Илл. 1. Ужин средневековых монастерионцев. Миниатюра в Библии XIV века (Парижская национальная библиотека).
Шампфлери писал о религиозной жизни Франции в средние века: «Странные увеселения происходили в соборах и монастырях при больших праздниках церкви в средние века и в Эпоху Возрождения. Не только низшее духовенство участвует в веселых песнях и плясках, особенно на Пасхе и Рождестве, но даже и главнейшие церковные сановники. Монастерианцы мужских монастырей плясали тогда с монастерианками соседних женских, и епископы присоединялись к их веселью. Эрфуртская хроника описывает даже, как один сановник церкви предался при этом таким экзерсисам, что умер от прилива крови к голове» [Champfleury. Histoire de la Carricature au Moyen Age. - Paris, 1867-1871. - P. 53].
Во Франции вплоть до Нового времени сохраниялись языческие обряды: «Существовал языческий обычай, сохранившийся у христиан, чтобы в праздничные дни производить «блеяния», т. е. пения и пляски, потому что эта привычка к «блеяньям» осталась от солюдения языческих обрядов. Только в 1212 году парижский собор запретил монастерианкам устраивать «безумные праздники» в такой форме. От безумных праздников, где принимают фаллус, повсюду воздерживаться, и это мы тем сильнее запрещаем монетерианцам и монастерианкам» [Champfleury, p. 57]. Т. о., латинские монахи принимали самое активное участие в сатурналиях.
Король Карл VII в 1430 году снова запрещает в кафедрале в Труа (Trojes) эти религиозные «безумные праздники», где "возносят фаллус". В "празднествах" принимали активное участие латинские клирики.
Проповедник Гильом Пепэн так пишет о монахах своего времени: «Многие не реформированные служители культа, даже и посвященные в церковный сан, имели обыкновение входить в женские не реформированные монастыри и предаваться с монашенками разнузданнейшим пляскам и оргиям, - и это днем и ночью. Молчу об остальном, чтобы не оскорбить благочестивые умы» (см. илл. 1 - 8) [G. Pepinus: Sermones quadraginta de dcstructione Ninive. - Paris, 1525]. И ведь это происходило в 16 веке!
Илл. 2.
Шампфлери продолжает: «На стенах зал некоторых старинных христианских храмов мы с удивлением видим изображения половых органов человека, которые угодливо выставлены напоказ среди предметов, назначенных для богослужения. Как будто эхо античного символизма, такие порнографические скульптуры в храмах с удивительной невинностью высечены каменетесами. Эти фаллические воспоминания старины, находимые в темных залах кафедральных соборов центральной Франции, особенно многочисленны в Жиронде. Бордосский ученый-археолог Лео Друэн показывал мне курьезные образчики бесстыдных скульптур, выставленных напоказ в старинных церквах его провинции, которые он скрывает в глубине своих папок! Но такой избыток стыдливости лишает нас важных научных знаний. Новейшие историки, умалчивая о христианских (латинских - а.) изображениях половых органов в некоторых помещениях старинных храмов, набрасывают покрывало на мысль того, кто хотел бы сопоставить памятники классической древности с памятниками средних веков. Серьезные книги о культе фаллуса с помощью серьезных рисунков осветили бы ярко этот предмет и обнаружили бы мировоззрение тех, кто и в средние века не мог еще отделаться от языческих культов» [Champfleury, p. 240].
Илл. 3.
Илл. 4. Изображения на капители кафедрального собора в Магдебурге. Голая женщина на козле, обезьяна наигрывает незатейливую мелодийку на гитаре, а орел небесный уносит куда-то вдаль блаженную сову (Otto: Manuel do I'Archéologie de l'art religieux an moyen âge. 1884).
Илл. 5. Изображения на капители Страсбургского кафедрального собора XVII века. Медведь несет кропильницу со святой водой, за ним шествует с крестом волк, за ним - заяц с факелом, а сзади свинья и козел несут носилки с котом, и внизу обезьяна держит свинью за хвост (?) (Otto: Manuel do I'Archéologie de l'art religieux an moyen âge. 1884).
Илл. 6. Другая капитель Страсбургского кафедрального собора XVII в. Козел стоит перед Чашей, а осел читает Евангелие над головой собаки (Otto: Manuel do I'Archéologie de l'art religieux an moyen âge. 1884).
Илл. 7. Барельеф на своде портала церкви Notre-Dame de Paris XII века (Otto: Manuel do I'Archéologie de l'art religieux an moyen âge. 1884).
Илл. 8. Это черт. Архитектурный модильон церкви в Пуатье. Чертик держит раскрытое Евангелие, на котором написано: L'ASSAGE (ВКУСИ ЕГО)! Латинская церковь Западной Европы только называлась христианской. О том, что она была языческим сборищем, вы уже догадались.
А что касается до изображения чертей на древних храмах, то мы всегда должны иметь в виду, что представления об этих фантастических существах сильно переменились в новейшее время. Теперь мы прежде всего представляем себе черта, как существо, стремящееся увлечь грешников в ад, а в средние века его представляли просто как ассистента при всяких разрешенных латинской церковью (не православной Церковью - а.) эротических непристойностях и подзадоривающего к ним, т. е. Амура наизнанку! Посмотрите только «Жития святых». Подстрекает ли там черт праведников к убийству, воровству, грабежу? Я не припоминаю ни одного такого случая, но помню много чертовых подстрекательств к нарушению седьмой заповеди, и старинные рисунки часто изображают чертей, скрывающихся в рукавах и у подола хорошенькой женщины, причесывающих ее волосы, подающих ей зеркало, принимающих участие в её гигиенических процедурах [Champfleury, p. 188].
Из кн. Н. Морозов. Христос. Т. 5. Руины и привидения.
Брейгель Ст. Плясования на природе.
Страничка из богословского труда. Флаг с красным крестом.
Химера в трансе
Изображение на ратуше (Вена)
Козлекание
Шабаш