Иосиф Флавий "Иудейская война" (введение переводчика и предыстория автора)

Mar 20, 2015 18:18


ИУДЕЙСКАЯ
ВОЙНА

Перевод Я. Л. Чертка
1900 г.
С введением и примечанием переводчика

Отрывок из введения переводчика

Иосиф Флавий принадлежит к разряду тех писателей классической древности, имена которых никогда не сотрутся со скрижалей истории. Его сочинения во все времена служили и продолжают служить необходимым руководством для различного рода исследований и экскурсий в области глубокой старины. Они проливают свет на такие умственные и политические течения и бытовые стороны жизни народов, о которых другие литератур­ные памятники совершенно умалчивают или же излагают их в явно искаженном, неправдоподобном виде. Но если велики за­слуги Иосифа пред историей человечества вообще, то в частности для еврейской истории его многообъемлющие труды составляют неоценимый и ничем незаменимый клад. Мы совершенно потеряли бы нить этой истории, не умели бы связать отдельные эпохи и события, о которых сохранились скудные сведения в других источниках; многие явления представлялись бы нам непонятными, другие выступали бы в полумраке, а третьи совершенно ускользали бы от нашего внимания, если бы мы не располагали капи­тальными произведениями Иосифа, заключающими в себе цельное и связное повествование о судьбах наших предков от библейских времен до разрушения второго храма включительно.
Сочинения Иосифа появлялись в свет в следующем по­рядке. В течение первого десятилетия после разрушения 2-го храма, в царствование Веспасиана, им написано было первое сочи­нение на греческом языке, озаглавленное „О Иудейской Войне" и считающееся лучшим из его творений. Автору было тогда около 40 лет. Приблизительно на 55 году от роду, в царствование Домициана, Иосиф написал второе свое произведение „О иудейской археологии" или „Иудейские Древности". Около 10 лет спустя, уже в царствование Траяна, появилось его третье сочинение: "О древности иудейского народа", или "Против Апиона", которому, по литературным его достоинствам, следует отвести второе место после „Иудейской Войны". Почти одновременно с этим вышла его „Автобиография", имеющая, впрочем, чисто полемический характер. Затем иные приписывают еще перу Иосифа книгу „О Маккавеях". Но другие не без веских оснований оспаривают это предположение.
Предлагаемая читателю "История иудейской войны", разделенная Иосифом на семь книг, составляет таким образом первое его произведение, появившееся вскоре после разрушения 2-го храма. Автор лично участвовал в той роковой войне, которую он описывает. Его роль была одна из выдающихся и требует хотя краткой обрисовки для выяснения его римско-тенденциозного взгляда на характер этой войны и главных ее деятелей.
Историки новейших времен, как еврейские, так и христианские, а также переводчики и комментаторы Иосифа, которых насчитывают многими десятками на всех европейских языках, не мало потрудились над выяснением личности этого знаменитого писателя, выступающей в его собственных сочинениях в очень загадочных формах.

Предисловие автора
Иудейская война с римлянами, превосходящая не только нами пережитые, но почти все известные в истории войны между государствами и государствами и между народами и народами, до сих пор описана была в духе софистов и такими людьми, из которых одни, не будучи сами свиде­телями событий, пользовались неточными, противоречивыми слухами, другие же, хотя и были очевидцами, искажали факты либо из лести к римлянам, либо из ненависти к евреям, вследствие чего их сочинения заключают в себе то пори­цание, то похвалу, но отнюдь не действительную и точную историю. А потому я, Иосиф, сын Маттафии, еврей из Иеру­салима и из священнического рода, сам воевавший сначала против римлян и служивший невольным свидетелем всех позднейших событий, принял решение дать народам римского государства на греческом языке такое же описание войны, какое я раньше составил для варваров внутренней Азии на нашем родном языке.

Римское государство изнемогало от внутренних неурядиц, когда началось это, как уже было замечено, в высшей степени знаменательное движение. Иудеи же, стремясь тогда к созданию нового положения вещей, воспользовались тогдашними беспорядками для восстания; они были так богаты боевыми силами и денежными средствами, что надеялись даже завладеть частью Востока, которую те вследствие многочисленных смут считали для себя чуть ли не потерянной. Иудеев кроме того окрыляла надежда, что их соплеменники из-за Евфрата примкнут массами к их восстанию; римляне же, напротив, были заняты усмирением соседних галлов, да и кельты заставляли беспокоиться. Наконец, после смерти Нерона все пришло в волнение; многие, пользуясь благоприятным случаем, пытались завладеть престолом; войско в тоже время в надежде на добычу жаждало перемены в правлении. Я считаю недостойным умолчать о таких важных событиях, и в то время, когда парфяне, вавилоняне, отдален­ные арады, наши соплеменники по ту сторону Евфрата и адиавины, благодаря моим трудам, подробно ознакомились с причинами, многочисленными превратностями и конечным исходом той войны,-чтоб рядом с ними оставить в не­ведении тех из греков и римлян, которые в войне не участвовали, и предоставить им довольствоваться чтением лицемерных и лживых описаний.

Писатели берут на себя смелость называть эти описа­ния историей, хотя последние, кроме того, что не дают ничего здравого для ума, но, на мой взгляд, не достигают даже своей цели. Желая рельефнее выставить величие римлян, они стараются на каждом шагу унизить и умалить иудеев; и они даже не спрашивают себя-каким образом победители ничтожных противников могут казаться великими. С другой стороны, они не принимают во внимание ни долгой продолжи­тельности войны, ни многочисленных потерь римского войска, ни, наконец, величия полководцев, которые, по моему мнению теряют свою славу, если завоевание Иерусалима, доставшееся им в поте лица, не было вовсе таким особенным геройским подвигом.

Далі буде...

история, евреи

Previous post Next post
Up