Рожденный легендой

Apr 14, 2014 23:40

Когда-то он был величайшим судном человечества и  верхом технического прогресса. На момент своего спуска на воду, он был самый-самый.

В составе британского флота он эксплуатировался всего пять дней. Уже родившись легендой, легендой же он лег на дно Атлантического океана. И останется таковой навсегда.

Имя ему было "Титаник".






Легенда затонула ровно 102 года назад, с 14 на 15 апреля уже невероятно далекого 1912 года. И историю этой трагедии не знает только что ленивый. Пускай не в деталях, пускай в общих чертах, но всем знакомы четыре желтые трубы и айсберг, буквально смявший миф о непотопляемости величайшего судна своего времени.



Хотя, собственно, почему именно "Титаник" был "величайшим"? Ведь, как известно, он был братом-близнецом судна под названием "Олимпик". То есть, их, как минимум, было двое. Но, подумаешь, - "Олимпик"! Служил честно, ремонтировался часто, потом был элементарно разобран на металлолом. Никакой романтики.

Братья-близнецы. Корабль-легенда - справа.


У них даже винты были одинаковыми.



Вообще если глянуть отстраненно, то размах (с поправкой на то время) действительно впечатлял. Некоторые параметры до сих пор заставляют несколько задуматься.





Однако если поставить "Титаник" в один ряд с нынешними великанами, что ходят по морю, он уже не кажется таким огромным. Правда, это совсем неважно - "Конкордия" была больше и современней, но легендой не стала. Как бы парадоксально не звучало, не тот у нее размах.

Масштабы меняются вместе с временем, и ныне сам "Титаник" совершенно спокойно, целиком можно поместить в другое судно.


А вот его сравнение с самым большим пассажирским лайнером нашего времени  "Allure of the Seas". Разница даже без конкретных цифр - очевидна.

Исполины уходят, но легенды остаются.


Об этом судне написано много. Читать можно бесконечно долго. Еще дольше можно разглядывать фотографии. Особенно, если они демонстрируют сравнительный ряд по принципу "Тогда и сейчас". Признаться, сама основательно закопалась во всем этом пока готовила данный пост.

Легенда уже более века лежит на дне океана, и ее трагедия давно перестала быть самой массовой катастрофой на море, но по-прежнему именно история "Титаника" будоражит умы и не дает покоя.

"История "Титаника" продолжает завораживать нас потому что это - великий роман, написанный реальностью. Ни один писатель не мог бы придумать лучше... Противопоставление богатых и бедных, мужчин и женщин, доигравших свои роли до конца (женщины в первую очередь), стоицизм и благородство ушедшей эпохи, величие прекрасного корабля, столкнувшегося с человеческой глупостью, ввергнувшей его в ад..."

Пожалуй, Джеймс Камерон знал, о чем говорил. Ведь он 12(!) раз спускался к останкам корабля на российских батискафах "Мир 1" и "Мир 2". Надо заметить, что погружение занимает от 12 до 15 часов, два из которых уходят только "на дорогу". В итоге Камерон снял фильм, в плане достоверности и отражения трагедии весьма высоко оцененый исследователями гибели лайнера.

Маршрут первого рейса, который оказался и последним. "Титаник" затонул в более чем 600 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд.


Почему-то именно на "Титанике" многие пассажиры буквально устремлялись к лучшей жизни: кто-то уже шел к родственникам, осевшим в Америке, кому-то предстояло все начинать с нуля.

Превосходная идея входного билета - история подлинного пассажира с "Титаника".


Сама по себе компания "White Star Line", которой принадлежало судно,  когда-то делала первые свои "шаги" на поприще пассажироперевозок именно как компания перевозящая эмигрантов.



Компания людей, отправлявшаяся в Америку за лучшей жизнью, была чрезвычано разношерстной. Здесь были эмигранты из Ирландии, Италии, Швеции, России... Поэтому, наверно, не удивителен тот факт, что после крушения "Титаника" среди денежных купюр различных стран были обнаружены даже рубли.

Здесь, правда, доллары...


Но были, конечно, и такие пассажиры на борту, кто целиком и полностью уже состоялся.





Пассажирам первого класса даже было позволено взять с собой домашних питомцев. После крушения из всех животных, находившихся на тот момент на борту, пассажирами были спасены только три собаки.







