...бегать в табуне. Но не под седлом...

Jan 11, 2013 21:21

Вообще это, конечно, непростительное упущение и досадное недоразумение - при моей страсти (ох, не побоюсь этого слова!) к лошадям у меня нет ни одной приличной фотографии лошадок. Да и вообще фотографий лошадей у меня - раз-два и обчелся. На соревнованиях вон, на конно-спортивной базе пощелкаешь и - баста.

А на настоящем ипподроме мне и подавно бывать не доводилось. Это с одной стороны. А с другой - доводилось, но это была скорее встреча с далеким прошлым родного города, чем реальное осознание себя в пространстве. Об этом ниже расскажу.

Но, как говорится, мечты сбываются (в последнее время я довольно часто произношу эту фразу - они действительно сбываются). Мне бы вот еще прЫнца на белом коне найти... а впрочем... можно просто коня... И ну его нафиг, этого неизвестного прЫнца! Вдруг он, гад, зубную пасту из середины тюбика выдавливает!

Так вот, о конях. Кстати говоря, в какой-то книге мне попадалась информация, что раньше на конных заводах конями называли жеребцов-импотентов, а сейчас "конь" - синоним слова "лошадь".

В общем, чтобы не отвлекаться - таки побывала я на настоящем ипподроме. И, пожалуй, раз так, то можно считать начало года удачным.



Ипподромы вообще бывают разные: скаковые - только для проведения скачек; беговые - только для проведения рысистых бегов или бегов иноходцев и комбинированные - для проведения и тех и других испытаний. Ипподром, расположенный между Ниццей и Каннами, относится к последнему типу.

Можно ткнуть и посмотреть поближе.



Но меня, конечно, интересовало вовсе не это. На самом деле хотелось почувствовать атмосферу этого места, понять его на интуитивном уровне и увидеть рысака, летящего по дорожке.



Ипподром - организация сложная, это известно каждому, даже тому, кто к лошадям, скачкам и бегам не имеет никакого отношения. Всех давным-давно просветил Дик Френсис. Он, правда, все больше на скачках специализировался, а в тот солнечный яркий день по программе были бега.



Первые наездники появились на дорожке довольно скоро. Они болтали как ни в чем не бывало. Обыденность. Просто работа. Их работа - это страсть и азарт... других.

Заезд номер один, видимо, был не очень то ли важным, то ли сильным по составу - трибуны были практически пусты.



Но работа есть работа. Вскоре съемочная группа выкатилась на круг...



...и старт первому заезду был дан. "Все пабэжали - и я пабэжал". Только не спрашивайте меня, лошади какой породы участвовали в забегах и какими были дистанции - этого я все равно не скажу. Потому что не знаю :о)



Перерыв между заездами - 20 минут. Промчались одни - готовятся другие. Эта тележка называется "качалка", а тот, кто сидит в ней и управляет рысаком, зовется наездником. "Наездник" это совсем не одно и то же, что "всадник" или "жокей". В конном спорте это абсолютно разные люди, специальности и профессии. Наездники, говорят, иногда даже не умеют ездить верхом. Наездник - это бега и рысаки. Жокей - это всадник на скаковой лошади, тот самый человек, который скрючившись в седле, стоя на невозможно коротких стременах (так называемая, "обезьянья посадка"), несется по скаковому кругу, покоряя время в скачках. Про жокеев, их вес, их нормативы можно долго рассказывать. Одно можно сказать точно - это люди, постоянно сидящие не только на скакуне, но и на жесточайшей диете.



Ну и всадник это, например, вот.



Или, если серьезно, вот. Выездка - высшая школа верховой езды. Или конкур - преодоление препятствий. Так что не путайте, кто есть кто :о) Здесь все разное - начиная лошадьми и заканчивая седлами.




Но вернемся на ипподром. Пока суть да дело, пока разогреваются участники второго заезда, можно наградить победителей первого.



Или даже что-то где-то подправить в оборудовании, так сказать.



Честно отработавший победитель, от которого валит пар, отправляется обратно в конюшню. Но не думайте, что лошадку сразу же загонят в стойло или денник. Для начала ей надо остыть, а для этого лошадку требуется пошагать.



Любая конюшня - место уникальное. Со своей историей, своими правилами поведения и, главное, со своим собственным языком. Здесь не говорят, например, "Поводить лошадь шагом". Знающие люди скажут: "Пошагай лошадь. Двадцать минут в руках". То есть, 20-ть минут поводи лошадку под уздцы, бок о бок, а не сидя королем в седле.

Вот он как раз и шагает лошадь.


Пошагать можно на таком вот кругу:



За ним располагаются паддоки и попасть туда (из тех, кто не является сотрудником ипподрома) могут только хозяева лошадей. Они же, сидя на отдельном балкончике кафе, наблюдали за заездами снисходительно и с предельной вежливостью друг к другу. В определенный момент сложилось впечатление, что все то, что происходит вокруг это всего лишь обязательные составляющие "тусовки для своих". По сути, так оно и есть.



Ко второму и тем более третьему заезду подтянулась простая публика и ожил тотализатор.



В том числе и электронный. Самообслуживание и прогресс протянуло свои технические щупальца и сюда.



Мадам оказались не менее азартны, чем мсье. Все просматривали бюллетени бегов и сжимали в руках билетики, по которым в случае удачи можно получить выигрыш.





А тем временем в аэропорту Ниццы садились и взлетали самолеты. Пока кто-то где-то предавался страстям, нормальные люди работали. А кто-то куда-то еще и летел...



