Это - аист, проживающий в гнезде по адресу Латгале, Каунатская волость, поселок Кауната, главная площадь, справа от костела, между полицейским участком и супермаркетом.
Для начала небольшой экскурс в историю - нет не Латгалии, а нашей поездки туда. Восемь лет назад под впечатлением фейерверка посвященному 800 летию Риги мы с моим другом Даниелсом начали набрасывать планы незамедлительной поездки в настоящую деревенскую Латвию - которую я представлял как баню на красивом лесном озере а он рисовал мне как хутор с евроремонтом вблизи трассы Рига-Сигулда. После второй кружки пива в моей памяти всплыла обложка желтенькой книжки из серии Дороги к Прекрасному с надписью Латгалия на обложке. После третей мы кажется согласились что заехав в Москву за велосипедом я через неделю ввстречу Даниелса на вокзале Резекне. Не помню уже что помешало задуманному осуществиться тогда, через год, и через два, но 8 лет спустя мы встретились на этом вокзале без велосипедов но с женами и детьми (см фото 1)
История самой Латгалии конечно же менее интересна, поэтому пройдемся по ней вкратце, по-Фоменковски. После того как древние укры вышли из египетского плена и Юлий Цезарь стал царем Золотой Орды... Короче, латгальцы сколько известно издревле были балтийским племенем жившим примерно там где и сейчас, между куршами (латышами) и кривичами (русскими). В какой то момент их территория в отличии от остальных латвийских племен перешла от немцев к полякам, а уж потом от поляков к русским, в результате чего они оказались католиками проживающими в витебской губернии и их даже какое то время учили писать кириллицей. После развала империи они благоразумно выбрали из всех зол Латвию и поставили на главной площади своей столицы Резекне памятник Единой Латвии (больше известный как Латгальская Мара, т.е. дева). Снесенный два раза и два раза поставленный заново, он радует взоры посетителей этого богоспасаемого града и по сей день
Внимательный читатель уже понял что в Резекне есть вокзал и главная площадь с памятником. Еще там есть Режицкий замок, который брал приступом Иван Грозный и снес Петр Первый, т.е. наличествуют живописные руины:
два костела - старый и новый, православная и староверческие церкови. В центре есть одна улица построек времен 19 века - вот так она выглядит в базарный день, т.е. в воскресенье 6 вечера:
Все, о Режицах больше ни слова.
Вся остальная Латгалия это 2000-3000 тысячи озер, холмы, проселочные дороги, лес, луга с разнообразной живностью и хутора латгальцев и староверов.
С 2001 года самосознание и благосостояние латышей сделало большой шаг вперед и наш хутор оказался современного дизайна срубом с просторным общим пространством внутри, в глухом местечке километров 30 от городка Дагда.
Под крышей ласточкины гнезда, кругом пасутся овцы и аисты, в озере плещется карась.
Меня конечно же более всего порадовали сто метровки Генштаба на окружающую местность - то есть слышать о таком чуде мне приходилось и раньше, но держал в руках впервые.
От нас было километров 5 по лесной тропе до крупного озера Ежезерс, на нем что то около сотни островов.
Погода была грех жаловаться, за исключением первого дня. В который мы поехали в деревню с красивым русским названием Липушки, рядом с которой находится 100 метровый холм с малопроизносимым латгалтским названием. Погуляв под моросящим дождем по руинам замка крестноносцев на вершине, мы начали спускаться по тропе в другую сторону. Метров через 300 на тихой сосновой поляне крошечное кладбище со староверческими крестами. Все похороненные с одной фамилией - Кузнецовы, а имена редкие - Васса, Гордей, Аполлинарий. Пошли вниз, поплутали по лесу, вдруг, как ежики из тумана, выходим из леса на маленькую поляну, на ней пасется белая лошадь. Выходим в хутор, встречает сухонькая старушка староверка - "Заблудились? А я думала коня моего покупать пришли." Поговорили - церковь у них в Липушках, там кое какая молодежь живет а по хуторам в основном старики. Спросил про кладбище - "На холме наше. Муж мой на холм 5 лет назад пошел."
Староверы бежали в Латгалию при Петре, когда это еще была часть Польши. Сейчас их там живет процентов 10-15 от общего населения, православные церкви только в городах, а на селе только староверческие. Селятся они на наш взгляд хуторами - дома и хозяйственные постройки стоят метров 50-100 друг от друга, но латыши считают такой тип расселения деревенским, у них есть даже специальное слово для таких поселений. На карте Латгалии их десятки - Липушки, Рудушки, Кошкина, Коновалова, Хмыловка, Рыбачки, Огуречки.
Церковь в Фолварке:
Дом в Фолварке:
Церковь в Вертуловой:
Латгальцы же сами живут вот в таких хуторах: этот победнее и по неухоженней, зато с традиционным аистом вместо современных спутниковых антенн:
И молятся в костелах - в городках они каменные, а на селе деревянные. Вот костел в Берзгале 1750 года постройки где находится самый старый в Латгалии орган (к сожалению место безлюдное и службы там раз в неделю, поэтому посмотреть сам орган не удалось)
Рядом - бывший дом пастора
И заброшенные хозяйственные постройки
А вот каменный костел - базилика в Аглоне. Это - основная святыня в Латгалии перестроенная когда то по случаю приезда папы римского под нужды массового паломничества. В результате симпатичное место между трех озер стало чем то напоминать бейсбольный стадион. Теперь каждый год тысячи людей на один из праздников в честь Девы Марии собираются на паломничечство в Аглону.
Вокруг дорог и рядом с перекрестками часто видишь очень простые кресты, без орнамента,но в окружении полевых цветов или маленьких клумб
А вот типичный латгальский перекресток - 90% дорог не асфальтированы но при этом представляют грейдеры отличного качества. С учетом безлюдности, рельефа местности и озер через каждые пару километров - рай для велосипедистов - но что удивительно ни одного за все три дня не встретили.
За кадром остался самый старый деревянный костел Латгалии, дворец в Краславе, самое глубокое озеро Латвии и еще много всего... есть повод вновь встретиться через неделю в Резекне с велосипедами?