О чём рисуют дети?

Jun 01, 2013 15:41



Движение "Суть Времени" больше года назад проводило сбор детских рисунков для их анализа квалифицированными психологами. Это такая форма социального исследования -- у взрослых дядь и тёть есть опросы, в которых они могут выразить своё мнение по злободневным вопросам -- хоронить ли Ленина, хорошо ли ВТО, надо ли все силы положить на то, чтобы освободить "борцов за свободу".

Детей, в каком-то смысле, спросили о похожем. Нужно было нарисовать 4 рисунка с достаточно просто звучащими темами -- нарисовать свою семью, образ своей страны, своего героя, а так же то, как ребёнок видит себя в будущем.

Детское сознание для исследования ценно прежде всего тем, что ещё не полностью пропущено через мясорубку психологической обработки, осуществляемую через СМИ, рекламу, социальные институты. Ребёнок, находясь ближе к началу жизни, свежо помнит всё то, чему его научили родители как хорошему, как к правильному. Это со временем сознание начинает определять себя как циничный фильтр реальности, укладывающий всё на уже расставленные полки -- свои категории ребёнок ещё формирует, поэтому он более открыт, доверчив, наивен -- на чём и предполагалось обеспечить объективность исследования.

Так что же интересного узнали по очень большому количеству детских рисунков?

Подождите. Вы на самом деле хотите это узнать? Что для вас это поменяет? Какую ситуацию вы бы приняли как нормальную, на какую бы не среагировали вовсе, а какую вы бы поняли как чёткий сигнал приближающегося конца, когда нужно либо бороться изо всех сил, либо ложиться и помирать? Подумали?

Современные семьи часто неполны -- статистика по разводам не даст мне вас обмануть. В погоне за новыми ощущениями, не получив в браке то, ради чего его заключали, бывшие супруги или остаются одиночками, или ищут счастья в новом браке. Очень часто браки распадаются на почве выясненного отсутствия долговременной любви супругов. За всем этим постоянно смотрят дети.

И что? А то, что дети, не смотря на то, что уже родители не понимают, зачем нужна семья, видят в своём мире, состоящем из своего дома, мамы, папы и себя, нечто святое, тёплое, спокойное. Определяют себя через семью. Любят искренне своих маму и папу.

А что с этим чувством происходит с возрастом? Достаточно быстро ребёнок понимает несоответствие его образа семьи с семьёй в реальности. Мама ребёнка, может, и любит, а вот с папой любви у них уже нет с десяток лет -- и вся семья держится вокруг ребёнка и только. И ребёнок, вчера наивный и любящий, со временем впитывает цинизм такой реальности. И от вчерашних детских рисунков вполне может остаться видение семьи как взаимовыгодного договора абсолютно чужих людей. Или что-нибудь ещё более прозаическое. Слава богу, ситуации с двумя папами или мамами для нашей страны ещё не характерны.

Данная точка зрения -- вовсе не вывод из полученных рисунков, просто об этом стоит задуматься, когда смотришь на собранные работы.




На рисунках, использованных в статье, всегда условно негативная составляющая уравновешена положительными образами.

Каких героев рисуют дети? Такова вторая тема опроса. Логично предположить, что образ героя невозможно выдумать на ровном месте -- героями дети принимают тех, кого социум за таковых выставляет в данный момент. Если вчерашние революционеры, солдаты, трудяги -- сейчас не герои, потому что жили в "проклятом совке", то кем заполняется место, в котором ребёнок хранит образец для поведения и подражания? Оказывается, героями западных мультфильмов, комиксов, красочных сказочных фильмов... В общем-то, ничего удивительного в этом нет. И что в этом плохого, спросите вы? Отвечаю. Образ героя нужен для того, чтобы ребёнок понимал, куда ему стремиться в реальной части своей жизни. Если он хочет быть космонавтом -- он должен иметь хорошую физическую форму, хорошо учиться -- и тогда у него будет шанс на это место. Если он хочет изобрести лекарство, спасающее сотни тысяч жизней -- для этого тоже надо работать. Но в самой такой постановке нет ничего непреодолимого -- подражай, ориентируйся, стремись -- и станешь кем-то сам.

А в чём смысл подражать Губке Бобу или Спайдер-мену? А ведь именно подобные персонажи -- центральные темы большинства собранных рисунков...




Проблема соотнесения себя настоящего со своим будущим так же была важной темой для рисунка. Вот есть сегодня. Сегодня тебе 10 лет. Что ты хочешь получить в 30 или 40 лет? Кем ты хочешь стать? Какой вокруг будет мир?

Какой будет мир -- не могут ответить сейчас и взрослые. В советскую действительность будущее было мирным и коммунистическим. Современнный западный образ будущего -- скорее антиутопия, чем любая составляющая "свободы, равенства, братства".

А что же видят дети? Они видят, к чему стремятся взрослые. Если мама ориентируется на гламур, карманных собачек и сумочку от Prada -- то подражая маме как к безусловному образцу -- ребёнок хочет того же самого. Красивый дом, бассейн, слуг. Как в мексиканских сериалах. Или возможность ездить в Египет раз в год. Или красивую машину.

Хорошее будущее, ничего не скажешь. Трезвому взрослому может быть и понятно, что домов и других объектов потребления на всех не хватит, а ребёнок на этом образе себе может серьёзный пласт психики сформировать. А потом мы смотрим с недоумением на то, что дети современных потребителей -- как потребители уже превзошли своих родителей.

Будущее для некоторых детей выглядит так:
Прогулка


Дома:



Для балансировки -- не для всех детей будущее такое прозаическое.



Хорошо. Мы испытали определённую дозу тревожной информации. Что же неожиданно хорошего выяснилось по результатам обработки рисунков?

Четвёртой темой был образ своей страны. России, то есть (для тех, кто не в курсе). Как же дети её изображали?

Россия как природа, как семья, как друзья -- рыбалки, прогулки, животные.

Россия как советское наследие. Детям очевидно, что Космос, Атом и Победа -- важны и не отъемлимы. Братство народов (рисунок с негром, китайцем и русским). Кремлёвские звёзды.










Россия как страна с фантастическим будущим -- летающие дома и машины.

Национальная Россия -- национальные костюмы, памятники архитектуры.

Радостно думать, что хотя бы до детей не докатывается отвратительная мода ненависти к той земле, на которой стоишь, желание всё оплевать и гордо удалиться в чужие края, оберегая свою исключительность и значимость.

И ещё радостнее от того, что понимание Родины живо.

И вот, мой читатель, что мы со всем этим будем делать? Хотя бы перед своими детьми мы начнём за что-то отвечать сами или будем продолжать обвинять во всём других до тех пор, пока и дети не начнут рисовать порнографию, безысходность и семьи из пятерых пап?

Что мы по этому поводу чувствуем? Можем ли мы нарисовать свой рисунок?

Статьи по теме:
Размышляя над детскими рисунками
Размышляя над детскими рисунками: беспризорники в нашем доме
Размышляя над детскими рисунками: с чего начинается Родина?
Previous post Next post
Up