Разгорелась
полемика об уволенном замдекана МФТИ Владимире Сергеевиче Талисманове, который осмелился искренне высказать о Немцове то мнение, которое разделяет большинство граждан России. Травля ученого идет под внешне благовидным предлогом «ругать покойника аморально». Более того, многие защитники ученого тоже признают с его стороны некоторую «вину», не защищают сам этот поступок, а просят снисхождения к «хорошему человеку», который «погорячился» и т.п. Поскольку МФТИ мне не безразличен, тоже выскажусь на эту тему.
Пинающий ногами труп, конечно, выглядит некрасиво, с эстетической точки зрения. А если это труп пособника Гитлера или Джека Потрошителя? А пинающий потерял дорогих для себя людей из-за их проделок? Тогда с эстетической точки зрения ничего не меняется («некрасиво»), но вот с точки зрения этики все меняется радикально. Пинать труп пособника Гитлера этически не предосудительно, особенно если ваши родные или соотечественники погибли от немецких бомб и снарядов, замучены в немецких лагерях смерти. Поэтому сам по себе факт «NN пинает труп» не может служить основанием для этических оценок: сначала нужно разобраться, в каких отношениях находился NN с бывшим хозяином пинаемого тела.
Немцов защищал людей, которые пришли на Донбасс убивать русских за то, что они хотят остаться русскими, за то, что они любят Россию. Он оказывал им покровительство, дружил с ними, помогал, и помогал деятельно, имея для этого ресурсы. Фактами об этом забит весь интернет, да и сам он этого не скрывал, а наоборот, всячески выпячивал. Следовательно, он несет свою долю ответственности за кровь и горе Донбасса, за жертв украинских эскадронов смерти, за пытки и убийства тысяч пророссийских граждан Украины в застенках реальных гестаповцев из СБУ. Немцов - пособник кровавых преступлений украинского нацизма. Любой человек, который чувствует сродство с пострадавшими от укронацизма людьми, имеет полное моральное право высказываться о покойном Немцове сколь угодно негативно. Да, лично он никого не убивал, и даже не отдавал приказов об убийстве. Но и
«Лорд Гав-Гав» тоже никого не убивал, и даже не приказывал, - он лишь «излагал свое мнение по радио». - «Давайте теперь сострадать несчастному Уильяму Джойсу, которого незаконно повесили жестокие британцы. Давайте теперь хранить светлую память о Лорде Гав-Гав и карать всякого, кто посмеет назвать его подонком, достойным казни». Немцов - абсолютный аналог «Лорда Гав-Гав», причем даже более опасный, поскольку тот был только пропагандистом, только «гавкал» в пользу нацистов, тогда как Немцов еще и действовал как политик.
Теперь о Владимире Сергеевиче Талисманове. Имеет ли он право питать ненависть к Немцову? Имеет, и сразу по двум основаниям: и как гражданин России, и как русский по национальности, поскольку нацистские друзья Немцова обращали свою ненависть, свои пытки и убийства именно на эти две категории людей: на тех, кто «за русских», и на тех, кто «за Россию». То есть, Владимир Сергеевич относится к той «группе риска», на которую направлен геноцид украинских друзей Немцова. Упрекать его в ненависти к Немцову - это все равно что упрекать еврея в ненависти к пособникам Гитлера. Абсолютно никакой разницы тут нет. Желание заткнуть ему рот административными методами - это элемент национального гнета. Это знак того, что россиянам и русским в РФ запрещены естественные, нормальные проявления национальной солидарности.
Впрочем, винить за это руководство МФТИ и ректора Кудрявцева не стоит: понятно, что были «звонки» сверху, и что вуз таким образом просто защитился от возможных репрессий со стороны влиятельной «пятой колонны». Об истинной позиции администрации вуза говорит тот факт, что ученого не «выгнали с позором», а позволили написать заявление об уходе с административного поста, и сохранили как преподавателя. Выяснить, кто звонил Кудрявцеву, кто «советовал» принять меры, кто оказывал давление, - это работа для Следственного Комитета, когда он, наконец, начнет чистить украинскую агентуру в органах власти.
Итак, с этической точки зрения все выглядит несколько иначе, чем это представляют себе «защитники светлой памяти Немцова». У них остается последний аргумент: «Нас заботит ранимая психика родственников Немцова. Они то за что страдают?» А о ранимой психике людей, родных и близких которых уничтожили друзья Немцова вы не подумали? С точки зрения людей, которые относят себя к российской либо к русской нации, сама по себе апологетика Немцова в России может расцениваться как растравление душевных ран и оскорбительная провокация. Представьте, что кто-то решил устроить в Израиле почетные похороны одного из пособников или апологетов Гитлера. Какая будет реакция? Понятно, что взрыв ненависти, и ответственность за него несут исключительно устроители чествования. Чествовать Немцова в России, выставлять его героем, «мучеником», - это абсолютно аморальная линия поведения, провоцирующая ненависть и разжигание вражды. Провоцирующая, в том числе, и вал ненависти к Немцову. Хотите, чтобы о Немцове не говорили плохо? Постарайтесь, чтобы о нем забыли, потому что хорошей памяти в России он не заслужил. Если до своего обращения в пособники украинского нацизма он сделал что-то хорошее для страны, то это полностью перечеркнуто фактом его соучастия в поддержке кровавых преступлений против народов России и Украины. В этих преступлениях Немцов покаяться не успел, поэтому они будут висеть на нем вечно.