Первого числа января нового, 1918 года в далеком северном селе Ильинское-Кокоринское (теперь село Ильинское Октябрьского р-на Костромской области) священник Владимир Александрович Образцов снял с полки книжного шкафа старый, переплетенный кожей и пожелтевший от времени гроссбух, в котором на протяжении сотни лет настоятели Ильинского храма вели летопись прихода, чтобы сделать следующую запись:
1917 год был самый тяжелый и печальный год для Российского Государства. Тяжесть, которую никто не ожидал, началась с 27 февраля, когда императором Николаем II был подписан манифест об отречении его от Всероссийского престола. Россия была объявлена республикой, и управление государством перешло в руки временно выбранного самим народом правительства, впредь до Учредительного Собрания. Народ с нетерпением ждал этого собрания, но, к сожалению, так и не дождался в сем году. Главной причиной было разделение народа на враждебные партии, из которых каждая защищала свои права и желала провести как можно больше своих сторонников. Особенно сильны были две партии: большевиков и буржуазная. В первую входили войска, особенно тыловые, рабочий класс и разного рода пролетарии (беднота), защищавшие свободу и равенство всех без различия положения. Вторую партию составлял ученый класс населения, разного рода чиновники и помещики, к этой же партии примыкало и духовенство. Эта партия, в свою очередь, не отрицала свободы и равенства, а только требовала, чтобы проводилась свобода и равенство на законном основании, а не захватническим образом. как хотят сделать большевики. Благодаря таким враждебным отношениям партий, водворилось на Руси самовластие и насилие, а вместе с ним и анархия - безначалие. Уездные и волостные комитеты не в силах были удержать разного рода бесчинства и грабежи с разбоем, а этому еще много помогло и то. что лица, выбранные во временное правительство, все были арестованы и посажены в крепость, так что власть захватным образом перешла в руки большевиков. Последние, почувствовав в себе силу власти, стали производить разного рода грабежи и погромы у помещиков и состоятельных лиц. Духовенство и более благоразумный народ не смели поднять своего голоса против разбушевавшейся вольницы - молодежи, только приходилось с грустью и болью переносить все то. что творится на матушке Руси.
Благодаря такой разрухе и безначалию, дело дошло, в конце концов, до междоусобной войны, в которой погибло и пострадало много народу, и совершенно невинных людей, как например. женщин и детей. Дерзость и нахальство большевиков дошло, наконец, до крайних пределов, так что они совершенно потеряли совесть и забыли бога, как это можно заключить из того, что не пощадили в междоусобной борьбе и святынь Кремля, города Москвы, в котором повредили и изуродовали много храмов, пуская в них снаряды и бомбы. Многие соседние народы Российского государства, как-то: Кавказ, Украина, Финляндия, видя полнейшую анархию в России, и во избежание разного рода насилий и бесчинств, устраивыемых большевистской партией, сочли за лучшее отделиться от Российского государства, объявив автономию самоуправления.
Благодаря разрухе и анархии во всем был страшный застой и неурядица. Необходимых продуктов в больших городах, да и вообще в городах, было мало, и выдавались они по карточкам из продовольственных комитетов и потребительских лавок. Закупа сырья и продажи почти не было, так как все опасались нападения со стороны хулиганов, производивших обыски и описи запасов товара, прикрываясь как бы распоряжениями правительства. Товаров в лавках совсем не было, а какие и были, то цены на них, особенно на мануфактуру, были большими и недоступными. Цены на хлеб были страшно высокими. так пуд ржаной муки продавался от 15 до 20 рублей и то в недостаточном количестве. Народ более благоразумный все это видел, вздыхал, но не знал, как поправить дело к порядку, ибо нет настоящего руководителя, и потому с нетерпением ждал. но так и не дождался, когда соберется Учредительное собрание - хозяин русского государства.
Времена описываемого года были, в общем. благоприятны для сельского хозяйства. Урожаи травы и хлеба были, можно назвать, вполне удовлетворительными. а местами хорошими. лето, хотя и было грозовое, но без градобитий. Осень была весьма благоприятна для уборки хлеба и роста озимых. Озимь взошла ровная и густая, и вся надежда на весну, если она будет благоприятная, тогда можно ждать хорошего урожая.
Народанаселения в приходе в 1917 году числилось мужчин 2323 человека и женского пола 2434, а обоего пола 4757 человек. Родилось детей мужского пола 88, женского 67, обоего пола 155 человек. Браков было 11. Умерло обоего пола 134 человека. Летописец священник Владимир Образцов.
