Ну вот, как я и обещал, выкладываю рассказ о наших попытках заработать на Дедах Морозах.
Моя подруга и коллега Яна впервые озвучила эту идею в середине ноября. Я еще тогда подумал, а не рано ли об этом думать. Новый год еще ого-го как далеко. М-да, опыт показал, что уже тогда мы безнадежно опоздали. Ну, так вот, спустя неделю мы взялись за работу.
Работа заключалась в изготовлении всего необходимого для обеспечения продаж. Дали объявление, что требуются на работу Деды Морозы. Так мы нашли пару кандидатов, которые могли сойти на эту роль. Через друзей/знакомых Яна нашла тех, кто уже работал в этой роли. Один из них сказал, что в этом году заниматься этим не будет, но предложил нам свой костюм в аренду за символическую плату в 100 руб. Также мы нашли чету, которая раньше брала такие же заказы и плюс они выступали на корпоративах. У них уже была своя отработанная программа. Прошлый праздник, пришедшийся на начало кризиса их разочаровал, и они решили в этом году поработать на фирму, чем вкладываться самим в рекламу. Костюмы у них уже были. Так что здесь тоже все складывалось нормально. Но мы планировали, что заказов будет много и у нас не хватит «инвентаря» Поэтому была приобретена ткань и Яна придумав, душещипательную историю, уговорила свою родственницу сшить костюмы. Вот так ни заплатив за работу ни копейки мы получили 6 костюмов. № костюма Деда Мороза и 3 костюма Снегурочки.
Вопрос стоял только в рекламе и наработке заказов. Яна договорилась с нескольким кафешками о размещении флаеров с нашей рекламой. Эти флаеры вкладывались в счета. За это вы предоставляли в эти кафешки наших сотрудников за символическую плату. То есть мы сами ничего не зарабатывали а оплачивалась только работа Дедов Морозов. Я разработал дизайн флаеров под «жестким контролем» Яны После чего целиком угробил на них весь картридж в своем фотопринтере. Плюс еще пришлось заказать в копировальном центре. Печатали флаеры на плотной бумаге 250гр/м Пачка такой бумаги обошлась примерно в 300 рублей. Точно не помню. В пачке было 250 листов. В общем по цене выходило дешевле чем фото бумага, а общие расходы были почти теми же, что при заказе в типографии. У нас была нехватка бюджета а втипографии надо было заказывать большой объем, что было для нас весьма проблематично.
Дальше по 340 руб. было приобретено 2 пачки цветной бумаги по 500 листов в каждой. Эту бумагу мы пустили на печать объявлений. На листе располагалось по 2 объявления, так что у нас получилось 2000 цветных объявлений и еще угрохали примерно 700 листов обычной бумаги тоже на объявления. Больше всего убивало то, что их надо было резать. Мы резали их целыми днями. Мне они уже по ночам сниться стали.
Ну дальше дело техники - расклейка объявлений. А расклейка объявлений на морозе, а потом под дождем (да, у нас такая погода в городе. Перед новым годом валит снег, а за несколько дней до 1 января все тает и несколько дней идет дождь) то еще удовольствие. Но никуда не денешься. Объявления клеили на остановках и у подъездов. Как ни странно, но на остановках объявления висели гораздо дольше чем во дворах. Во дворах их срывали дворники спустя пару дней. Яна сказала, что такая реклама все равно дает отдачу только со второго раза, так что надо проводить повторную расклейку в тех же местах.
Также в журнале бесплатного распространения была дана наша визитка и в статье про заказ Дедов Морозов поместили наше объявление.
Параллельно с этим, кто-то из ее знакомых предложил ей «замечательный вариант». Изготовить жесткие стенды размеров 120х80 см и развесить их по городу. При этом цену установили в 1500 руб за стенд. Гарантии, что эти стенды провесят там хотя бы 1 день никто не давал. Так как никакой договоренности с администрацией не было. Но Яна уже начала искать 9000 на 5 стендов. Во время я ее остановил. Я сделал рисунок в фотошопе размером А3. За 239 руб. напечатал 7 плакатов аналогичного размера. На работе выпилил из ДВП основу, приклеил к ней плакаты и затянул стенды скотчем, чтобы краска не потекла. Получилось 6 стендов - 1 плакат мы повесили в детском саду, с разрешения заведующей. Кстати говоря, с заведующей вообще проблем не возникло. Она наоборот была этому очень рада. Так что мы напечатали еще несколько таких плакатов и разместили их и по другим детским садам. Потом купили моток веревки и развесили наши стенды по городу. Вешали их вблизи от крупных торговых центров и возле наиболее проходимых остановок общественного транспорта. С учетом затрат на печать плакатов, клей и веревку у нас ушло 304 руб. Ни фига не 9000 за которые на предлагали в общем-то то же самое. Вешали стенды на деревьях. На столбах было нельзя, т.к. это надо было согласовывать с администрацией метроэлектротранса. А кому «принадлежали» деревья мы просто не знали. Поэтому все сделали втихую. Скажу сразу, стенды висят на своих местах до сих пор. Надо пойти их снять и использовать на следующий год За счет обмотки скотчем стенды пережили и снег и дождь и остались в первоначальном состоянии. Пока вешали стенды зашли в одно из самых посещаемых кафе города и у менеджера взяли телефон отдела маркетинга. Телефон нам правда дали только после того, как мы объяснили для чего он нам нужен. Но проблем не возникло. Отделу маркетинга мы предложили наших Дедов Морозов. Этот разговор состоялся на 2 недели до нового года. В общем подобное мероприятие у них уже было организовано и от наших услуг отказались. Правда предложили позвонить им в следующем году в начале декабря. Потому как именно в это время планированием мероприятий на новогодние праздники. Так что имейте в виду.
Вот вроде все мероприятия, которые мы успели сделать. В результате у нас был только один заказ на дом и два заказа в кафешки. С кафешечных заказов мы не получили ничего, т.к. за это там размещали наши флаеры. Так что доход составил 2000 руб. Затрачено было 18000, это расходы на ткань, объявления, сайт, флаеры и прочее. У нас были небольшие доходы с заказов по другой нашей деятельности, но увы, убытков покрыть они не смогли.
Теперь, в чем были наши ошибки. Это если кто-то захочет попробовать сделать нечто подобное у себя в городе. 1) поздно начали. Готовить материалы надо уже с сентября. Костюмы, заранее готовить большой объем объявлений и флаеров, чтобы к началу декабря уже работать только с организациями и не тратить время на подготовку рекламных материалов. 2) непроработанность рекламы. Ее содержание не сработало. То есть не запустило самого процесса продажи. Виной этому непроработанность наших продуктов, отсутствовала сегментация рынка на премиум-класс, средний уровень и эконом-класс. Что тоже сказалось на результате. Опять же основное время и усилия были направлены на подготовку рекламных материалов на до менеджмента руки не дошли. К тому же много заказов перебила какая-то группа, работавшая только по расклейке и предлагавшая те же услуги всего за 300 руб. Правда потом все плевались, т.к. к клиенту приходил пьяный Дед Мороз в кроссовках который еле ворочал языком. Так что дети оставались в некотором шоке.
Во дворце спорта, где ежегодно проходят елки, заказов было полно. Ну, это и не удивительно. Прибитое традиционное место. По возможности старайтесь делать все самостоятельно. Это, как видно из поста, экономит очень много денег. Если тема будет интересна, то я выложу методику разработки продуктов. Из них потом и берутся слоганы, для эффективной рекламы. Ну, вроде все рассказал. Если еще что-то вспомню, то добавлю.
Ниже привожу образцы флаера, визитки в журнале и плаката