За базар ответишь!

Mar 13, 2014 22:04

Экскурсии, как известно, бывают разными. Кто-то по развалинам дворцов скачет и с обломками былых эпох фотографируется, а кто-то озадачивается площадями рыночных масштабов. Кому - что, как грится.

Рыночных причем в буквальном смысле слова. Наш-то Центральный базар - ого-го-го! И по площади, и по истории. Да и вообще приятно, когда рынок считается старейшим и крупнейшим в Европе и даже, поговаривают, в Америке.

Ну хоть рынок...



Кажется, что этот "ангарный профиль" неотъемлемая часть архитектурного лица Риги. Впрочем, так оно и есть. На самом деле эти павильоны, а их всего пять, просто самый большой, мясной, находится перпендикулярно этим четырем, надводная часть айсберга. Все хранилища и холодильные установки, например, находятся под павильонами.

Мясной павильон во всей красе - самый длинный и сложно организованный.


Вообще про место, которое в народе просто называется "Базар" ("Ты куда?" - "А на базар!" и никто не спрашивает на какой - он такой единственный) ходят легенды и загадочные слухи. И подземные переходы там такие, что можно прийти в другую часть Риги, и какой-то свой вокзал-перрон у них есть, да и павильоны сами не простые, а бывшие ангары для хранения дирижаблей...

Для того, чтобы разобраться со всеми загадками раз и навсегда, можно сделать две вещи: порыться в сети или... посетить Центральный рынок с экскурсией.



Рынок на этом месте, прямо на западном берегу Даугавы (она же Двина), располагался всегда. Однако еще до Первой Мировой стали подумывать насчет реконструкции оного, ибо старый рынок не соответствовал уже ничему - в том числе и санитарным нормам. Какие там стояли "ароматы" (да если еще в жаркий летний день!) представить несложно.

Однако война внесла свои коррективы, и рижанам стало не до базара. С другой стороны, именно "благодаря" войне рынок обрел свой хрестоматийный вид. Дело в том, что в 1916 году в ста восьмидесяти с копейками километрах от Риги в местечке под названием Вайнёде (Vaiņode) были построены два ангара для дирижаблей немецкой армии.



Готовый проект должен был выглядеть вот таким образом:



Собственно, так он и выглядел. У немцев, как известно, слово и дело редко, когда расходятся. У ангаров были даже имена - "Valter" и "Valhalla".





Война - дело, к счастью, невечное, и в мирное время ангары остались невостребованными. Сначала подумывали использовать их для ВВС Латвии (да, смешное словосочетание), но потом рижским градоначальникам пришла в их светлые головы гениальная идея - использовать брошенные ангары в качестве павильонов нового Центрального рынка.

Сначала подумывали оставить ангары в оригинальную величину - 37,4 м высотой, 47,2 м шириной и 240 м длиной, но вовремя сообразили, что большая площадь помещений может привести к резким перепадам температуры, что скверно скажется на качестве продукции. А потом - поди еще попробуй, сооруди что-нибудь для отопления таких громадных сооружений. Поэтому было принято разумное решение ангары укоротить и использовать только верхнюю их часть, а все остальное достроить из кирпича и бетона.

Строительство было долгим - с лета 1924 по осень 1930 года. Но зато, когда "строили мы, строили, и, наконец, построили", во всех зданиях рынка с самого начала было центральное отопление и электрическое освещение. А в 1931 году некие "иностранные специалисты" признали рижский рынок не только самым большим, но и самым лучшим в Европе.

Вид с тех пор мало изменился: трамвай жив, павильоны все там же. Только слева вместо стройматериалов - автовокзал.


Некоторые источники утверждают, что в мире осталось всего 9 ангаров для дирижаблей. Пять из них, получается, находятся в Риге. Хоть и слегка реконструированные.

Внутри они тоже впечатляют.




В 1949 году Центральный рынок переименовали в Центральный колхозный рынок, который советская пресса признала лучшим рынком Советского Союза.



Эхо и отзвуки того, что происходит внизу, гулко отдается под самый свод, и, кажется, что звуки тут живут слоями: звонко, потом глуше и наверху все меркнет и истончается, превращаясь в тихий невнятный шепоток.



На базаре можно купить не только капусточку с мяском. Извольте испробовать домашнего вареньица или квашенных виноградных листьев.



Хотя, конечно, самым экзотичным, пожалуй, является рыбный павильон - туда можно ходить, как в зоопарк, - столько там всяких разных морских гадов. У иностранцев это самый посещаемый павильон, потому что устоять перед запахом копченой рыбки (ммммм!) просто невозможно...

Увы, но это не рыба, а всего лишь "Зингер".


На временно пустующих торговых площадях расположилась экспозиция с фотографиями - можно взглянуть на то, как выглядел рынок раньше.



