«Кодекс Хейса» для русской культуры

Nov 17, 2011 19:52

По должном размышлении, становится понятно, что желаемое выделение «внутреннего русского круга» произведений и авторов в рамках русскоязычного пространства должно вестись из соображений качества и полезности. Все, что полезно для русских на русском языке, что делает русских лучше, сильнее, умнее, солидарнее, - это «русское». Все, что вредно, что делает русских хуже, слабее, глупее, разобщеннее, - это «нерусское». Любой другой критерий не позволит отфильтровать людей, которые, будучи «русскими по паспорту», гонят «чернуху», в подражание низменным образцам. И здесь поучительный пример дает знаменитый Кодекс Хейса (Hays code), принятый в Голливуде в 1934-1968 гг. Этот кодекс накладывал определенные добровольные рамки на нравственное и мотивационное содержание голливудской продукции. И эти рамки никак не помешали триумфу американского кино повсюду в мире.

По аналогии с этим кодексом можно сделать и «Кодекс русского в культуре». В первом приближении, такая попытка делается ниже. Любое современное творчество на русском языке, которое удовлетворяет этому Кодексу, можно считать стопроцентной русской культурой.

КОДЕКС РУССКОГО АВТОРА

Русские деятели культуры отдают себе отчёт в том влиянии, которое их творчество может оказать на самосознание русского народа. Рассматривая книги, фильмы, музыку прежде всего как форму проведения досуга, не имеющую своей прямой целью обучение или пропаганду, они признают, что в рамках развлекательного жанра они могут нести непосредственную ответственность за духовное и нравственное развитие общества, за улучшение принципов общественной жизни и, в значительной степени, за правильное мировоззрение людей.

1. Ни одно произведение не должно показывать в негативном свете здоровый образ жизни, традиционные жизненные ценности, привычные представления о добре и зле, разделяемые здоровыми русскими. Не следует яростно бороться с неопасными поведенческими крайностями (впадать в гомофобию и т.п.), однако они должны подаваться именно как исключения, чудачества, а не как «прогрессивный выбор молодого поколения». Недопустима пропаганда разрушительных для личности привычек и образов жизни, в частности, алкоголизма, наркомании и проституции. Жертвы этих пороков должны изображаться именно как жертвы, жалкие и обреченные, не вызывающие желания им подражать.

2. Необходимо прививать аудитории представление о ценности человеческой жизни, о достоинстве человеческой личности, особенно, если эта личность - русская. Симпатии аудитории не должны быть на стороне преступления, недостойного поведения, зла или греха, в том случае, когда жертвой становятся русские. Преступления, совершаемые против русских, не должны быть представлены таким образом, чтобы вызывать сочувствие к преступнику или желание повторять такие действия. Авторы не должны навязывать публике оправдание преступлений против русских соображениями «государственной пользы» или какими-то иными абстрактными принципами.

3. Недопустимо ставить под сомнение те естественные нормы поведения и законы, справедливость которых сознает здоровое русское большинство. При столкновении естественного чувства справедливости, нормальных представлений о должном и допустимом с формальным законодательством, симпатии автора должны быть на стороне естественной морали. Автор должен стремиться к следующей иерархии групповых ценностей в произведении. Общегражданские приоритеты доминируют над кланово-корпоративными, русское национальное доминирует над общегражданским. Семейные приоритеты доминируют над общегражданскими и корпоративными. Соотношение между семейными и русскими национальными приоритетами отдается на волю автора и может быть предметом нравственной коллизии произведения.

4. Традиционная моногамная семья, нормальные взаимоотношения между детьми и родителями не должны быть объектом критики и глумления. Русское искусство должно содействовать разумной русской биополитике, укреплению русской семьи, уважительному и терпимому отношению русских детей к своим русским родителям. Автор ни в коем случае не должен потворствовать «охоте на ведьм», которая устраивается чиновниками в рамках «ювенальной юстиции».

5. Русское искусство должно быть максимально свободно от отвратительных и невротизирующих сцен. Недопустимо смакование насилия, крови, жестоких подробностей, сцен разврата и т.п. Трактовка низменных, вызывающих отвращение, неприятных, хотя и не обязательно по сути злых, предметов и мотивов должна быть основана на принципах хорошего вкуса и уважения к чувствам аудитории.

6. Продажное правосудие, изощренные пытки, сексуальное насилие, развращение малолетних, похищение органов, рабство и работорговля должны трактоваться как однозначно негативные и непростительные явления, которым не может быть оправдания. Совершающие эти преступления не должны вызывать симпатии. Месть любой степени за эти преступления должна показываться как абсолютно справедливое и желательное возмездие. Потворствование властей этим преступлениям должно трактоваться как достаточный повод для народного протеста и восстания.

7. Защита своих коллективных интересов, консолидация и самоорганизация должны трактоваться как естественные, неотъемлемые и законные права русских, любое покушение на которые является агрессией, преступлением и национальным гнетом. Никакое произведение искусства не должно оспаривать фундаментальное право русских быть лидерами и наводить порядок на Русской Земле.

8. Недопустимы сомнения в том, что русские существуют как этническая группа и являются нормальным народом, со всеми правами, которые ООН признает за другими народами. Рассуждения о том, что «русских нет», «русские сброд» и т.п. допустимы лишь со стороны персонажей, которые квалифицируются как дураки, враги, злобные нацисты и расисты, ненавидящие русских. Желательно, чтобы в конце произведения такой персонаж осмеивался, менял свое мнение или погибал страшной смертью.

9. Недопустимо прививать русским комплекс вины и неполноценности перед другими народами. Русские имеют право испытывать чувство вины только перед собственными детьми и потомками, а чувство неполноценности - только перед собственными великими предками.

10. Необходимо укреплять солидарность русских поколений, привязанность к родной земле, к ее истории и природно-географическим особенностям. Недопустимо огульное глумление над русской историей, выдающимися русскими деятелями, православием, Российской Империей, подвигами и достижениями русского народа в советское время. Это не исключает взвешенную критику в рамках пристойного.

11. Необходимо справедливо изображать традиции других народов, историю, органы власти, выдающихся людей и всех граждан других стран. Ритуалы любых религий должны изображаться со всей возможной точностью и уважением. По умолчанию, отношения между русскими и народами, не враждебными русским, следует показывать как гармоничные и добрососедские. Нужно подчеркивать, что необходимым условием этих добрососедских отношений является уважение представителей других народов к русским как к народу-субъкту политики, который имеет право защищать свои интересы и по природе является Лидером и Хозяином на Русской Земле.

12. Никоим образом не ограничивая свободу автора на создание отрицательных персонажей, следует признать недопустимыми обобщения, огульно навязывающие негативный образ всем русским или их большинству. Русский «по умолчанию» должен быть показан как человек справедливый, цивилизованный, симпатичный, трудолюбивый, стремящийся к знанию и культуре, ориентированный на демократию и добрососедские отношения с другими народами.

13. Для современного русского автора абсолютно необходимы безупречное владение русским языком и представление о тех сокровищах русской культуры, которые были созданы до него.

культурная политика, русские

Previous post Next post
Up