Важное наблюдение Еськова

Apr 20, 2015 12:22

Важное наблюдение палеонтолога Еськова:

«Так вот, таких умников не то что не становится меньше, а, пожалуй, даже и прибавляется. А вот кто реально исчезает, так это хорошие середняки, кого в советское время принято было называть "твердыми четверочниками". Поэтому следом за умниками начинаются, безо всякого перехода, совершеннейшие Митрофанушки ( Read more... )

культурная политика, наука, социум, научно-популярное, педагогика

Leave a comment

Comments 49

eednew April 20 2015, 09:29:18 UTC
Фикция, не бывает. Я там написал, как это себе представляю. Да, средний уровень, вероятно, сдвинулся в сторону ухудшения (но процессы такого масштаба - это десятилетия и считанные проценты).

Полных дегенератов стало, очевидно, больше. Но ровно настолько же больше стало супердетей, просто невозможных в предыдущие периоды.

Reply

kornev April 20 2015, 09:33:25 UTC
Да, по поводу супердетей - см. мой постскриптум

Reply

eednew April 20 2015, 09:45:14 UTC
У меня в детстве было приличное количество разного рода материала для изучения, читаю с 3-х лет. Но у меня не было интернета. С книжкой разобрался - и стоп-машина.

А сейчас можно найти почти любой материал по интересующий теме, по крайней мере, доступной для восприятия ребёнка. Плюс общение со сложной техникой начинается в раннем возрасте. Сейчас дети очень часто намного более развитые. Тот юмор, который выдают теперишние младшие школьники, мы освоили к совершеннолетию.

В целом, советские дети, пожалуй, несколько потупее были. Уровень образования - другой вопрос (хотя при наличии родителя-наставника и интернета вопрос закрывается только так).

Reply

kornev April 20 2015, 09:52:26 UTC
Ну вы-то молодой человек, у вас школьный возраст на конец 80-х, 90-е пришелся, когда на книжном рынке уже произошли радикальные перемены. А в 70-е и начале 80-х хорошие книги по многим темам были дефицитом, да и издавалось их недостаточно.

***В целом, советские дети, пожалуй, несколько потупее были.***

Эталонные советские дети - это подростки 60-х и 70-х гг. (когда система еще не начала загнивать), и они, в массе, были совсем не тупыми (несмотря на убогий быт и деревенское, в большинстве, происхождение родителей).

Reply


gleb314 April 20 2015, 09:51:12 UTC
Школа, увы, может весь этот интерес к знаниям выбить.

Reply

kornev April 20 2015, 09:54:45 UTC
Если он появился, то уже не выбьет, но может сложиться так, что школа и этот интерес будут существовать как бы в разных плоскостях (что вызовет проблемы с баллами ЕГЭ, поступлением в вуз и т.п.)

Reply

foxhound_lj April 20 2015, 13:11:39 UTC
Интерес существует только у дилетантов. Например, по вашему интересу к античности я могу предположить, что вы по образованию точно не историк. Возможно, ошибаюсь, но вряд ли.

Reply

kornev April 20 2015, 19:12:19 UTC
***Интерес существует только у дилетантов.***

Во-первых, прежде чем человек станет профессионалом, т.е. пока он студент, школьник, аспирант, он является дилетантом. И если его не ведет живой интерес к теме, то ничего не получится.

Во-вторых, если речь идет о науке, а не о бухгалтерии, то пока человек продуктивен как ученый, у него к теме живой интерес. Как только интерес кончается, это уже не ученый, а автор мемуаров или паразитирующий на подчиненных "шеф-соавтор".

В-третьих, есть куча примеров людей, которые будучи профессионалами, демонстрируют живой интерес к своей профессии и заражают им окружающих. Да вот Еськов - типичный пример.

Reply


bangor_flying April 20 2015, 10:05:54 UTC
Возможно, динозавры просто не очень актуальная тема в СССР позднего периода. Но, например, книги по математике, астрономии, астрофизике, химии переводились и печатались массово, пусть не настолько цветные. Опять же, такие классики, как Левшин или Перельман, или Мартин Гарднер, которого очень любили.

Reply

kornev April 20 2015, 10:35:48 UTC
Динозавры - просто частный пример. В СССР был провал по хорошо иллюстрированной НПЛ, рассчитанной на возраст 3-8 лет, когда у человека формируется базовая жизненная мотивация. Основной поток книг - и хороших, и массовых, - был ориентирован на средний и старший школьный возраст. В СССР, это, может и не было столь критично, поскольку культ науки и образования "висел в воздухе".

Еще один заметный "провал" в советской НПЛ-библиотечке - книги типа "иллюстрированная НП энциклопедия, тематический справочник", причем для всех возрастов.

Reply

zaharov April 20 2015, 12:18:02 UTC
В 80-й в СССР тема динозавров тоже была модной, выпускали книги, много шло науч. поп. передач про них, и даже показали сериал ВВС про динозавров. У меня с той поры осталась толковая детская книжка "По следам минувшего". Сейчас в нее дочка иногда заглядывает.

Reply

kornev April 20 2015, 19:13:22 UTC
Это уже середина и конец 80-х

Reply


glavbuhdudin April 20 2015, 11:03:16 UTC
Так и есть.

Reply


ms1970 April 20 2015, 11:03:28 UTC
Рост вариабельности против падения качества.
Основная идея из "Секс и ранг" и "Нация и масса".

Reply


Leave a comment

Up