У тех, кто состоялся и чего-то достиг в этой жизни, были деньги, положение в обществе и билеты в каюты первого класса, стоимость которых в современном денежном эквиваленте исчисляется суммами приблизительно от 5 до 25 тысяч евро. Круиз в самой роскошной каюте ныне обошелся бы почти в 80 тысяч евро. Фунтовые цены на каюты варьировались от 50 до 250 фунтов.

Что ж в такую каюту да за такие деньги собачку-то не пустить?




Развлечений для пассажиров первого класса предоставлялось предостаточно. Тут и курительные салоны, и библиотека, и турецкая баня, и то, что сейчас называется тренажерным залом. Не говоря уже о многочисленных кафе, бассейне, зимнем саде и даже прототипе современного солярия. Прогулочные палубы у самых дорогих кают были собственные, индивидуальные. Как раз как у указанного мистера Кардеза.



Второй класс уже куда более демократичный - ценовой потолок 7 с копейками тысяч. В фунтах того времени - от 13 до 60. В смысле развлечений пассажиры первого и второго, а тем более третьего классов никогда не пересекались.



Цены третьего, весьма скромного по сравнению с первым, класса даже сейчас не кажутся скромными - от приблизительно 300 до 800 евро. Однако фунтовый эквивалент более, чем адекватен - от 3 до 8 фунтов. Нет, все же поразительно, насколько вырос курс за какие-то сто лет!

В общем-то с тех пор мало что изменилось... Общая каюта 3-го класса у того же "Таллинка", конечно, комфортней и лучше, но в целом они весьма похожи.


Перед тем, как подняться на борт, пассажиры третьего класса обязаны были пройти медицинский осмотр. В том числе их проверяли на наличие вшей. По сравнению с другими лайнерами того времени, "Титаник" предоставлял своим пассажирам третьего класса невероятный комфорт. В их распоряжении было помещение для отдыха, курительный салон и обеденный зал. В помещении для отдыха стоял рояль, на котором не возбранялось музицировать, а еда хоть и была простой, в то же время являлась очень сытной и качественной. Кроме того, к основным блюдам всегда подавали свежий хлеб и фрукты.



Роскошь, роскошь, роскошь... Вот, что определяло дух "Титаника" и политику компании "White Star Line". Создать что-то более быстрое, чем у конкурентов, на тот момент было и опасно, и сложно. Поэтому в "White Star Line" сделали ставку на комфорт.



Сделать здесь идеальную фотографию "той самой" лестницы априори было невозможно. Под вальсы Штрауса всем хотелось почувствовать себя героиней Кейт Уинслет.


Но кое-что все же удалось... Буквально пока скользит чужая тень.




Говорят, капитан "Титаника" Эдвард Смит собирался выйти в отставку, но руководство компании уговорило его сделать последний рейс, вывести абсолютно новое судно в первое плаванье. И не знал бедный капитан, что этот рейс действительно станет для него последним. Видимо, поэтому в некоторых сферах профессиональной деятельности принято говорить "крайний" вместо "последний". А морякам-то при их уровне суеверности - сам Бог велел!



Иногда кажется, что судьба лайнера была предрешена... Многие пассажиры, купившие билеты на первый рейс судна, под влиянием различных обстоятельств отказывались от путешествия. Один из них, например, накануне отплытия увидел призрак своего погибшего друга и решил, что он его предупреждает об опасности. Старший помощник Генри Уайлд относился к "Титанику" настороженно - лайнер внушал ему подозрение и тревогу, о чем он писал своей сестре. Да и изданная в 1898 году книга "Тщетность, или гибель Титана", в которой описывалась катастрофа тонущего в Атлантическом океане судна, тоже заставляла смотреть на "Титаник" более, чем просто подозрительно.

Жаль не было спичечного коробка для масштаба... Он бы потерялся на фоне этого исполина. Это кусок угля, какой кидали в гигантские топки кочегары судна. Кидали самоотверженно, до самого конца - чтобы абсолютно каждая из 10 тысяч лампочек "Титаника" горела максимально долго. Прежде, чем вечная тьма океанских вод навсегда сомкнется над лайнером...


"Вид холодной зеленоватой воды, устрашающе ползущей по лестнице вверх, врезался в память. Вода медленно поднималась и одну за другой покрывала электрические лампочки, которые еще какое-то время жутко и неестественно светились под водой".

В ту холодную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года все произошло быстро и неожиданно. Гораздо быстрее, чем можно было бы предположить.

19:30, "Калифорниэн": "Мы видели большое скопление битого льда и много крупных айсбергов. Ледяные поля тоже есть. Погода хорошая, ясная".
           "Титаник": "Сообщение принято. Благодарим. Спокойной ночи".



