Зимние покатушки. Бауска.

Apr 12, 2013 11:07

Когда за окном светит солнце, и снег остался где-то там, далеко и дома, как-то сложновато хотя бы виртуально возвращаться в зиму. Но надо добить то, что было начато здесь и здесь .

Итак, как все уже поняли, Латвия - это страна, где полно замков. ЗАмков, да. Хотя замкОв тоже хватает. На тех же зАмках. Некоторые из них находятся в весьма упаднических настроениях и состояниях, а кое-кто все же держится. Из чего можно сделать вывод, что иногда этим замкам кой-чего перепадает от государственных и не очень спонсоров.

Сложно сказать, в каком именно настроении мурыжится замок в городе Бауска. С аверса у него вроде как все нормалек...



...а вот реверс подобен спине господина Портоса с его шикарной перевязью.



Однако, если подумать, за годы его существования (замка, то есть), здесь столько всяких воинствующих пацанчиков потопталось, что впору его пожалеть. Изначально бравые ребятки из Ливонского ордена планировали при помощи этого сарайчика сдерживать похвальные порывы литовских соседей завоевать близлежащие территории. Казалось им там, что земли, дескать, бесхозные. Так почему бы, спрашивается, не расширить дачно-огородный участок?



Пацаны забили "стрелку" и решили ненавязчиво-дипломатично, согласно духу Средневековья "С мечом пришел - от кипящего масла погибнешь", объяснить соседям - это, мол, наша корова. Догоняете, кто ее доит? Не догоняете? Сейчас конница и катапульты и догонят, и добавят.



Но у соседей, как выяснилось, с собой было. "Нормально, Григорис?!" - весело кричали одни, перемалывая копытами своих боевых пони наивных ливонских чувачков. "Отлично, Константинас!" - отвечали другие, залихватски помахивая мечами.

"Ну, в общем, они не сносили голов, -
Шутить не могите с князьями! -
И долго дружина топтала волхвов
Своими гнедыми конями".



Беда, самка собаки, коварная. Одна в гости не ходит. Дрейфит. Обычно в паре с ней работает хороший парень с именем, состоящим из буквы греческого алфавита со значением 3,14 и окончания "здец". Ну вы с ним наверняка знакомы. И он, как правило, не круглый - он полный. Ливонцы об этом начали догадываться, когда остатки их братии и всякой гражданской шушеры помельче стала косить оспа. С антибиотиками и капельницами были конкретные перебои, поэтому оспа порезвилась так основательно, что строить, собственно, сарайчик было некому.



Однако  покоцанные пацаны не растерялись и сбегали с Хмырем на базарчик на территорию Руси. Благо тут недалеко. Там, неподалеку от города Ям, принадлежавшему Новгородскому княжеству, они вербанули в добровольно-принудительном порядке народец из числа угро-финских туристов. И дружным табунчиком пригнали гастарбайтеров на постройку далеко не самого светлого средневекового будущего.



Те оказались толковыми молдаванами, хотя местные и прозвали их "krieviņi" (от латышского "krievs" - "русский"). Строили они строили, и, наконец, построили.



И так хорошо построили, что потом этот замок меняли, выменивали и продавали с аукциона "Сотбис". Встретились как-то канцлер Польского королевства и рулевой Ливонского ордена. Посидели, попечалились, дернули по стопочке, отогнали навязчивых девок и повели деловой разговор - мол, тот парень-то с буквой из греческого алфавита был таки круглый. Полным он стал только сейчас, когда неподалеку расположилось пожарить шашлычок войско Ивана Грозного. Да, Щастье в дом привалило... Давай, говорит, поляк, испортим ему малину? Ты, говорит, отдашь мне свои пять соток, а я тебе подкину необходимый военный контингент, чтоб разогнать этот стихийный пикничок на обочине. Ливонец то ли слышал плохо в своей натянутой на уши кастрюле, то ли просто его Бог извилинами обделил, но только того, что его разводят, он не понял. Да и перспективы недвижимости в те времена могли оценить и предвидеть только самые продвинутые.



Дернули еще по соточке и ударили по рукам. С похмелья у ливонца плохо соображала голова да еще и кастрюля эта жать начала не по-детски, поэтому попер он на пикничок со всей дури. А Грозный как раз заскучать успел... И щей так хотелось - ну просто страсть! Смотрит, а тут - хопа! - и кастрюлька удачно подвалила. Его бойцы расправили плечи да наваляли любителям металолома по первое число. И, тактично поторапливая пинками, разогнали орденскую армию окончательно.



Потом замок правдами и неправдами пытались поделить поляки и литовцы. Тут же подтусовывался некий датский герцог-авантюрист. Тогда же начали пристраивать новую часть здания. Замок планировали использовать в качестве резиценции: все как обычно - гараж на несколько лошадей, зимний сад на крыше. Банька. СПА. Танцевальные залы. В углу - незаметно притаившийся бассейн с бегемотами.