Антуражик любого порядочного рынка - обязательные контрольные весы. Ныне за обвес можно и скандал поиметь, и штрафные санкции.





Выставка есть, мяско есть, весы есть, а вот



Ну ладно, "дирижбамбли" "дирижбамблями", но пора бы уже и в подземелья спуститься и выяснить, наконец, так ли велик "лабиринт Минотавра", как о нем рассказывают.



Спуск вниз можно преодолеть по обыкновенной лестнице - надо только знать, за какой она дверью. Однако и этого маловато, ведь там есть еще охранник. Но в итоге ты оказываешься там, куда многие приходят каждый день - на работу.



Кажется, что бесконечные коридоры, изгибаясь-извиваясь, растягиваются на сотни метров. Однако общая длина коридоров, соединяющих павильоны - всего 337 метров.



Временами они абсолютно пустынны, но стоит только завернуть за угол, как обнаруживаются все признаки жизни.



Буквально - движуха.



Движуха даже если приглядеться к трубам.

Двустороннее движение.


Строгие инструкции по эксплуатации... удлинителей: запрещено использовать самопальные и раскладывать их на полу.



Помимо длинных коридоров и нелюбви в удлинителям здесь имеется старый копрессорный зал с самым настоящим компрессором.



Публика любопытствует.


Собрано это чудо техники в 1929 году и отслужило оно базару верой и правдой более полувека. Компрессор и сейчас в полной исправности, но технически и морально устарел.



Типичная картинка "базарного" подземелья.





Классическая тележка рижского рынка. Толкаясь и маневрируя в потоках народа именно этими вагончиками, местные грузчики кричат: "Ceļu!" ("Дорогу!").



Яркие пятна неизведанных закутков.





Однако пора и на выход. Большие "пожарные" красные двери.



Они скрываются вон в том темненьком, непрезентабельном проходике. Мы прогулялись под землей из Овощного павильона вплоть до Мясного.



Впрочем по домам еще рановато и, покинув подземелье, теперь забираемся на верхотуру, практически на крышу мясного павильона  - пойдем смотреть тот самый перрон-вокзал Центрального рынка. Находился он, кстати, на уровне третьего этажа. Вид оттуда не даст соврать.



Но стоит обернуться назад, и картина преображается.



Местечко сложно не узнать, если сравнить его с фотографией с выставки:



Столь неожиданное место для станции объясняется тем, что вплоть до Великой Отечественной мясной павильон работал только по оптовой системе. Говорят, что подвозить такое огромное количество товара стандартными техсредствами того времени было довольно проблематично. Поэтому решили протянуть насыпь от располагающейся неподалеку железной дороги (рижане в курсе, она действительно очень близко). Почему нельзя было оборудовать то же самое, но на земле, мне, если честно, выяснить не удалось - источник информации внятного ничего не пробубнил.

Скажите, джентльмены, а поезд уже ушел?.. (с)


Насыпь была уничтожена во времена Второй Мировой. А после ее окончания, надобность в таком "подъезде" и вовсе отпала - павильон перешел исключительно на розничную торговлю. Однако рельсы от дороги пролежали на крыше аж до начала 90-ых годов.



Правда, находились скептики, которые утверждали, что, мол, вся эта ваша железная дорога - враки и легенда. Не было ее никогда, не существовала она. Можно простить скептикам их заблуждения, когда даже официальная гидша настаивала на том, что и павильоны никогда не были ангарами для дирижаблей. Легенда, мол. Однако хватило всего пары кликов в сети, чтобы восстановить историческую справедливость. Были! Так что дирижабли я таки "отжала" :о)

Вот и с "железкой" та же история. Рыдайте, скептики! Вот вам и павильон, и паровоз.



После этого посетить оставалось только еще одно место - все в том же мясном павильоне. Дорога туда вела через залы, напоминавшие секционные.

На столах оставались заметны тщательно замытые следы крови!


Затем приветливо распахнул двери один из официальных кабинетов.

Заглавие: "Справочник ветеринарного врача".


И рынок раскрыл последний из своих официальных секретов.



Эта крошечная капелла уникальна тем, что стены одного помещения отданы разным религиозным конфессиям - напротив католической располагается православная. В тесноте да не в обиде.

И напоследок Центральный рынок в цифрах:

* общая площадь - 5,7 га
* крытая площадь - 1,6 га

На строительство ушло:

* 6 миллионов кирпичей
* 60 тысяч бочек цемента
* 2460 тонн железа

В 1998 году территория рынка была признана единым целым со Старым городом и вошла в список ЮНЕСКО "Всемирное наследие".

По-моему, вполне заслуженно.



репортаж, дела давно минувших дней, архитектура, Латвия, Рига

Previous post Next post
Up