При изъятии в 1919 году метрических книг волостным исполкомом, данная летопись была обнаружена, в ней нашли контрреволюционное начало и личностью священника заинтересовалась Чрезвычайная Комиссия. Псаломщик той же церкви Василий Алексеев Георгиевский показал, что священник Образцов говорил среди населения, что власть большевиков временная и долго существовать не может. Псаломщик так же показал, что была такая агитация во время славки по деревням, во время разговоров с мужичками после молебствий, а также среди кулаков, которые ожидали перемены власти. Впрочем, до суда дело Образцова не дошло.
Надеждам отца Владимира на лучшую жизнь в 1918 году не суждено было оправдаться. К осени в стране была полностью ликвидирована частная торговля. Попытка собрать продналог с урожая не увенчалась успехом и в деревни были направлены продотряды силой отбирать зерно у крестьян. В связи с началом гражданской войны была объявлена всеобщая мобилизация.
12 сентября 1918 года крестьяне Вознесенской волости Никольского уезда только что сформированной Велико-Устюгской губернии (ныне село Вохма, райцентр Костромской области) выступили против Советской власти. К ним присоединились крестьяне соседних Лапшинской и Луптюжской волостей. Мятеж этот не был чем то особенным, примечательным или выдающимся. Это было одно из сотни крупных крестьянских выступлений на Севере России в 1918-19 годах. Так или иначе, один из взглядов на революцию, который не очень популярен у нас в стране, но не так уж далек от истины - это рассматривать события 1918-1933 года как последнюю крестьянскую войну в России, закончившуюся оканчательным сломом крестьянства как силы. Интересен Политовский мятеж прежде всего, своей типичностью, и тем, что местный краевед, историк-любитель, Семен Семенович Герасимов поднял все архивы ВЧК того времени, касающиеся этого выступления и составил по ним 400 страничную книжку. Несколько колоритных моментов из нее я изложу здесь, но книжка интересна вся целиком, прежде всего уровнем детализации который позволяет ощутить атмосферу времени (хоть и через призму протоколов допросов и резолюций исполкомов).
Итак утром 12 сентября 1918 года, Михаил Игнатов Кузнецов, по кличке Межевой, фронтовик, дослужившийся до младшего офицера, работавший до войны землемером (откуда и кличка), гражданин деревни Политово, одной из самых богатых в Вознесенской волости, разослал нарочных во все деревни Петрецовского сельского сообщества, чтобы объявить о проведении сельского схода. Кузнецов опирался на два разветвленных Политовских клана - Игнашенок и Тишонок (сам он был из Игнашенок). Было объявлено, что речь пойдет о мобилизации и всем вернувшимся с войны солдатам нужно иметь при себе оружие. Сельский сход начался в полдень. В показания подследственных назывались цифры от 400 до 600 человек собравшихся. Межевой выступил с речью, где говорил что хлеб властям отдавать не нужно, а волостной совет необходимо разогнать. Было принято решение немедленно выдвинутся в отстоящее на несколько верст Вознесенье для отстранения от власти волостного исполкома и ареста всех осуществлявших мобилизацию краноармейцев и комиссаров.
Толпа двинулась в Вознесенье. В каждой деревне в ее ряды вливались новые крестьяне, так что в когда она подошла к селу, в ее рядах было около тысячи человек. Некоторые имели при себе винтовки и гранаты, другие шли с шашками и тесаками, но основным оружием были колья и дубины. Первым делом толпа ворвалась в военкомат и арестовала всех бывших там красноармейцев и комиссаров. Гражданские члены исполкома, все из местных, были, вероятно, предупреждены заранее и никого из них на рабочих местах не было (на допросах они дружно показывали, что исполком был занят после конца рабочего дня, что полностью противоречит всем остальным показаниям). Искать их никто не стал. Мятежников интересовали только вооруженные красноармейцы из числа не местных и присланный из центра председатель исполкома. 14 сентября собрался волостной сход. На нем Миша Межевой говорил с трибуны: "мы меняем только начальство, советскую власть мы не меняем". Все арестованные были осуждены выбранными сходом народными судьями к различным срокам заключения, кроме председателя исполкома, приговоренного судом к расстрелу, который, впрочем, был заменен на пожизненную каторгу. Мятежники послали депутатов в соседние волости, которые присоединились к выступлению.
