Взято из "Какова ты, родина Богов?"
В рукописях, найденных при раскопках одной из гробниц в Фивах, содержались секреты «получе-ния» золота из меди. Оказывается, стоило лишь до-бавить к меди цинк, как она превращалась в «золо-то» (сплав этих элементов - латунь - действи-тельно напоминает золото).
цилиндры фараона
фараон держит цилиндры
Близнец и конкурент цинка - медь
Медь и цинк являются химическими близнецами. Их способность к образованию ионных и ковалетных связей выражается одними и теми же числами. Как и цинк, медь способна «мертвой хваткой вцепляться в молекулу партнера» т.е. образовывать с ним прочные (ковалентные) связи (К. Б. Яцимирский, 1980). Cu и Zn вместе «сотрудничают» в составе фермента СОД (супероксиддисмутаза) - активного борца с токсичными свободными радикалами кислорода, образующимися при действии радиации и канцерогенов.
Но Zn не умеет создавать нужные организму биокомлексы со структурой квадрата и четырёхгранной пирамиды (они у него получаются тетраэдрической формы). К тому же цинк всегда двухвалентен, а медь легко меняет свои возможные состояния: от Cu+ до Cu++. Последнее свойство присуще и железу, однако Cu+ активнее навязывает свой электрон молекулам - участникам биохимических реакций (у неё более низкий окислительно-восстановительный потенциал), поэтому медь незаменима там, где нужно образовать или разорвать связь между атомами углерода и серы (К. Б. Яцимирский, 1980). Однако эта способность может обернуться во вред организму: соли меди ядовиты, так как медь образует слишком прочные связи с атомами серы, входящими в состав белков (в частности, альбумина), с SH-группой аминокислоты цисте ина и других важных молекул. Симптомы отравления медью могут отмечаться при приготовлении пищи в медной посуде без полуды: через 15-60 минут появляется металлический вкус во рту, начинаются тошнота и рвота; поноса не бывает.
Недостаток меди, который возникает в организме при неполноценном питании, приводит к малокровию (гипохромной анемии). Почему?
Оказывается, медь необходима для превращения железа в органически связанную форму (А. К. Войнар, 1962), что облегчает перенос FeH в костный мозг и помогает ему включиться в состав гемоглобина; она ускоряет «созревание» клеток крови (Б. Л. Смолянский, 1979).
Ионы меди абсолютны необходимы для процесса тканевого дыхания, главная задача которого - снабжать клетку энергией. Медь входит в состав ферментов обмена аминокислот, липидов, углеводов. Она принимает участие в пигментации волос. При недостатке меди кости обедневают солями кальция и фосфора, что может привести к переломам; возникают длительные поносы; кожа становится бледной, под глазами нередки отёки. При содержании животных на Cu-дефицитном рационе у самок могут наблюдаться выкидыши (хотя способность беременеть не теряется), а роды могут закончиться появлением на свет мёртвого детёныша. У малышей, длительно находящихся на грудном вскармливании без прикорма, из-за нехватки меди может развиться анемия: в молоке мало меди и железа.
Чтобы исключить причину анемии, зависящей от меди, в крови исследуют активность церулоплазмина - белка, специально предназначенного для траспорта меди в различные органы.
У человека встречается врожденное заболевание, вызванное недостаточностью меди, - болезнь Вильсона, при которой в крови отсутствует церулоплазмин. При этой болезни сильно увеличивается печень и поражается центральная нервная система; больного мучают хронические поносы.
Суточная потребность в меди составляет 2 мг, но у беременных у больных анемией и у тех, кто принимает препараты, угнетающие кроветворение, она выше (Б. Л. Смолянский, 1979). Больше всего меди содержится в печени, почках и мясе животных, в морской рыбе и других продуктах моря. Из круп ею богаты перловая, пшеничная, гречневая и овсяная; из ягод - чёрная смородина, клюква, абрикосы, крыжовник, груши и клубника. Как вы уже знаете, в молочных продуктах её мало.
