне России).

3) Владимир Дринфельд (1954 - , 1990) - математик во 2 поколении; Харьков; мехмат МГУ; квантовые группы. (С 1998 г. работает вне России).

4) Ефим Зельманов (1955 - , 1994) - интеллигент во 2 поколении; Хабаровск; мехмат НГУ; теория групп. (С 1987 г. работает вне России, но «филдсовские» открытия совершил еще в СССР).

5) Максим Концевич (1964 - , 1998) - ученый во 2 поколении; Химки; мехмат МГУ; теория суперструн и квантовая гравитация. (С 1992 г. работает вне России).

6) Владимир Воеводский (1966 - , 2002) - ученый во 2 поколении; Москва; мехмат МГУ + Гарвард; алгебраическая геометрия. (Формально - закончил образование в США, но научные публикации появились еще до отъезда, см. его интервью).

7) Григорий Перельман (1966 - , 2006) - из семьи технических интеллигентов; Ленинград, матмех ЛГУ; топология. (В 1992-1996 гг. работал за рубежом).

8) Андрей Окуньков (1969 - , 2006) - ученый во 2 поколении; Москва; мехмат МГУ; теория представлений. (С 1996 г. работает за рубежом, но в большую науку его ввел советский научный руководитель, см. его интервью).

9) Станислав Смирнов (1970 - ; 2010) - ученый в 3 поколении; Ленинград; матмех ЛГУ; матметоды в статфизике. (С 1992 г. работал и защитился за рубежом, но его научный руководитель - представитель советской школы, см. его интервью).

Итак, перед нами 9 признанных представителей мировой научной суперэлиты. Что у них общего? Все они родились, выросли и сформировались как личности еще в СССР. Самому молодому в 1991 г. был 21 год. Все без исключения окончили советскую школу и советский вуз. Все, кроме одного, сформировались как специалисты под руководством более старших представителей советской науки. То есть, это продукты советской школы, которая вышла «на полные обороты» и стала «штамповать» суперэлиту как раз в последние десятилетия существования СССР. И еще одна немаловажная деталь: у 6 из 9 родители тоже являются советскими учеными, обычно - математиками или физиками.

«Правый хунвейбин» тут, конечно, возразит: «Все эти люди поднялись не благодаря, а вопреки мерзкому Совку. Это отдельные энтузиасты-одиночки в советской пустыне». То есть, самозародились как мыши в грязном белье. Но позвольте, в Африке, в Мексике и даже во многих благополучных странах Европы математические гении почему-то не самозарождаются даже в единичных экземплярах. А тут - пачками. Если в стране как грибы растут признанные представители мировой научной суперэлиты, то значит, были созданы условия. Была выращена ГРИБНИЦА. Здесь, как и в спорте, чемпион - только вершина айсберга. Чемпиона подкрепляет целая пирамида. На каждого «чемпиона»-суперэлитария было 10 менее удачливых элитариев, 100 качественных профи «на переднем крае науки» и 1000 середнячков-грантоедов (пропорции условны). А в самом основании - «плодородная почва», на которой все это выросло: высокий уровень преподавания математики в обычной школе плюс система школьных олимпиад; сеть математических кружков и матклассов; заочные физмат школы, организуемые профильными вузами; мотивирующая научно-популярная пропаганда; признание обществом престижности научного знания и научной карьеры. Все это было в позднем СССР. А без этого - не было бы и «чемпионов». «Сыпали много заварки», - вот и получился крепкий чай. Никакой мистики.

Если взять двадцатилетний интервал 1990-2010 гг., то ни одно награждение Медалью Филдса не обходилось без наших ученых (награждение этой премией производится раз в 4 года). А в 2006 году было сразу два наших лауреата, причем за различные, не связанные достижения. Потрясающий результат: в это двадцатилетие ученые, порожденные советской школой, составили почти треть от всех филдсовских лауреатов (32%). Просто какая-то невиданная «революция качества» в советской математике.

Причина этого, скорее всего, в уникальном сочетании двух разнонаправленных факторов. С одной стороны, эти люди были выращены еще целенькой, не развалившейся советской школой. Но с другой стороны, период их творческого роста пришелся на крах советского проекта и открытие границ. Они могли полностью, без проблем и барьеров, интегрироваться в мировую научную среду. Они и сами от этого многое почерпнули, и заставили западных коллег себя заметить и оценить. Если бы «поздний брежневизм» продолжился в 90-е и 2000-е гг., то, возможно, некоторые из этих ученых не достигли бы таких высот или не были бы по достоинству оценены мировым научным сообществом.

