Мореходные рассказы. Там, где гнездятся ласточки...

Aug 17, 2015 03:25

Содержание

В полседьмого утра двадцать пятого июня меня растормошил восторженный Костя Стародубцев:
- Бери фотоаппарат, и иди, снимай!



Костя Стародубцев. Т/х «Юность». Ялта.



Т/х «Юность». Ялта.

С палубы действительно открывался восхитительный утренний пейзаж. Столь живописного места я до той поры ещё не видел. «Юность» заходила в порт Ялты. Той самой, которой восторгались все, побывавшие здесь. И как мне казалось, восторгались излишне горячо
После завтрака Костя умчался на трамвай до Симферополя и поехал в гости к своей тётке, а немного позже Палыч и меня отпустил в город.
На причале стояли два, скованных тумбами-подставками судна на подводных крыльях и катер со странным названием «Мухалатка». Метрах в ста пятидесяти от «Юности» сверкала белизной охраняемая погранцами шестиугольная башня маяка.



Ялта. Маяк. Фото из интернета.

Морвокзал не отличался красотой, но был достаточно велик. Внутри него располагались ресторан «Маргейт» и кассы Аэрофлота, а за входными дверями гостей встречали фонтан с замысловатыми фигурами и, вымощенный разноцветной полуметровой плиткой тротуар.



Ялта. Набережная.

Купил в киоске карту-схему, но никак не мог в ней разобраться. Бродил по пока ещё незнакомым улицам со всевозможными поворотами, подъёмами и спусками.
Ялта взаправду оказалась настоящей жемчужиной Крыма. Сочи и Батуми явно уступали ей в красоте, чистоте и комфортабельности. Здесь не было столь пышной, разнообразной зелени, но в том и прелесть, что Ялта не утомляла обилием красок. Она воспринималась не только глазами, но каждой частицей тела и души.



Ялта. Памятник В.И. Ленину на одноимённой площади. Фото из интернета.

На площади Ленина на высоком постаменте был расположен памятник вождю революции, а слева от него стояло здание почты.
Прошёлся по набережной Ленина, заходя во всевозможные магазины, не оставляя вниманием ни одного киоска «Союзпечати». Магазин «Жемчуг» и фирменный магазин, в котором «иностранная валюта принималась только от иностранных граждан». Здесь же располагались отделение внешторгбанка и сберкасса.



Ялта. Гостиница «Ореанда»

На пересечении с Гоголя стояла гостиница для иностранцев «Ореанда». В угловой каменной беседке под балконом работало гостиничное кафе или ресторан.



Ялта. Памятник А.П. Чехову в Приморском парке им. Ю.А. Гагарина.

Прямо по набережной, в Приморском парке, на расстоянии около полутора километров от «Ореанды» видел памятники Алексею Максимовичу Горькому и, чуть далее, Антону Павловичу Чехову. Между ними возвышался белокаменный обелиск, установленный в 1950 г. в честь ленинского декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». А ещё дальше, напротив друг друга, - две полукруглые колоннады с надписями по верху: «Граждане СССР имеют право на труд» - на левой; и «Граждане СССР имеют право на отдых» - на правой. Здесь, на скамейках под сенью деревьев, отдыхали две одинокие курортницы, как раз с правой и левой сторон.
Небольшой спуск и дорога прямо. Но я свернул вверх направо. По узким каменным лестницам и извилистым дорожкам вышел, на улицу Коммунаров к санаторию «Орлиное гнездо».
Спустился вниз, и мимо стереокинотеатра «Спартак» попал к магазину «Канцтовары. Фото». Хороший был магазинчик! Помимо прочего, здесь продавался телескоп «Мицар» за двести пятьдесят рублей. Я впервые увидел телескоп в свободной продаже и готов был хоть станцевать, лишь бы завладеть дорогой игрушкой, но денег не хватало, и мне с досадой и грустью пришлось забыть о вожделенной покупке.



Ялта. Советская площадь.

Улица Московская, Советская площадь. Здание «Дома торговли» и кинотеатр «Сатурн». Рядом с ними красивейший фонтан очаровывал прохожих переливом волшебных струй.
Вернулся к морвокзалу около одиннадцати. До вахты у трапа оставалось чуть больше часа. И я снова прошёлся по набережной до «Ореанды» и обратно, а потом взял вправо и добрался до санатория Ленинградского военного округа в районе дорожного указателя «На Симферополь» и гостиницы «Звёздочка». Поднимаясь вверх по дороге, надеялся увидеть перевал или оказаться над городом. Но от вторых ворот санатория пришлось повернуть вспять. Вид на город загораживал бесконечный сплошной забор. А я бежал под гору, чтобы сократить время на спуск и успеть заступить на вахту.



Судовая рында «Юности».



Ялта. Порт.



На фоне «Юности» на причале Ялтинского порта.

