Разнообразие "мифических существ"

Dec 18, 2015 17:37

В этой теме представлено всё разнообразие мифических существ, присутствующих на страницах книги Плиния Старшего "Естественная история" - крупнейшего энциклопедического сочинения античности.

На сегодняшний день считается, что глава седьмая под названием "Человек" является выдумкой Плиния Старшего или его неспособностью точно передать всё происходящее в те времена.

Однако, Мы с Вами знаем, что за всем этим кроется реальная история.....

VII книга ЕИ посвящена рассказу об особенностях человеческой природы. В качестве источников для этой книги упомянуты: EX AUCTORIBUS: Verrio Flacco. Gnaeo Gellio. Licinio Muciano. Masurio Sabino. Agrippina Claudi. M. Cicerone. Asinio Pollione. M. Varrone. Messala Rufo. Nepote Cornelio. Vergilio. T. Livio. Cordo. Melisso. Seboso. Cornelio Celso. Maximo Valerio. Trogo. Nigidio Figulo. Pomponio Attico. Pediano Asconio. Fabiano. Catone censorio. actis. Fabio Vestale. EXTERNIS: Herodoto. Aristea. Baetone. Isigone. Cratete. Agatharchide. Calliphane. Aristotele. Nymphodoro. Apollonide. Phylarcho. Damone. Megasthene. Ctesia. Taurone. Eudoxo. Onesicrito. Clitarcho. Duride. Artemidoro. Hippocrate medico. Asclepiade medico. Hesiodo. Anacreonte. Theopompo. Hellanico. Damaste. Ephoro. Epigene. Beroso. Petosiri. Nechepso. Alexandro Polyhistore. Xenophonte. Callimacho. Democrito. Diyllo historico. Stratone qui contra Ephori εὑρήματα scripsit. Heraclide Pontico. Asclepiade qui τραγῳδούμενα. Philosthephano. Hegesia. Archemacho. Thucydide. Mnesigitone. Xenagora. Metrodoro Scepsio. Anticlide. Critodemo

Да тут целый столп авторов, нам нет основания им не верить!



1) Говорят, что рядом с живущими на севере народами, недалеко от места возникновения Аквилона и так называемой его пещеры, в местности, называемой Гесклитрон, обитают уже упомянутые аримаспы, отличающиеся одним глазом по средине лба; они будто бы постоянно воюют из-за рудников с грифами, которых предание представляет в виде крылатых зверей, выкапывающих в подземных шахтах золото, причем и звери с удивительной алчностью берегут золото, и аримаспы похищают; об этом писали многие, а особенно знаменитые Геродот и Аристей Проконнесский;

2) За другими скифами-людоедами в большой долине, образуемой горой Имав, есть страна, называемая Абаримон (= Аваримон), в которой живут лесные люди с вывернутыми назад ступнями, отличающиеся чрезвычайной быстротой и блуждающие повсюду вместе со зверями. Об этом рассказывает Бэтон, составивший измерения переходов Александра Великого и его проводник; он же передает, что эти люди не могут дышать (= жить) в другом климате и поэтому ни одного из них нельзя было доставить к соседним царям и привести к Александру.

3) Исигон сообщает, что в (Кавказской) Албании родятся люди с серо-синими глазами, с детства седые и ночью видящие лучше, чем днем. Он также передает, что савроматы, живущие на расстоянии тринадцати дней пути выше Борисфена, всегда принимают пищу раз в три дня.

4) Кратес Пергамский утверждает, что около Париума в Геллеспонте обитает племя - как он называет - Офиогенов, имеющее обычай лечить укусы змей прикосновением. Кладя руку на тело, они очищают его от яда. Варрон говорит, что и сейчас встречаются отдельные люди, слюна которых лечит змеиные укусы.

5) Согласно сведениям Агатархида, подобное племя существует в Африке, их называют псиллы - в честь царя Псилла, чья гробница находится [на побережье] Большого Сирта (ср.: Ibid.). В их телах вырабатывается яд, который смертелен для змей и запах которого они используют для усыпления змей. Еще они имеют обычай подкладывать новорожденное дитя самой свирепой змее, чтобы проверить верность своих жен, поскольку змеи кусают младенцев, родившихся от связи их жен с чужестранцами. Почти все это племя было изгнано насамонами, которые теперь занимают эту землю, однако потомки тех, кто бежал или не участвовал в противостоянии [с насамонами], обитают в разных местах и по сю пору.

6) По соседству с насамонами, передает Каллифан проживают женоподобные (= андрогины) махлии, которые сходятся с мужчинами и женщинами попеременно. Аристотель пишет, что их левая грудь - мужская, а правая - женская.

7) Исигон и Нимфодор передают, что в той же Африке есть семьи, которые занимаются колдовством; от их похвалы гибнут луга, засыхают деревья, угасают младенцы, Исигон добавляет, что такого же рода люди есть среди трибаллов и иллириев (они околдовывают взглядом и убивают тех, на кого долго пристально смотрят ненавистным, по преимуществу, взором); что зло их глаз больше ощущают взрослые; и то (что особенно примечательно), что у них в каждом глазу по два зрачка. Цицерон, один из наших авторов, утверждает, что женский глаз с двойным зрачком повсюду приносит несчастья. В самом деле, когда природа вложила в человека зверский обычай пожирать плоть [другого] человека, она позаботилась и о том, чтобы вложить яды в тело, а у некоторых - еще и в глаза, чтобы зло пребывало внутри самого человека.