Впрочем, тут нельзя исключать влияние политического фактора. Уж слишком подозрительно частота награждения наших ученых коррелирует с «теплотой» отношений между Москвой и Западом. В 70-е гг. пошла «разрядка», и сразу наши получили 2 премии. С конца 70-х - обострение Холодной войны, и «краник перекрыли». А в 90-е и 2000-е, когда отношения резко потеплели, нашим ученым сполна воздали по заслугам. Но вот наступил 2014 год, украинский кризис... и снова наши остались без премии. Думаю, что если бы не влияние политики, и 80-е гг. не остались бы такими «пустыми», и либо премию пораньше получил бы кто-то из лауреатов 90-х, либо у нас были бы дополнительные филдсовские лауреаты.

А может, дело не только в политике. Просто закончился ресурс этого уникального сочетания, о котором сказано выше. И тогда наши математики ничего не получат и в 2018 г., 2022 г. и т.д. Математиков моложе 40, которые повзрослели в советское время и сформированы советской школой в период ее расцвета, в России больше никогда не будет. Самый пожилой претендент на Филдса-2018 мог родиться не раньше 1979 года. Это значит, что в момент краха СССР ему было не более 12 лет. Его юность пришлась на культурный деграданс эпохи Ельцина, когда людям открытым текстом объявили, что наука - это никчемная низкостатусная фигня, а надо «рубить бабло». «Если ты такой умный, то где твои деньги?» И если после этого юноша все-таки пошел на мехмат, то застал советскую школу и советское научное сообщество уже в момент распада, когда лучшие представители предыдущего поколения разъехались по всему миру, а «на хозяйстве» остались только угасающие старички и «второй сорт». (Смирнов в интервью:«Университетская система за последние 25 лет по многим параметрам отстала, многие ученые уехали или ушли в бизнес, образовалась поколенческая дырка»). В 90-е деградировала и общенациональная система поиска и отбора одаренных школьников. Значительно труднее, в материальном отношении, стал путь в науку для людей, родившихся за пределами крупных научных центров. К тому же управление российской наукой постепенно захватили «эффективные менеджеры», которым научные институты нужны лишь как ширма, чтобы вымогать деньги у государства и переводить их в оффшоры. Если все эти провалы не исправить, «российский филдсовский триумф» 90-х и 00-х не повторится.

Если мы посмотрим на социальное происхождение большинства филдсовских лауреатов, то поймем еще одну причину, почему советская система подготовки научных кадров стала максимально эффективной именно в последние годы СССР. Современная математика - сложнейшая вещь, настолько требовательная к интеллекту и его развитию в раннем детском возрасте, что великие математики рождаются в основном в семьях научных работников или, как минимум, в семьях технической интеллигенции. А хороший научный работник (потенциальный родитель математического гения) сам, как правило, является интеллигентом во втором поколении, не меньше. То есть, если вы лишились интеллигенции, а затем поставили себе целью пачками выращивать мировую математическую элиту, то вам, в качестве «производителей сырья» для последующего отбора и воспитания, потребуется воссоздать достаточно широкий слой интеллигенции во втором (и более) поколении. Сначала сделай из крестьянского парня учителя или инженера, потом сын этого инженера станет ученым (пока еще - заурядным середнячком), а вот у внука уже появится шанс сделаться великим математиком. В 1917-37 гг. количество русской интеллигенции во втором поколении было сокращено в десятки раз, а детям оставшихся советские законы препятствовали получать высшее образование. Первое поколение многочисленной собственно советской интеллигенции подросло к 30-40 гг. Их дети, интеллигенты во втором поколении, стали рожать своих детей в 50-60 гг. Только с этого времени в СССР появился в достаточном количестве социальный слой, из которого можно было отбирать и выращивать математическую суперэлиту. Филдсовские лауреаты «блестящего двадцатилетия» относятся как раз к этому поколению.

Еще один фактор стоит упомянуть. Люди, чье детство пришлось на 60-80 гг., это первое советское поколение, выросшее в относительном достатке и благополучии. Не в бараке или коммуналке, а в собственной квартире. В безопасном и уютном обществе, из которого ушел страх. Накормленные, одетые, не переживающие из-за куска хлеба. Все-таки математика - это аристократическая забава, и чтобы ум человеческий захотел ею занимался, необходим некий минимальный уровень жизненного комфорта и стабильности, удовлетворение наиболее насущных потребностей. Это еще одна причина, по которой советская система отбора и подготовки научных кадров в полную мощь смогла заработать именно на «филдсовском» поколении.