Отстояв со Славкой у трапа свои четыре часа, и поужинав, в шесть вечера я отправился в город вместе с Лёшкой Павленко. Постояли у причалов, и после недолгого раздумья купили билеты на теплоход в «Ласточкино гнездо». Как оказалось, знаменитый замок находился недалеко от Ялты, и теперь я просто не имел права не увидеть его своими глазами.
Прогулочный теплоход «Таврида», с лёгкостью переименованный мной в ставриду, стремительно нёсся к желанному берегу. Лёшка ещё пошутил:
- Уходим на ставриде, а придём на скумбрии.
По дороге он писал письмо матери, а я глядел по сторонам. «Леонид Собинов» покинул порт, и минут пять мы шли параллельным курсом, пока белый гигант не остался за кормой «Тавриды».
С моря открылся прекрасный вид на Ливадийский дворец, в котором когда-то проходила Ялтинская конференция «великой тройки» - Сталина, Рузвельта и Черчилля.



«Ласточкино гнездо». Фото из интернета.



г. Ялта, пгт. Гаспра, мыс Ай-Тодор. Ласточкино гнездо. Фото из интернета.

С причала «Ласточкино гнездо» производило неизгладимое впечатление. На вершине примерно стометровой скалы гордо возвышался каменный замок, словно принесённый из сказки неведомым волшебником.
По зигзагу каменной лестницы мы поднялись наверх. Примерно на полпути до вершины устроилась торговка с пуховыми свитерами и платками. А несколько выше, на площадке, мы не удержались от соблазна сфотографироваться.



На фоне «Ласточкиного гнезда»



С Алексеем Павленко.

Ещё выше располагались небольшое, спрятанное среди камней кафе, и само «Ласточкино гнездо» с одноимённым рестораном внутри. Вход был платным и дорогим. Выложить по двенадцать рублей за удовольствие осмотреть внутренности здания, было для нас непозволительной роскошью. И поэтому мы просто обошли его со всех сторон.
Увидев табличку с именами творцов этого чуда, я хватился было за фотоаппарат, но Лёха отговорил:
- Только кадр зря истратишь...



«Ласточкино гнездо». Памятная доска. Фото из интернета.



Алексей Павленко.



А вот и я.

Пришлось согласиться, и щёлкнуть пару кадров нас любимых.
Долго стояли у перил, разглядывая горы и море, наслаждаясь красотой окружающего мира. Глазели вниз с балкона смотровой площадки. Сквозь толщу необыкновенно прозрачных вод хорошо просматривалось дно, усыпанное камнями.



Орёл на скале напротив Ласточкиного гнезда. Фото из интернета.

Две скалы невдалеке также привлекали внимание. Та, что поменьше напоминала по форме парус и обижено стояла в стороне, омываемая тёплыми водами. Другая же нависала над морем, и с её вершины на любопытствующих, раскинув крылья, грозно взирал каменный орёл, охранявший гнездо от непрошенных гостей.
На обратном пути мы решили не повторяться, и, совершив небольшой подъём, вышли к шоссе, а через полчаса лихо катили на автобусе по извилистой горной трассе в сторону Ялты. Ливадия, Золотой пляж, Поляна сказок и ялтинский автовокзал с троллейбусами на Симферополь. Отсюда до столицы Крыма было всего два часа езды через горный перевал.



Ялта. Шоссе. Фото из интернета.

Пешком спустились на набережную, где встретили Лёху с Серёгой из экипажа и Бартновского. Впятером описали большой круг по городу, пропустили по чашечке кофе в Десертном зале ресторана «Сочи», а потом дотемна слушали музыку в кафе «Яло», и к полуночи вернулись на судно.
Дневные шатания не позволили выспаться, и вахту с четырёх до восьми утра я провёл в самоотверженной борьбе с Морфеем, который подло вырубил меня сразу после смены и до обеда. Так что наш с Лёхой хитрый план похода к почти стометровому водопаду Учансу с треском провалился.
Зато мне впервые в жизни довелось побывать в стереокино.
Стереофильмы действительно невозможно смотреть без специальных очков, так как на экран выводилось двойное, или даже тройное изображение. А в очках зритель погружался в ощущение полной реальности. Во время журнала кто-то впереди тянулся руками к экрану, пытаясь потрогать либо сорвать эфимерные яблоки.
На книжном прилавке посреди улицы видел дореволюционное издание «Истории Древнего мира», но не решился отдать за книгу двадцать пять рублей, хотя соблазн был велик...
После ужина смотрел фильм «Мексиканец», повествовавший о горькой судьбе больного проказой моряка.
А с восьми вечера до полуночи стоял на вахте у трапа, где Славка Сингатулин виртуозно рассказывал содержание фильма «Курьер».
Ровно в полночь «Юность» покинула ялтинский причал.
До свидания, удивительный, сказочный город. Спасибо, что ты есть на этой земле.



Крым. Аюдаг («Медведь-гора»), у подножия которой расположен Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» имени В.И. Ленина.

За кормой растворялись ночные огни Ялты, Мисхора, международного пионерского лагеря «Артек». Совсем рядом темной массой проплыл медвежий хребет Аюдага. И теперь только чистые звёзды сопровождали нас в ночной тишине. За два прошедших дня этот берег стал близким и родным. И дикое чувство тоски и неизбежности расставания больно сжимало грудь.

продолжение следует...

Мореходные рассказы, проза

Previous post Next post
Up