Расправа с мятежниками была короткой. Вести о восстании достигли уездного центра Никольска 13 сентября. В Великом Устюге в то время в распоряжении губернского военного комиссара, будущего Маршала СССР Конева находился отряд балтийских матросов, готовящихся к отправке на Северный Фронт. Отряд был развернут и направлен в Вознесенье-на-Вохме. Уже 19 сентября он вступил в село. Никаких переговоров с повстанцами не производилось. Сопротивляться нескольким сотням хорошо вооруженных матросов было невозможно. Все лидеры восставших, кто был на своих местах, были арестованы и вечером того же дня расстреляны, в количестве 14 человек, в лесу рядом со старым кладбищем и захоронены в обстановке секретности в безымянной яме. О впечатление, которое эта расправа произвела на вознесенцев можно судить по тому что Герасимов приводит, анализирует и отвергает множество поверий о «подлинном» месте захоронения - у такой то деревни являются в лесу блуждающие огоньки, там то плачут кровью деревья итд.
Большинство же участников восстания, в том числе и лидер мятежа Мишка Межевой, скрылись. Те из них, кто объявился родных деревнях в течение следующих двух-трех лет были арестованы, затем осуждены, многие были приговорены к расстрелу но большинству он был заменен длительными сроками. Большинство же присоединилась к одной из многих дезертирских вольниц, нашедших приют в северных лесах, и в конечном итоге нашли себе новую жизнь под новыми именами. Про Мишку Межевого известно, что последний раз его видели в Петрограде; брату его удалось скрыться в Финляндии. В документак органов никаких следов зачинщика политовского мятежа больше нет, так что вполне вероятно что где то в Финляндии, или за океаном, живут потомки Межевого, хотя не исключено что он остался в Ленинграде и скажем погиб там в блокаду. В течение следующего года в Вознесенье постоянно находился отряд карателей, который производил обыски и дознания в окрестных деревнях, грабя и запугивая население. Впрочем и сами балтийские матросы опасались местных. По воспоминаниям старожилов, на колокольне церкви ими был установлен пулемет, из которого они по ночам стреляли очередями в целях поднятия боевого духа.
Герасимов в книжке приводит несколько легенд связанных с этим периодом. Одна из них о несчастливой любви местной девушки и матроса из карательного отряда. Девушка забеременела, но ее родители предпочли чтобы дочь рожала ребенка вне брака. Интересно, что матрос, ставший в конечном итоге мелким ответственным работником, в пятидесятые разыскал дочь и старушку-мать, но теперь уже они не захотели его видеть. Есть легенды, о том как скрывались от преследования участники мятежа, устраивая в лесах засады.
_____________________
Вот несколько ярких документов и историй:
ПРОШЕНИЕ О ПОМИЛОВАНИИ
Прошение о помиловании Иосифа Николаева Борисова, из деревни Пустошка, 40 лет, грамотного, приговоренного к расстрелу за свою роль в мятеже - он был избран сходом председателем народного трибунала над большевиками - написанное собственоручно в Велико-Устюгской тюрьме
Когда меня мобилизовали на войну, жена уехала ко мне на родину, но брат не пустил ее в дом и она нашла квартиру у соседа бесплатно, купила корову и жила в таковом. Я прибыл с позиций в декабре 1917ого и жил вместе с семейством. Остался как бедный Лазарь в чужой избе. Весной 1918ого купил избу, но поставить не удалось, потому что летом было много работы, и работа работу загоняла. При том еще не имел своей лошади, которую пришлось зарабатывать у соседей. На хозяйственные надобности обсеял яровое и озимое поле все своим трудом и достал хлеба на зиму, а в сентябре купил лошадь за 100 рублей. Как все были рады, даже приходилось плакать. Дети и те плакали, что папа купил лошадку, и на той лошади вывезли избу и поставили. О боже, какая была радость, но эта радость была не надолго, а осталось одно горе. Горе мне, какое горькое горе моим сиротам с женой, оставшимся на произвол судьбы божьей, не имеющим своей избы, которым может придется просить милостыню и негде будет согреть свое холодное и голодное тело. О горе Вам, милые дети! Звери земные и птицы небесные и те вьют своим детям гнезда, а я своих детей оставил, мне может грозить напрасная смерть от руки не злого для меня человека. Не знаю за собой никакой вины, а лишь то, что как Иуда апостол христов продал Христа за 30 серебряников, а меня выбрали сходом и бросили в яму, а выбраться из нее никто не поможет. Но я буду надеяться на суд народный и праведный как господа нашего Исуса Христа. Летом я даже учил красноармейцев, как писать протоколы по разным случаям и отдал им свою книгу, руководство для составления протоколов, и сейчас она находится у них. Ведь я бедный-бедный человек и обиженный кругом, даже своим братом по семейному разделу, и против советской власти не состою и не состоял. Покорнейше прошу не оставить мое заявление без внимания и не оставьте моих детей сирот на поле нивы. Прошу милостью Вашей оправдать меня по сему делу и наложите мне штраф по моим силам, за то, что участвовал в комиссии, на чем буду надеяться. При сем предоставляю удостоверение деревенского Совета о взятии меня на поруки и что я выбран сходом заочно, и так же может взять меня на поруки все общество, зная мою невинность и бедность. Еще доставляю копию аттестата о службе на фронте. Гражданин Иосиф Борисов. 24 марта 1919 года.
