«Фрикономика» (Freakonomics)

Feb 23, 2007 23:04

На прошлой неделе появился настоящий бестселлер: пожалуй, самая интересная «серьезная» книга за последний год. Авторы - Стивен Д. Левитт и Стивен Дж. Дабнер. Книга дает ответ на ряд неожиданных вопросов из жизни современного общества. Например, почему большинство наркоторговцев зарабатывают не больше, чем служащие Макдональдса. Или почему школьная успеваемость ребенка не коррелирует с таким фактом, как время, проводимое им у телевизора, и сильно зависит от того, в каком возрасте были первые роды у его матери.

Для отечественного читателя она интересна еще и тем, что знакомит с некоторыми фактами из жизни современной Америки, которые нашими СМИ упорно замалчиваются. Один из этих фактов - резкое падение преступности в США, отмеченное с начала 90-х гг. К примеру, количество убийств в Нью-Йорке сократилось с 2245 в 1990 г. до 596 в 2003 г. Почти в 4 раза! И так во всей Америке, по всем видам тяжких преступлений, от ограблений и изнасилований до угонов машин. А самое главное, что в первую очередь снизилась подростковая и молодежная преступность. Для человека, знакомого с постоянным ростом криминала в России, факт удивительный: наши чиновники привычно списывают рост преступности на «американизацию» нашего общества, на демократию и капитализм, на «бездуховность». Впрочем, авторы акцентируют внимание не на самом явлении (для американцев - общеизвестном), а на его причинах. Они устанавливают непосредственную причинную связь между снижением преступности после 1990 г. и свободой абортов, введенной в США с 1973 года. По логике авторов, обоснованной с цифрами на руках, каждый добровольный аборт - это (в будущем) cэкономленное место в тюремной камере.

Свободой абортов сразу же воспользовались миллионы женщин из бедных слоев общества, из негритянских гетто и т.п. (богатые и раньше умели обойти запрет). К 2004 году количество официально совершенных абортов перевалило за 37 миллионов. В итоге с начала 90-х ряды преступности не смогли пополнить миллионы подростков из неблагополучных семей, которые, по статистике, имеют максимальный шанс попасть на кривую дорожку. Отсюда и снижение.

Авторы утверждают, что любая причина, которая подталкивает женщину к аборту, предсказывает, что у ее ребенка будет несчастливая или криминальная судьба (даже если это всего лишь безответственность и низкий уровень культуры, не позволивший ей воспользоваться контрацептивами). Нежеланные дети из неблагополучных семей, которые обычно становятся жертвой абортов (как правило - по социальным и экономическим причинам), имеют гораздо меньше шансов прожить нормальную жизнь. Общество, запрещая аборты, делает самому себе плохую услугу, увеличивая «тесноту» на нижних этажах социальной пирамиды, где жизнь и без того нелегка. К повышению рождаемости нужно подходить с другой стороны: устраняя те объективные факторы, которые стимулируют аборты. В России это - проблемы с жилплощадью, низкие зарплаты, а во многих регионах - полная беспросветность существования и отсутствие каких-либо перспектив.

Правда, авторы мельком упоминают еще одну причину снижения преступности в Америке: сворачивание толерантности в отношении правонарушителей - представителей этнических меньшинств. В итоге за 90-е годы население американских тюрем увеличилось на миллион (!) человек, подавляющее большинство из которых - афроамериканцы и латиноамериканцы. Куда смотрят правозащитники?

( дублируется в chto_chitat )

Previous post Next post
Up