Вот все смотрят иностранные фильмы, да? Там, когда показывают сцены с морского побережья, они все похожи: едет какой-нибудь кабриолет, с одной стороны у него кафе/гостиницы/модные многоэтажки/ночные клубы/особняки/лес/пальмы, а с другой - море. И чаще всего пляж. И практически в любой момент этот кабриолет может остановиться, а его водитель - выйти из машины и беспрепятственно попасть на этой самый морской берег. Искупаться/позагорать/посидеть покурить и полюбоваться на прибой/трахнуть свою телку/проораться в одиночестве. Ну, все предельно просто и понятно: там, где есть побережье, всегда должен быть красивый вид, и свободный доступ к нему.
А теперь вернемся из кино в реальность.
На наше так любимое всеми Черное море. Вот едете вы по главной российской дороге, ведущей на курорты Краснодарского края, трассе М-4. Сворачиваете налево, на трассу М-27 "Джубга-Сочи". Или направо, в сторону Анапы. И вроде вот же оно, минут через 5-10 море должно начаться!
Ан нет. Если у вас достаточно высокая машина, или вы едете в автобусе, то секунд на 10 вы полоску моря из окна увидите. Ну и потом, пока будете ехать по трассе, сможете редкими урывками наблюдать морские просторы. Если же у вас для поездки на побережье всего лишь посаженный "автотаз", хрен вам собачий, а не морской вид. Потому как исторически сложилось, что всё, буквально всё кубанское побережье застроено донельзя. И обнесено заборами.
Дальше больше. Ты ещё через эти заборы попробуй проберись. Там пионерлагерь, там пансионат, там кафе дядюшки Ашота притулилось, а вот тут гостиничка, записанная на его дочь. И так на десятки километров от Анапы до самого Адлера, и где же этому конец.
По берегу тоже спокойно не пройдешь. Там у Путина дворец, тут у Ткачева дача, а тут вот ашотовский приятель Серёга подсуетился в приморско-поселковой администрации и дискотеку на берегу открыл, перегородил половину пляжа в своей вотчине.
Проще говоря, побережья как такового, хрестоматийного, такого чтоб для красоты, для души у нас и нет. Есть до хрена заборов. За которыми моря-то и не видно. Соваться за эти заборы приходится наугад - пропустят не пропустят. У нас, конечно, есть закон, по которому определенно количество метров прибрежной полосы в ширину должно быть в открытом доступе. "Ну так то ж в ширину", - видимо, думают владельцы гостиниц, клоповников и кафе и загораживают все подряд. Скорее всего, предполагается, что попасть на берег желающие смогут и с другой стороны - не сухопутной, а водной. Или с воздуха.
Конечно, понятно, зачем это все перегораживается. У каждого дядюшки Ашота и его соседа Сергей Сергеича, урвавшего и свою долю, есть куча детей, намечаются внуки, и каждого потомка нужно учить, за каждого нужно платить взятки в школах, университетах, больницах, армии, покупать им машины, водительские права, женить и платить ипотеку. Лишняя копейка в России лишней не была никогда. Тем более, на Кубани, где примерно две трети населения каждый заработанный рубль старается вложить в дело и сделать из него еще хотя бы два.
Вопрос только, почему мы извратили эту погоню за рублем до того, что уже в порядке вещей, не пикнув, платим за морской воздух и вид на закатный прибой из окна машины. И не дешевле ли тогда смотреть на море
в кино.