2 февраля 1920 года дело Иосифа Борисова слушалось в Великом Устюге. Принимая во внимание амнистию от 25 апреля 1919 года суд изменил первоначальный (заочный) приговор к заключению сроком 10 лет, затем на кассации срок снизили до четырех лет и 25 мая 1920 года Борисов был переведен на исправительные работы, откуда был 26 ноября 1920 года комиссован по малокровию и с учетом новой амнистии ВЦИК.
___________________
ОБЫСК У ГРАЖДАНКИ КУДРЕВАТЫХ
Из постановления волостного комитета бедноты от 26 ноября 1918 года
Приняв к сведению не раз доходившие слухи о том, что у проживающей в селе Вознесенье гражданки Вассы Кудреватых, во время войны занимавшейся перепродажей старья (из платьев и костюмов разного рода), хранится без всякой для народа пользы разное ценное имущество из белья, платья и кусков дорогих материй, какие она, Васса Кудреватых, не смотря на прекращение всякой торговли, скрытым образом продолжает сбывать по высоким ценам состоятельным крестьянам в деревни.
Волостной комитет бедноты распорядился произвести осмотр в доме Вассы Кудреватых, поручив это одному из членов Д Ушакову с участием понятых красноармейцев. В результате обыска оказалось, что у Кудреватых в скрвтом на чердаке ящике, а так же в чулане и в хате действительно хранится много всякого ценного по сему времени добра, совершенно не подходящего и не относящегося к потребностям самой подозреваемой в спекуляции Вассы Кудреватых.
Конфисковано и доставлено в помещение волостного комитета бедноты имущество
-жакет часупчевый
-платье шерстяной материи
-ластику черного аршин
-ситцу черного 4 аршина
-ситцу кубового 3 аршина
-ситцу в полоску 3 аршина
-подкладочный материал полтора аршина (итд еще с 30 аршинов разной ткани)
-3 легких летних платка
-столовая салфетка с меткой А и К
- кальсоны теплые
-матрас шитый
-женский бисерный галстук
-корсет
-полотенец вышитых в тамбур с прошивками 5 штук
-шелковая накидка
-шелковая юбка
-шаль шелковая белая
-кушак полушелковый женский
-салфеток столовых 2 штуки
-осеннее женское пальто
-платье плисовое женскоес горжетом
-плащ клеенчатый
-мыла кусок
Волостной комитет бедноты постановил все имущество конфисковать, назначив для оценки его и распределения комиссию.
Имущество было оценено в 639 рублей 45 копеек. Комитет бедноты постановил все имущество сдать в кооператив для реализации беднейшему населению, а вырученную сумму оприходовать по волостному комитету бедноты.
В дополнение картины надо добавить, что сын Вассы Ипат Кудреватых был одним из 14 расстрелянных у старого кладбища.