Может ли анемия, довольно часто сопутствующая росту злокачественных новообразований, обусловливаться недостатком меди в организме больного?
На этот вопрос однозначного ответа пока не получено. В отличие от других микроэлементов, в крови онкологических больных содержание меди выше нормы. Установлено возрастание её концентрации при раке молочной железы (I. D. Capel, 1982), яичников (E. J. Margrlioth, 1985), желудка (особенно его кардиального отдела: Э. М. Герасимов, 1973; K. Krslo, 1975), лёгкого (K.Krsto,l975), первичном раке печени (O. Miatio, 1985), опухолях мозга (K. P. Turecky, 1984); очень высокий уровень меди обнаружен у больных лимфомами, саркомами (V. P. Sharma, 1984), меланомой (С. И. Сергеев, 1978) и т.д.
На основании определения содержания меди в сыворотке крови можно прогнозировать прогрессию опухолевого роста, дать оценку степени злокачественности опухоли и эффективности проводимой терапии. Так, уровень сывороточной меди при раке лёгкого тем выше, чем более запущен процесс, при метастазах опухоли он максимален (E. Huhti, 1984). Повышенная концентрация Cu при подозрении на рак лёгкого позволяет с большой долей вероятности предположить худший вариант диагноза, так как ни у одного больного она не бывает ниже нормы; она может служить маркёром злокачественной опухоли яичников. Определение уровня меди в крови можно использовать в качестве скриннинг-теста для раннего обнаружения злокачественного процесса в печени, что чрезвычайно важно в дифференциальной диагностике рака и цирроза печени (O. Miatio, 1985).
После излечения рака шейки матки и рака молочной железы содержание меди падает до нормы, а при отсутствии эффекта от лечения - не изменяется (P. K. Chacravarty, 1986). Снижение уровня меди у больных лимфомами и острым лейкозом - первый показатель эффективности терапии (V. P. Sharma, 1984). Новое возрастание уровня Cu при остеосаркоме и меланоме говорит о прогрессировании заболевания (W. Bayer, 1985).
Установлено, что содержание меди может быть повышено даже при росте некоторых доброкачественных опухолей (например, фибромиомы матки и других опухолей женской половой сферы), хотя и не столь значительно, как при раке; при успешном лечении оно нормализуется, а новое повышение указывает на начало рецидива (K. R. Srivastava, 1987). Повышается уровень сывороточной меди и при таких предраковых заболеваниях, как хронический гастрит, язвенная болезнь желудка с пониженной кислотностью, хронические неспецифические заболевания лёгких (И. В. Касьяненко, 1972).
Таким образом, содержание Cu и активность медь-содержащего белка церулоплазмина в сыворотке крови увеличивается при злокачественных опухолях различной локализации и даже в предраковом периоде.
Эта картина в корне отлична от той, которую вы видели в предыдущем разделе, посвященном цинку: Zn в крови онкологических больных мало. Возрастание коэффициента Cu/Zn характерно для роста подавляющего большинства злокачественных опухолей: молочной железы, матки, лёгкого (И. В. Касьяненко, 1972), мочеполовой системы, мягких тканей (P. K. Chakravarty, 1986), рака пищеварительных органов (S. Inutsuka,1978), опухолей головы и шеи (P. K. Chakravarty,1986). Характерно оно и при метастазах в печень. Это соотношение увеличивается, если лечение было не эффективным. Но под влиянием успешной химиотерапии оно нормализуется (Р. Довбаев, 1978).
Раковые клетки испытывают высокую потребность в цинке, поэтому падение его уровня в крови опухоленосителя вполне объяснимо. Остаются не очень ясными причины повышенного содержания меди, поскольку раковая опухоль накапливает её в большем количестве, чем окружающие нормальные ткани (S. L. Rizk, 1984). По мере прогрессии опухоли содержание Cu в ней увеличивается (P. K. Chakravarty, 1986). О значении этого микроэлемента для раковых клеток свидетельствуют опыты по кормлению опухоленосителей рационом, не содержащим меди: рост перевиваемой меланомы тормозился, продолжительность жизни животных увеличивалась (А. А. Клименко, 1987). С другой стороны, добавление соли меди в молоко крысам три месяца подряд до перевивки опухоли в последующем приводило к стимуляции её роста (Д. Д. Непорадный, 1983).