Дабы не пропустить все самое важное и интересное, за заездом можно наблюдать по большому монитору. Нелишняя штука, кстати говоря, - расстояние от трибун до бегущих рысаков весьма приличное, детально что-либо возможно разглядеть только при помощи специальной мощной оптики либо... благодаря монитору.



По дороге на старт некоторые лОшадки, как говорит одна моя приятельница, шалили, валяли дурака и даже строили... морды.



А кто-то даже в качалке демонстрировал фигуры школы верховой езды. Практически пиаффе.



И снова полетели...



Главное - не зазбоить, не сорваться с рыси на галоп, ведь главный аллюр бегов - рысь.



И вот финиширует последний рысак, и те, кто, чем ближе к финишу тем больше привставал со своих мест, свистел и даже криком подбадривал своего фаворита, потянулись за выигрышем.



Солнце ниже, длиннее тени... Постепенно устаканиваются страсти, исчезает азарт, затихают в конюшнях честно отработавшие лошади, и пустеет круг...



После посещения осталось какое-то неопределенное ощущение. С одной стороны четкое осознание того, что ипподром это не только развлечение, но и сложная работа, цель которой вовсе не покорение жестоких секунд здесь и сейчас. Это работа на будущее, расчет на покорение именно его. Частью этой работы являются не только наездники. Этих людей десятки - тренеры, конюхи, ветеринары, кузнецы...

С другой - абсолютно верно то, что это "тусовка для своих", клуб избранных. Билет туда не купишь с рук за углом. Билетом в этот клуб служит родословная твоей лошади и чем больше знатных имен и рекордов в ее "табели о рангах", тем лучше.

А потом вспомнилось по инерции, что и в Риге когда-то был свой собственный ипподром. Но давно, очень давно. Первый был основан еще в 1891 году. У него была довольно сложная судьба, но, когда его взяло под свое крыло Императорское петербургское общество поддержки разведения рысаков, жизнь стала налаживаться. И наладилась вплоть до того, что стал рижский ипподром четвертым в Империи по количеству лошадей. Первыми были ипподромы Москвы, Петербурга и Киева.

Рижскому ипподрому досталось вожжой под хвост и во времена Первой мировой, и во времена Великой Отечественной. И горел он, бедный, и банкротом был, и переносили его с места на место несколько раз. Но кипели, кипели-таки страсти нешуточные и на невозмутимых рижских просторах, и приходили привычно-сдержанные господа делать ставки на тотализаторе, и шумели трибуны, оживляясь при виде фаворитов, и летели, едва касаясь земли, рысаки по дорожке, и проигрывались суммы немаленькие, и выплачивались сумасшедшие выигрыши счастливчикам - самый крупный выигрыш был выплачен в 1939 году и составлял 4014 латов. Интересно, сейчас это сколько?..

А потом снова пришла война...

Однако в 45-ом уже был приказ - "Ипподром восстановить!"  И, восстановленный на прежнем месте, он быстро стал четвёртым-пятым среди пяти десятков советских соперников. В 1955 году на нём даже основали Переходящий кубок Прибалтики. Жизнь снова стала налаживаться.

Но только до 1959 года. В 59-ом ипподром отдали под начало Институту скотоводства, а директор там оказался совсем не лошадник, он все больше по коровам был спец и лошадей, откровенно говоря, сволочь, вообще не любил. Мало того, что не любил, так еще и утверждал, что они якобы коров объедают.  А потом он стал бороться за чистоту воздуха в центре города: мол, ипподром в центре - это грязь, разврат, вакханалия и бордель под одной крышей. Мол, лошадиный выхлоп дико портит атмосферу и воздух. И негигиенично это, мол, вокруг гуляют дети, а тут - запахи и азартные игры. Одно слово - сво-лочь.

К сожалению, эта сволочь своего добилась, и в 65 году ипподром закрыли. Какое-то время там еще работали спортивные секции и была надежда на то, что может быть все еще восстановится, но в 70-ом все трибуны снова сгорели, и восстанавливать их никто уже не стал.

Пару раз мне довелось побывать на том месте, где раньше находился ипподром. Там, отдавая дань традиции и истории, располагалась маленькая покатушечная конторка, и хотя лошадку я себе присмотрела (рыжий мерин Принц, широкая полоса на морде, нарядные "чулки" на всех четырех, красавец с непокорным характером - интуитивно я всегда почему-то выбираю непокорных) прокатиться по бывшему ипподромному кругу мне так и не удалось. А контора, что примечательно, размещалась прямо в бывших душевых для наездников. Душевые, разумеется, были переделаны. Тут же рядом угадывались опять-таки бывшие конюшни и стойла, но даже в бывших, в них по-прежнему стояли лошади. На стенах висели какие-то выцветшие картинки с конной тематикой и блеклые, замученные временем и пылью, призовые "розетки".

Но главное - круг. Круг просматривался однозначно! И казалось мне даже, что я слышу отголоски давно истлевших страстей и топот рысаков, бьющих рекорды на ипподромах Вечности...

С тех пор в Риге нет ипподрома. Были попытки организовать что-то в других местах, но... но...

Но зато воздух, видимо, в теперь не таком уж центре стал гораздо чище, а огромный кусок земли, на котором раньше располагались дорожки, трибуны, конюшни, паддоки и еще десятки других важных помещений, продали, поделили и построили на них высотные дома. Цены на жилье в них тоже сродни ставкам на тотализаторе...

Такие вот бега.

подфартило, Франция, спорт, в мире животных

Previous post Next post
Up