_________________________
ВИНА ЕГОРА КОРЖЕВА
2 апреля 1919 года в деревне Павино в прихожей комнате волостного военного комиссариата происходило закрытое заседание Вочевской ячейки большевиков, на котором вопросы "обсуждались секретно". Как показал секретарь ячейки Михаил Прокопьев Толстобровов, во время заседания в помещение неизвестно по какой причине вошел гражданин деревни Бураковщина Егор Коржев. Председатель собрания Скрябин предложил Коржеву оставить помещение. Однако на предложение председателя удалиться он не отреагировал и продолжал стоять, удивленно почесывая затылок. Коржеву было сказано, что обсуждаются секретные вопросы, поэтому он должен выйти из помещения. Коржев сказал: "ну вас на хуй с секретом" и неохотно направился к выходу. Проходя через помещение, где происходило заседание, добавил: "ишь их сколько дьяволов здесь собралось". Собрание коммунистов, оскорбленное тем, что их послали на хуй, постановило: "Коржева арестовать и препроводить в город Никольск в распоряжение партии."
Дознание о Егоре Коржеве проводил начальник Никольской уездной народной советской милиции товарищ Шилов.
Делопроизводитель Павинского волостного военного комиссариата гражданин деревни Валовой Лог Алексей Иванов Корзников показал, что во время закрытого заседания он вышел в канцелярию комиссариата для выдачи контрамарок крестьянам, привлеченных для перевозки мобилизованных в Красную Армию солдат. В числе перевозчиков оказался и Егор Коржев, который в поисках контрамарки забрел в комнату заседаний и проходя через нее выразился: "ишь их, дьяволов, сколько понабралось". Когда Корзников спросил: "почему вы так выражаетесь?" Коржев будто бы ответил: "они, коммунисты, нам противники" и послал всех собравшихся на хуй. Показания Корзникова подтвердили переписчик военкомата Захар Захаров Некрасов, председатель Вочевской ячейки большевиков Михаил Григорьев Скрябин, писец Павинского исполкома Сергей Степанов Пашкин, гражданин деревни 1ая Грязучая, и другие ответственные товарищи.
12 апреля Егор Коржев, 37 лет, не грамотный, был доспрошен в Никольске гражданином начальником уездной народной советской милиции Шиловым. Коржев подтвердил, что был 2 апреля в комиссариате, где было собрание. Но членов собрания он не ругал, а выразился в адрес своей лошади, так как у нее ели сено другие лошади (ишь их, дьяволов, сколько набралось). Хотя члены собрания меня и обвиняют, но это по насердию, так как ранее их лошади зашли к нам на сенокосные участки и произвели потраву. В свое оправдание ничего более не добавил, виновным себя не признал.
Начальник уездной милиции постановил: за оскорбление членов Вочевской коммунистической ячейки Егора Герасимова Коржева предать суду Велико-Устюгского губернского ревтрибунала, мерой пресечения избрать содержание под стражей, для чего отконвоировать его в Велико-Устюгскую тюрьму.
_________________________
СВАТОВСТВО МИХАИЛА АНДРЕЕВА
14 декабря 1919 года в деревне Кнутовщина Вознесенкской волости в 7 часов вечера в доме Сергея Ларионовича Кнутова во время сватовства к его дочери, в присутствии собравшихся, Михаил Андреев к развитию разговора о местной действительности говорил, что в Петрограде у власти комиссарами все евреи, которые стремятся истребить крестьян.
Михаил Андреев приехал в Вознесенскую вялость из Петрограда, имея с собой сатину 5 аршин, ситцу 7 аршин, френч, брюки, штатский пиджак и 10 фунтов соли. На брюки и пиджак он выменял два с половиной пуда муки; на френч и сатин выменял 12 фунтов масла. Еще купил постного масла полтора фунта и мяса один пуд. С означенными товарами пришел в деревню Кнутовщина в дом Сергея Илларионовича Кнутова договариваться о взятии его дочери Александры Сергеевны в замужество. При сватовстве Михаила Андреева кроме дочери Сергея Илларионовича присутствовали граждане Григорий Илларионович Кнутов, Павел Илларионович Кнутов, Федор Аксенович Завьялов и член волкомпартии Никита Илларионович Кнутов.
Последний и донес на Михаила Андреева.