"Разбудил скрежещущий треск по правому борту. Никто сильно встревожен не был, хотя мы понимали, что произошло столкновение".

0:25, "Титаник": "Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 41,46 норд, 50,14 вест".

0:30, "Карпатия": "Сигнал бедствия услышан. "Карпатия" торопится на помощь на всех парах и прибудет на место бедствия через 4 часа".

1:25, "Титаник": "Мы сажаем женщин в спасательные шлюпки".

1:55, радиостанция мыса Рейс: "Мы не слышим "Титаник" уже около получаса, возможно, у него уже отключилось электричество".



"Была ясная ночь, полная звезд. Луны не было, но я никогда не видел, чтобы звезды светили так ярко. Казалось, они буквально выступают из небосвода. Они сверкали, как бриллианты... Это была ночь, когда человек испытывает радость от того, что живет".



"Титаник" считался непотопляемым. Никому в голову не могло придти, что он не вернется из своего первого рейса. Когда стюарты стали требовать пройти в спасательные шлюпки, многие пассажиры просто наотрез отказались сделать это - все действительно были уверены, что находятся на борту самого надежного судна в мире. Говорят, когда на борту началась паника и в одной из кают третьего класса заклинило дверь, намертво заперев там обитателей, несколько других пассажиров просто вышибли ее. Стюарт, обслуживавший каюты третьего класса, пригрозил им, что ущерб нанесенный подобными действиями имуществу компании придется оплатить в Нью-Йорке.

Этот лед, конечно, был ненастоящим. Но отпечатки ладоней на поверхности все же холодного и мокрого айсберга выглядели жутковато.


Лайнер покоится на дне Атлантического океана на глубине почти 4-х километров. Расстояние между кормой и носом - приблизительно 600 метров.

Шевеленка, знаю... Но снималось с рук практически в темноте.


По всему дну между останками судна разбросаны детали обшивки, отделки, личные вещи пассажиров... Все то, что не уничтожила морская вода и микроорганизмы.



Эта посуда находилась на полках в шкафу, когда лайнер ударился о дно. Со временем микроорганизмы уничтожили дерево, но фаянс, в котором повара готовили горячие блюда, остался невредим. И даже не утратил первоначальной упорядоченности.

Порядок возрастом в 102 года.


Он же - на дне океана.



Шпилька для шиньона. Как оказалось, в 1912 году шиньоны были весьма популярны.

Иероглиф означает "долгая жизнь". Интересно, оправдалось ли пророчество для ее обладательницы?


Можно только гадать, кем была хозяйка этой шпильки, откуда она была родом и кто должен был встречать ее на пристани в Нью-Йорке. И, главное, теперь уже не узнать, в каком из списков она оказалась - спасшихся или погибших.

Каждый искал в списках "своего" пассажира. Упомянутые здесь мистер Томас Кардеза и мисс Мэри Дэвис оказались среди тех, кому повезло.


Можно еще долго говорить о событиях и людях той ночи. Вспоминать тех, кто добровольно остался на борту, и оркестр, который действительно играл до последнего. Осуждать тех, кто струсил, и восхищаться мужеством тех, кто оставался верен своему долгу вплоть до финальных мгновений трагедии. Отдать должное экипажу "Карпатии", шедшей, несмотря на риск буквально взлететь на воздух, к месту катастрофы на максимально допустимой скорости, и всем тем кораблям, чьи экипажи незамедлительно изменили курс, чтобы успеть оказать помощь...

А, может, просто обратиться к тому, что было высоко оценено не только обывателями?

"После того как я увидел обломки подлинного "Титаника", мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съемки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу корабля, и мы спустили на воду венок, на котором написали: "Памяти пассажиров и экипажа "Титаника"".

И это совсем НЕ другая история.



P.S. При подготовке поста была использована информация из ВиКи.

Тем, кому интересны детальные ответы на вопросы "что", "почему", "как", очень рекомендую заглянуть сюда:

http://tov-tob.livejournal.com/101209.html

Здесь невероятное количество всего интересного.

И, естественно, отдельная огромная благодарность ttweak. Не знаю, стоил ли того бак топлива и неожиданная информация о том, что моя машина, кажется, жрет больше, чем показывает ее комп, но я абсолютно не жалею, что прокатилась до Таллинна. Иначе я не смогла бы прикоснуться к легенде.

репортаж, море, дела давно минувших дней, транспорт, Титаник, музей

Previous post Next post
Up