II. Премия Европейского математического общества для молодых математиков. Она не столь престижна, но хорошо отражает текущее состояние подготовки новых кадров в национальных научных школах. Присуждается с 1992 года. Из 60 лауреатов - 11 представители советской школы (18%). Среди них - филдсовские лауреаты Концевич, Перельман, Окуньков, Смирнов. Поражает, что и все остальные наши лауреаты родились с 1960 по 1973 гг. и воспитаны советской школой. Увы, наши молодые математики последний раз получили эту премию в 2008 году. Все обстоит как и с премией Филдса: из-за разрушения советской школы и ориентированной на науку системы мотивации, великие математики в России перестали воспроизводиться. «Священный барьер» - примерно 1975 год рождения. Т.е. все, кому в 1991 году было меньше 16 лет, - «потерянное поколение». И проблема не в способностях, а в разрушенной школе и разлаженной мотивации.

III. Абелевская премия: присуждается выдающимся математикам современности. Это наиболее близкий аналог Нобелевской премии для математиков (в том числе по солидности вручаемой суммы). Существует с 2003 года. Из 13 лауреатов - 2 представителя советской школы (15%).

1) Михаил Громов (1943- ; 2009) - из интеллигентной семьи; Ленинградская обл.; ЛГУ; геометрия. (С 1974 г. работает за рубежом).

2) Яков Синай (1935- ; 2014) - ученый в 3 поколении; Москва; мехмат МГУ; матфизика. (С 1993 г. работает за рубежом).

IV. Премия Пуанкаре: дается за выдающийся вклад в математическую физику и за работы, которые заложили основания новым направлениям в этой области знания. Существует с 1997 года. Из 23 лауреатов - 4 наших (17%). Среди них уже упоминавшиеся выше Максим Концевич и Яков Синай. Другие имена:

1) Людвиг Фаддеев (1934- ; 2006) - математик во 2 поколении; Ленинград; ЛГУ; квантовая механика.

2) Алексей Бородин (1975- ; 2015) - ученый во 2 поколении; Донецк; МГУ; теория групп. (С 1997 г. работал в США, но его научный руководитель - представитель советской школы. С 90-х гг. - гражданин России).

Это пока наш самый молодой признанный математический гений («священный барьер» 1975 года). Обратите внимание, где он родился: в «Донбурасе», в «краю совков и ватников». И наоборот, Львов, после того как там стали жить бандеровцы, перерезавшие исконных европейских жителей, почему-то гениев не производит. А до бандеровцев там была великая европейская математическая школа.

V. Премия Вольфа (по математике). Некоторые считают именно ее аналогом «нобеля» для математиков. Присуждается израильтянами. Существует с 1978 года. Из 56 лауреатов - 9 представители советской школы (16%). Среди них такие мэтры-основатели, как Колмогоров и Гельфанд, родившиеся еще в Российской Империи. Из более молодых - упоминавшиеся ранее Новиков, Громов, Синай, Маргулис. Еще два знаменитых имени - Арнольд (1937-2010) и Пятецкий-Шапиро (1929-2009). Эта премия не столь показательна для наших целей, т.к. ею любят награждать старичков по сумме прошлых заслуг.

К этому еще стоит добавить, что число великих математиков, выращенных советской школой, конечно же, не исчерпывается лауреатами топовых зарубежных премий (учтите к тому же, что это «матч на чужом поле», и на судей могли влиять как перипетии международной политики, так и простое человеческое желание не давать «слишком много печенек» чужакам). Тут как в спорте: на одного фактического чемпиона - 10 достойных победы. И если мы имеем десятки признанных «чемпионов», то только потому, что достойные победы выращивались сотнями, крепкие «мастера спорта» - тысячами, а «дворовым футболом» занимались миллионы. Поздний СССР был настоящим конвейером по производству научной элиты мирового класса. По крайней мере, в сфере математики.

Итак, что мы имеем в итоге. Страна жалких «совков и ватников», «деревенских идиотов», «невыученных уроков», каким-то образом научилась производить мировую научную элиту в режиме конвейера. Или нет, правильнее сказать иначе: даже такая страна смогла «штамповать» мировую научную элиту в режиме конвейера, настежь открыв в науку социальные лифты и применив некоторые эффективные социальные технологии. Несмотря на весьма основательные априорные возражения ( которые представил Галковский), советская система напоследок все же сумела создать условия для формирования редких и выдающихся научных интеллектов. И эти позднесоветские технологии отбора и воспитания научных талантов весьма полезно было бы изучить, возродить и улучшить. Ну, или давайте «отринем все советское, как заразу», и залезем на пальмы, как наши украинские «больше-не-братья».

полемика, наука, СССР

Previous post Next post
Up