В сообществе
ru_philosophy задан любопытный вопрос:
«Как философия смотрит на отмазку от армии?» Отправная точка вопроса - «лоялистская» позиция Сократа (в передаче Платона), который из уважения к Законам Государства отказался от возможности бежать после смертного приговора.
В качестве контекста добавим, что в Древних Афинах существовала всеобщая воинская обязанность и срочная служба для всех граждан в возрасте с 18 до 20 лет. Сам Сократ, помимо срочной службы, несколько раз был «на фронте», сражался с копьем и щитом в руках.
Ответ очевиден: государство государству рознь. Сократ был гражданином не абстрактного «государства», а свободного античного Полиса.
Напомним, что в этом самом государстве гражданам платили зарплату за то, что они приходили на регулярный «Афинский Марш» («Кондопожский сход») и непосредственно участвовали в управлении. В этом самом государстве Сократ, не прилагая усилий, попал в «парламент», а течение суток даже исполнял должность «президента». А когда государство захватили тираны и приказали Сократу участвовать в репрессиях, он не побежал по свистку, а послал их куда подальше. В отличие от разных уродов, он четко сознавал, что не «всякая власть от Бога».
В этом государстве политиков с подозрительно высоким «рейтингом» - прогоняли взашей. Верховных главнокомандующих, по вине которых «тонули лодки» с людьми, - присуждали к чаше с цикутой. О том, что в этом государстве офицеры не продавали оружие врагам, а своих солдат - в рабство, упоминать даже не стоит.
Представим себе, что персы победили при Марафоне, и Афины попали под власть Азиатской Империи. Представим, что они посадили в Акрополь своего баскака и установили свои «законы» (точнее, единственный закон «вертикали власти»: «я начальник - ты дурак»). Представим, что эта Империя под страхом плетки сгоняла афинян в некую «армию», чтобы использовать для порабощения новых земель и усмирения непокорных. Думаю, никто не сомневается, что и Сократ, и Платон посчитали бы своим долгом всадить копье в брюхо такому «государству». Это и есть настоящий ответ философии.