На основании изложенных данных напрашивается вывод о «вредном» влиянии меди на течение онкологического заболевания. Но пока клинические онкологи обходят молчанием рекомендации ограничить потребление меди в составе продуктов питания. Для этого существуют достаточно веские причины.
1. Мы уже говорили о преимуществе в скорости роста перевиваемых опухолей животных перед спонтанными (самостоятельно возникающими) у человека, а это означает, что дефицит жизненно важного элемента в первом случае скорее затронет саму опухоль, а в организме человека, напротив, - те ткани, которые в нём особо нуждаются.
2. Увеличение содержания меди при раке, очевидно, не причина, способствующая росту опухоли, а отражение той перестройки обмена веществ, которая сопутствует либо даже обуславливает появление злокачественных клеток в теле человека. Действительно, содержание меди увеличивается ещё в предраковом периоде (В. И. Рыбников, 1985). Поданным 10-летнего эпидемиологического обследования 5000 человек, из которых 133 заболели раком, высокий уровень меди обнаруживался уже за несколько лет до постановки диагноза (R. J. Coates, 1989). Ещё пример: в течение 4-х лет из 10572 обследованных людей умерли от рака 64 человека и от сердечно-сосудистых заболеваний 62. У всех умерших была повышена концентрация меди, причём если она превышала 1,43 мг/л, то риск смерти возрастал в 4 раза(К1 Кок, 1988).
3. Медь не является канцерогеном.
4. Повышение концентрации меди в сыворотке крови ещё не означает, что в органах нет её дефицита. Так, в опытах на 27 линиях мышей со злокачественными фибросаркомами определили, что содержание меди растёт только в мышцах и мозге опухоленосителей, в печени же - падает (P. K. Chacravarty, 1985). У больных раком желудочно-кишечного тракта на фоне высокого уровня меди в сыворотке крови найдено её снижение в самих клетках крови (K. Salto, 1981). Значит, не приходится говорить об избытке меди в организме опухоленосителя. Почему повышается её содержание в крови при раке, пока не совсем ясно.
Составить диету с дефицитом меди не очень сложно. Для этого надо исключить из питания морские продукты и мясо. Но не выплеснем ли мы при этом «вместе с грязной водой и ребёнка»? Ведь продукты моря исключительно полезны. Кроме того, дефицит меди сам по себе вызывает развитие анемии, которая и так приносит много непрятностей больному раком.
Я считаю, что фараоны использовали в цилиндрах только самородные металлы, а это: золото, серебро и медь.
Хотя к самородным относят также: железо
железо встречается в самородном виде исключительно редко. Железный самородок - уникальное явление природы. Среди находок самородного железа преобладают метеориты. Железные и железокаменные «гости из космоса» приносят на землю самородное железо со значительной примесью никеля, благодаря чему оно долго не покрывается ржавчиной.
Цинк мне кажется тут не уместен.
Был еще металл орихалк: "В рассказах об Атлантиде Платон часто упоминает таинственный металла "орихалк":
самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту. ...стену самого акрополя орихалком, испускавшим огнистое блистание. ... Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком. ... их отношения друг к другу в деле правления устроялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова внутри храма Посейдона"
Кто-то пишет, что орихалк это никель, но скорее всего это и есть медь.
Древнегреческое слово ὀρείχαλκος составлено из основ слов όρος «гора» и χαλκός «медь» и может быть переведено как «горная медь». Латинские авторы ошибочно транслитерировали это слово как aurichalcum, буквально «златомедь». На основании этого чтения распространилась идентификация орихалка с различными сплавами золота и меди. В гомеровских гимнах слово «орихалк» принято переводить как «жёлтая медь» либо «украшения из жёлтой меди».