"Довожу до сведения партии, что в деревне Кнутовщина появился некий подозрительный гражданин, выдающий себя уроженцем Новгородской губернии Михаил Степанов Андреев, по профессии шофер (моторист), будто бы служивший при товарищах вождях революции Ленине, Троцком и Зиновьеве. Названный гражданин ведет открытую агитацию против власти советского рабоче-крестьянского правительства, утверждая, что может спасти Республику только Учредительное Собрание по выборам главы народа - президента. Было это в деревне Кнутовщине 14 декабря около 6-7 часов вечера в доме Сергея Ларионова Кнутова во время сватовства к его дочери в примаки, где, между прочим, он рассказывал, что творится в Петрограде. Говорил, что сидят у власти евреи, которые стремятся искоренить крестьян. Правительство содержит наемные отряды латышей и китайцев, специально для тайных расстрелов всех возмущенных требованиями власти. Потом расстрелянных отдают на съедение китайцам, ввиду бескормицы. Говорил, что Совет Народных Комиссаров, состоящий из евреев, добился власти с той целью, чтобы истребить побольше русского народа, а когда будет разорена Республика, самим скрыться, захватил с собой награбленное золото, а именно драгоценности Зимнего дворца. Говорил еще много такого, что можно явно назвать агитацией против советской власти."
Невеста Александра Сергеевна Кнутова, 19 лет, сообщила, что в день сватовства Михаил Андреев вел некоторые политические разговоры относительно правителей русской республики, но пояснить ничего не может, так как в мужские разговоры не вступает.
Григорий Ларионов Крутов, 26 лет, показал что во время сватовства Михаил Андреев говорил, что народные комиссары состоят большей частью из жидов, захватил власть для следующей цели: погубить побольше русского народа в междоусобной войне, разграбить советскую республику а у власти поставить жидов. Павел Ларионов Крутов показал тоже самое и добавил слова Андреева о том, что высшая власть издает декреты для пользы трудящегося народа, но местные власти не исполняют таковых.
Федор Аксенов Завьялов, 30 лет, грамотный, показал, что слышал от Андреева разговор, что здесь, в удалении от центра, только лишь можно пожить. Василий Аксенов Завьялов, 39 лет, неграмотный, показал, что ничего не слышал, так как пришел в дом поздно.
Дмитрий Иванов Кнутов, 27 лет, единственный из присутствующих заявил, что разговоры были по озорству и никакой агитации Михаил Андреев в доме Сергея Ларионовича не производил.
Через год 29 декабря 1920 года было вынесено постановление по делу об агитации против советской власти. Подозреваемый Андреев Михаил Степанович, 34 лет, уроженец деревни Сосенки, Медведевкой волости, Новгородского уезда. Грамотный, окончил техническое училище, беспартийный. Виновным себя не признал. В деревне Кнутовщина был у Сергея Илларионовича Кнутова, у которого предлагали взять дочь в замужество, но разговоров у них никаких не было о советской власти, а сам он крепко стоит за Советскую власть. Служил шофером у товарища Троцкого с октябрьского переворота, но потом уволился с комиссии, потому что одно время с товарищем Троцким наехал на столб, так как плохое зрения на один глаз. Показал, что Никита Ларионович Кнутов завел на него кляузы, так как не хотел, чтобы Андреев вошел приемком в дом Сергея Кнутова к дочери его Александре.
Дело Андреева было рассмотрено уездным ревтрибуналом в Никольске 10 февраля 1921 года. Председательствовал товарищ Бычихин. Из свидетелей явились Федор Завьялов и Григорий Кнутов. Дмитрий кнутов и доносчик Никита в отстоящий за 100 верст уездный город не явились и были оштрафованы каждый на 3000 рублей. Позднее Никита Кнутов писал в ревтрибунал заявление и просил отменить решение о крупном штрафе. Просил обратить внимание на его социальное положение: семья 7 человек при двух трудоспособных, имеет одну лошадь и одну корову, за все годовые поставки получает 1500 рублей. Надел земли на 5 человек, хлеб получает с ссыпного пункта.
Обвиняемый Андреев виновным себя не признал. Против советской власти не агитировал, про наркомов совершенно ничего не говорил, говорил о кризисе в Петрограде и о плохом состоянии транспорта.
Ревтрибунал посчитал обвинения против Андреева обоснованными и приговорил к лишению свободы сроком на 6 лет, заключил в исправдом. Но, принимая во внимание, что от о агитации никаких последствий не произошло, а преступление было совершено до амнистий ВЦИК от 1мая и 6 ноября 1920 года, трибунал нашел возможным применить к осужденного амнистию и досрочно освободить, как не опасного для советской республики врага.
Так закончилось сватовство Михаила Андреева.
_____________________________
В заключении остается выразить огромную благодарность Семену Семеновичу за книжку (изданную как водится в таких случаях тиражом в 1000 экз). Надеюсь встретиться с ним при случае, благо он переехал на пенсию с Енисея обратно в Костромскую область.