На всю эту красоту позарились шведы. Прельстили бегемоты. И шведы замок окружили. Попихались немного с хозяевами да выпихнули их из залы. Стали танцевать сами.



Затем снова пришли поляки. Переживали за бегемотов и СПА. Да и потом, знаете ли, деревья в зимнем саду тоже поливать регулярно надо.



Снова попихались. Шведы подумали, потом опять подумали и... отправились играть в хоккей. Поляки запилили в замке полонез и расслабили булки. Начались амуры, бонжуры и тужуры.



У шведов игра в хоккей как-то сначала не задалась - лед был мягким, и шайба прыгала. И вспомнили они, что удачно (а, главное, совсем недавно!) играли в войну с прятками. Или городки. Вернее, замки.

Вернулись шведы. Постучались вежливо и замерли в ожидании. Звуки полонеза резко оборвались, и послышалась невнятная возня, заглушаемая неясным металлическим бряцаньем. "Терки пакуют", - смекнули шведы и вызвались облегчить задачу отбывающим.



Бегемоты обрадовались им как родным, ибо полонез им порядком надоел. Но поляки оказались людьми упрямыми и комфорт замковых покоев манил их чрезвычайно. Несколько раз они пытались сказать шведам "Хей до!", но викинги притворялись, что уже ассимилировались окончательно и по-шведски не разумеют. От польских набегов и игры в "Казаки-разбойники" замок только зря страдал... от разрушений. Но надо отдать должное скандинавам - выбить их из замка пшеки так и не смогли. Шведы ушли сами, когда замок пришел в упадок.



После окончания военных потасовок Первой Северной войны, Курляндское герцогство на государственное лавэ забабахало в замке евроремонт. А в начале Второй Северной войны зарулили в эти края две птицы высокого полета: царь рассейский Петр под номером один и польский монарх Август под номером два, скромно именовавший себя Сильнейшим.



Бизнес-ланч прошел в атмосфере добродушной благожелательности. Однако обсуждали Номер один и Номер два не только гастрономические проблемы. Да и, утверждает ВиКи, обедали они вовсе не в ресторане с мишленовскими звездочками. Так, скромно расположились на камне у пересечения двух улиц, перекусили и устно договорились объединиться в борьбе против шведского короля Карла. "А то зажрался совсем, - резюмировал Петр. - Его номер двенадцатый".

Карл действительно был Двенадцатым. Он хорошо знал и свой номер, и свое место. Однако ложная скромность не помешала ему взять Бауский замок штурмом. Карлуша побродил по отреставрированным залам, полюбовался видом из окна и решительно развалился в кресле. "Нормально, с пивом потянет, - решил он. - Халупа, конечно, но хоть есть куда женщину привести".



Шведы не сидели, чинно сложа грубые и не очень чистые ручки, а стали укреплять замок. Почитали трактаты, пригласили инженеров, оплатили их работу валютой, но перестроить замок и закончить возведение земляных валов не успели.

В 1705 году в Курляндию вновь пожаловал Петр. Но явился он вовсе не с дипломатическим визитом. В Курляндию он вошел скромно, по-домашнему - пинком отворил дверь и ввалился туда со всей своей армией. Бауский замок - недоперестроенный и недоукрепленный согласно последней инженерной мысли - на тот момент оставался единственным оплотом шведских захватчиков. "Ну-с? Отсель грозить мы будем шведу?" - привычно уточнил царь, выбирая местечко поудобней - чтоб солнышко пригревало и комаров было поменьше. И поставил стульчик с надписью по спинке - "Петр the First".

Увидев, как подтягивается к стенам замка петровское войско, Карл внезапно вспомнил, что номер его, в общем-то, действительно двенадцатый и сдал замок без боя. Как говорится, от нашего столика - вашему. Не извольте беспокоится и расчехлять пушки. А то знаем мы это ваше бессистемное "смешались в кучу кони, люди".

Опасаясь со стороны Карла подлянки под благородным соусом "Реванш", Петр велел сравнять замок с землей. На всякий случай. Засуетились минеры и генералы, натащили динамита, устроили фейерверк, и превратился Бауский замок из каменного в воздушный.

Петр ушел, пришла чума. И непонятно было местным жителям, что из этого хуже. Аборигены бегали в разрушенный замок как в бесплатный магазин стройматериалов и таскали оттуда все, что можно было пустить на укрепление собственной жилплощади.

Время шло, утекало, уносилось водами реки Лиелупе... И только в 70-ые годы уже века 20-го отреставрировали старый замок и успокоился он навек, сменив военный мундир на цивильное платье музейного работника.

зима, дела давно минувших дней, замок, Латвия

Previous post Next post
Up