8) Индия и Эфиопия в особенности изобилуют чудесами. В Индии вырастают самые большие животные. Например, индийские собаки крупнее других. А деревья, говорят, настолько высоки, что до их верхушек не долетает стрела лука и что, коли есть такие, которые верят в это, множество всадников могут укрыться под одним фиговым деревом. Рассказывают, что [тамошний] камыш настолько высок, что порой из одной его части между узлами можно сделать лодку, вмещающую трех человек.

9) Известно, что большинство жителей, рост которых превышает два метра, не страдают от зубной, головной боли или от рвоты и почти не испытывают болей в других частях тела - настолько крепко закалил их жар солнца. И что их мудрецы, которых называют гимнософистами, стоят от рассвета до заката, не моргая глядя на солнце, и так стоят на раскаленном песке в течение всего дня, [опираясь] то на одну, то на другую ногу.

10)Мегасфен утверждает, что на горе Нул живут люди, у которых ступни вывернуты назад и на каждой по восемь пальцев, а в других горах проживают племена песьеголовых, которые носят шкуры диких зверей и чья речь прерывиста наподобие лая; они кормятся охотой и ловлей птиц, для чего вместо оружия используют собственные ногти. Он же [Мегасфен] передает, что, когда он работал над своим произведением, их насчитывалось более 120 тыс. Ктесий сообщает, что у некоторых народов Индии женщины за всю жизнь рожают только одного ребенка и сразу после родов становятся седыми; он же [Ктесий] описывает племя людей, которых называют моноколи, у которых только одна нога, а передвигаются они прыжками с удивительной быстротой. То же самое передают и о племени скиаподов, которые в жару лежат на земле и заслоняются тенью от ног; проживают они неподалеку от троглодитов ("обитателей пещер"). К западу от них обитают люди без головы, а глаза у них на плечах.

11) Еще в горах на востоке Индии живут сатиры, и эту местность называют Катарклудорум. Сатиры - удивительно быстроногие существа, передвигающиеся иногда на четырех, а иногда и на двух ногах, поднимаясь в полный рост наподобие людей. Из-за того, что они столь подвижны, поймать можно либо старого, либо слабого из них.1) Таврон называет хоромандами лесное племя, которое не обладает способностью говорить, но общается посредством ужасных криков; у них волосатые тела, острый взгляд и зубы как у собаки.

12) Мегасфен сообщает, что среди индийских кочевников встречаются люди с одной ноздрей, как у змей, и с кривыми ногами. Их зовут скиритами. У крайних пределов Индии, на востоке около истоков Ганга, он [Мегасфен] помещает племя астомов (т.е. безротых), у которых нет рта, а тело покрыто волосами. Они носят одежды из хлопковой ткани и питаются, вдыхая запахи. Они не испытывают недостатка в запахах корней и сушеных лепестков яблонь-дичков, которые хранят при себе во время кочевий и помимо которых ничего не едят и не пьют. Он же [Мегасфен] говорит, что их с легкостью можно убить резким, по сравнению с привычным, запахом.

13) Рассказывают о триспитамах и пигмеях, выше них, в предельной части гор, ростом не превышающих трех спитамов, то есть трех додрантов, где здоровый климат, всегда весна, так как с севера защищают горы; на них, как Гомер тоже передает, совершают нападения журавли. Передают, что во время весны они верхом на баранах и козах, вооруженные стрелами, всем скопом спускаются к морю и истребляют яйца и птенцов этих птиц, что поход этот совершается по три месяца, иначе невозможно оказать сопротивление будущим стаям; что хижины их построены из глины, перьев и скорлупы яиц.

14) Онесикрит передает, что в некоторых частях Индии, где не бывает тени, рост мужчин достигает 2,4 м, а люди живут до 130 лет, но не доживают до старости и умирают в среднем возрасте. Кратет Пергамский рассказывает об индах, которые доживают до 100 лет, их он называет гимнетами, хотя многие называют их макробиями (= долгожителями). Ктесий (Книдский) передает, что в племени панда, которое населяет горные долины, люди доживают до 200 лет, у них смолоду седые волосы, которые к старости темнеют.

15) Дурид (Самосский) сообщает, что некоторые инды сходятся с дикими зверями и их потомство становится полулюдьми-полуживотными и что среди племени калингов в той же части Индии женщины беременеют в возрасте пяти лет и не живут дольше восьми, а в другой части (Индии) мужчины рождаются с волосатым хвостом и очень быстрыми, а иные целиком покрыты ушами.
Река Арабис разграничивает область индов и оритов, здесь ничего не едят, кроме рыбы, которую они разрезают на куски ногтями и высушивают на солнце, а затем приготовляют из этих кусочков хлеб - так рассказывает Клитарх.

16) Рождаются и с признаками того и другого пола, которых мы называем гермафродитами, прежде их называли андрогинами и рассматривали как чудо, теперь же - как забаву. Известно, что Помпей Великий установил при оформлении своего театра удивительные изображения, созданные для этого с особой тщательностью стараниями великих художников; они сообщают нам о Евтихии, родившей тридцать младенцев и вознесенной в Траллах на погребальный костер двадцатью детьми, об Алкиппе, родившей слона, хотя это и числится среди чудес, ведь и змею родила служанка в начале Марсийской войны, сообщается и о многообразных, различных форм уродах среди младенцев. . Клавдий Цезарь пишет, что в Фессалии родился младенец с головой лошади, но умер в тот же день; и мы видели во время его правления, что тот был доставлен для него из Египта, погруженным для сохранности в мед. Есть среди примеров младенец из Сагунта, что тотчас по рождению возвернулся обратно во чрево. Это произошло в год, когда этот город был разрушен Ганнибалом.

Естетственная история, дивии люди, Гог и Магог, Плиний Старший, Яджудж и Маджудж

Previous post Next post
Up