«Кошки к бою! Пленных не брать!»

Nov 19, 2007 14:18

В последнее время стала популярной тема «извечной вражды» между Англией и Россией. Хочу обратить внимание на один малоизвестный документ, демонстрирующий антианглийские и проамериканские настроения в среде русских морских офицеров середины XIX в.

Речь идет о картине «Абордаж. Эпизод из английских морских войн». Художник - морской офицер Федор Осипович Юшков. Эта картина была написана в 1848 году, а уже в следующем году ее автор назначен адъютантом при начальнике главного морского штаба. Возможно, «политически грамотная» картина послужила одним из факторов карьерного роста. Но скорее всего, автор и до попадания в ГМШ был вхож в круг высшей морской элиты и выражал в картине ее настроения.

На полотне изображена завершающая стадия морского сражения. Американский тяжелый фрегат потопил один английский корабль и схватился со вторым в рукопашную. Правда, инициатива абордажа явно принадлежит англичанам, поскольку американец - без мачт. Почему «целый» британец просто не расстрелял из пушек эту обездвиженную посудину? Почему не очистил палубу картечью? Возможно, он именно этим и занимался, но неудачно сманеврировал и зацепился за американский бушприт. Американцев подрисовано уж очень много, и не только на верхней палубе. Силуэты в пушечных люках показывают, что там художник спрятал еще целую ораву янки. Еще и на корме зачем-то выстроился отряд. В рукопашной англичанам конец...

Больше всего на этой картине радуют заботливо прорисованные человечки на третьем плане. Когда я был маленький, тоже любил рисовать батальные сцены с множеством маленьких человечков. Они оставляют простор для нашей фантазии. Например, один американец, ближе к центру, как бы смотрит на нас. А может, он хочет помочь моряку, который подплывает к борту? Еще один хитрый американец свисает на тросике между кораблями. Наверное, хочет забросить бомбу в пушечный люк. Обратите внимание также на множество отметин от пушечных ядер на бортах кораблей, - художник поработал на совесть.

Скорее всего, на картине отражен один из эпизодов англо-американской войны 1812-1815 гг. («Вторая война за независимость»), когда британцы сожгли Вашингтон и чуть не превратили США обратно в колонию. Британский флот во время этой войны занимался в основном блокадой атлантического побережья США, действуя отрядами легких фрегатов. А американские каперы - в основном тяжелые фрегаты, близкие по мощи к линейным кораблям третьего класса, пытались вырваться в Атлантику. Эти фрегаты в начале XIX составляли главную ударную силу ВМС США (настоящий линкор у них был только один).

На картине как раз и показано столкновение такого капера с двумя британскими легкими фрегатами. Американец потопил одного из англичан мощным бортовым залпом, а в это время второй зашел с носа и сбил ему мачты. В доступных источниках по этой войне я не смог найти боевой эпизод, в точности подходящий под изображение. Был отчасти похожий эпизод с фрегатом Чесапик, прославившийся именно абордажной схваткой. Но это было сражение один на один, и американцы проиграли. Тот бой вошел в историю, благодаря мужеству умиравшего от ран американского капитана Лоуренса, который из последних сил кричал матросам: «Don't give up the ship!» По-видимому, русский художник решил «переиграть» этот бой. Тогда объясняется толпа на корме: это матросы, собравшиеся вокруг умирающего капитана, который призывает их надрать задницу англичанам.

Напомним, что Америка в той войне выступала союзником Наполеона и связывала силы нашего союзника - Англии. Американцы напали на Канаду в июне 1812 года - синхронно с вторжением Наполеона в Россию. Англичане, в отместку за сгоревшую Москву, сожгли Вашингтон. Несмотря на это, картина явно «проамериканская». Может быть, автор «не патриот», «продался за баксы»?

Еще раз обращаю внимание на год написания картины: 1848. Это преддверие Крымской войны, когда напряженность между Россией и Британией обострилась до предела. Автору картины впоследствии довелось принимать участие как в обороне Севастополя, так и в боевых действиях на Балтике. Он проявил себя как отчаянный храбрец и дослужился до адмирала. 1848 год - это также начало европейских оранжевых революций, подготовленных британцами с целью ослабить континентальные режимы и расшатать политическую систему, выстроенную Россией в Европе. Немного позже им удалось спровоцировать гражданскую войну в США, которая чуть не закончилась распадом этой страны.

Короче, англичане в те годы проявляли предельную наглость. И у этой наглости были объективные основания: к середине века технологический разрыв между Британией и остальным миром достиг максимума. По сути, англичане жили как бы уже в конце XIX века, тогда как большинство других стран, в том числе Россия, еще только выползали из XVIII. И размышляя о грядущем столкновении с этим индустриальным монстром, русские морские офицеры с надеждой поглядывали на США, как на потенциального союзника в грядущей войне. А также изучали опыт войны с превосходящим противником на примере англо-американского противоборства. Отсюда - сюжет картины.

Картину я обнаружил по наводке в блоге http://lj.rossia.org/users/john_petrov/801771.html. К сожалению, в Википедии пока нет ни слова о творчестве Юшкова, не сказано, что он из семьи художников, упомянуты только его военные заслуги. И вообще, не помню ни одной попытки как-то «раскрутить» этого яркого и многостороннего человека, отважного капитана и в то же время - творческого интеллигента. А ведь по его биографии фильмы можно снимать («Хозяин морей» и т.п.) А уж биографическую передачу на телеканале «Культура» он заслужил наверняка.

Англия, флот, Юшков

Previous post Next post
Up