Мореходные рассказы. Владимир Васляев - человек и газотурбоход

Apr 15, 2015 15:40

Содержание

Двадцать четвёртого ноября нашу группу водили на экскурсию в порт. По понедельникам я убирался в кубрике, так что утро с приборки и началось. Позавтракав, переоделся по форме № 4.
В порт мы пришли в полдесятого-десять. Целью экскурсии стал теплоход «Муса Джалиль» В сопровождении четвёртого помощника осмотрели судно. Снаружи оно меня не впечатлило. Ветеран торгового флота двадцать три года отходил по морям, и выглядел довольно потёрто. Но внутри всё дышало чистотой и уютом. Были в ходовой рубке и в румпельном отделении. Показали нам и бакаутовые подшипники гребного вала. Древесина бакаута обладает прочностью железа, практически не стирается, а при соприкосновении с водой становится маслянистой. Поэтому подшипник не требует дополнительной смазки и надёжно изолирует судно от проникновения забортной воды.
В итоге экскурсией были довольны все, а в воображении мне уже рисовалось будущее на одном из судов торгового флота, быть может, на этом теплоходе.
Вернулись в школу аккурат к обеду, после которого занимались в мастерских. Ходил с Серёгой Бартновским на центральный рынок в поисках случайного заработка. Ничего не получилось, но появилась надежда на возможную подработку. Из-за бесплодного похода пропустил встречу с поэтом Качуриным в актовом зале. Увы, невозможно всегда и везде успевать…
Во вторник двадцать пятого вышел на зарядку. Побегал, позанимался и засел в кубрике за учебники.
На устройстве судна писали контрольную, вернее, списывали, поскольку Тихонов вышел из аудитории. Я половину написал «из головы», остальное скатал с учебника и тетради, законно рассчитывая на очередную «пятёрку».
На физкультуре сдал на «отлично» подъём переворотом, шесть раз прокрутившись на турнике, и ушёл в кубрик. До обеда читал книгу Вито Сансоне «Камни, которые надо спасти».
Потом была морпрактика. Мы с Серёгой взяли с собой бушлаты и после уроков сразу поехали на кондитерскую фабрику, где удалось договориться о завтрашнем трудоустройстве. Дома смотрели фильм «Дубровский», а в полвосьмого началась заключительная серия «Михаила Ломоносова». Разошлись по кубрикам. За окном всё окрасилось белым от только что выпавшего первого снега.
На Николаевской кондитерской фабрике мы проработали не так долго, но достаточно, чтобы накопить денег на билеты и подарки домой. За каждый рабочий вечер с нами расплачивались двумя коробками конфет и по пять рублей наличными. Меня определили на упаковку печенья, а Серёгу в конфетный цех. Бригадир лет двадцати пяти показала порядок работы на месте упаковщика. Ничего сложного там не было, и дело пошло споро, без задержек, как будто я всегда только этим и занимался. Бригадир не могла нарадоваться, а в один из дней не пришла на работу. Невольной причиной чему оказался я. Вездесущие работницы сказали по секрету, что присохло сердце замужней начальницы к залётному курсанту, и дабы не рушить семью, она взяла отгулы на время моей подработки. Вот и ещё одному человеку причинило страдания моё добродушие. А в голове просто не укладывалось, как можно было в меня влюбиться.
Поскольку мы с Серёгой показали себя достойными работниками, на фабрику стали охотно набирать и других курсантов. Но неуёмные желудки быстро сообразили, как легко завладеть дармовыми сластями, и вечерами столы в кубриках ломились от кондитерских изысков. Мне всегда претило воровство, но что греха таить, чаёвничал я наравне с другими, нисколько не брезгуя крадеными конфетами, начинками и сладкими пастами.
Столь масштабные пропажи сырья не могли остаться незамеченными, и однажды курсант из двадцатой группы попался на проходной с огромной сумкой. Естественно, был скандал. Мы с Аркадием Селиверстиком, работали в паре, и доброхотные девчата вывели нас с последним заработком и премиальными коробками конфет за территорию фабрики.
Четвёртого декабря группу предупредили, что завтра все пойдут на Черноморский завод смотреть спуск «Владимира Васляева», и наказали привести в порядок недавно выданные шинели.
Пятого мы отзанимались на политэкономии, после которой было построение на плацу. Я еле успел нашить погоны. Не ко времени всё же сменили форму - бушлаты ведь у всех были в порядке. Полгруппы вывели из строя и направили на хозработы - тех, кто вышел в бушлатах и шинелях без погон.
А остальные пешком прошли до центрального рынка, где сели на tram number eleven, то есть, одиннадцатый трамвай, и поехали на ЧСЗ. Перед заводом кишело море народа. Прошли на территорию, а там океан людей. Вот мы и снова на ставшем родным за время практики завод.
С Виталей Савустяненко пробрались к пирсу у кормы судна. Рядом стояла женщина с сыном - симпатичным мальцом по имени Вова. Когда начался спуск, мы его подняли на руки, чтобы пацан всё увидел.
Простояли больше получаса, жадно прислушиваясь к командам рабочей бригаде, и с нетерпением ждали спуска. И вот отдали носовые и кормовые стрелы и стальной гигант уже почти ничто не удерживало. Где-то впереди невидимая нам девушка разбила о борт судна привязанную за верёвку бутылку шампанского. Её портрет и горлышко бутылки разместят в музее судна, а саму девушку зачислят в вечные члены экипажа, и, возвращаясь в порт из дальних рейсов, моряки каждый раз будут привозить ей подарки и сувениры.
Рабочие выбили последние подпорки, и под торжественные звуки музыки «Васляев» медленно начал движение по стапелю. С шипением испарялась смазка с аппарелей. Судно каснулось кормой воды и, вспенив её, под радостные возгласы зрителей, ровно в двенадцать с четвертью 5 декабря 1986 года, сошло со стапеля. Незабываемые минуты рождения нового, гордого и величавого флагмана советского торгового флота.
Длина его составляла 227,34 метра, а ширина 30 метров! После спуска вода в реке стала чёрной, как смоль и с силой билась о берег.



Спуск на воду газотурбохода «Владимир Васляев»
Фото Кремко



Спуск на воду газотурбохода «Владимир Васляев»
Фото Кремко



Спуск на воду газотурбохода «Владимир Васляев»
Фото из интернета



Спуск на воду газотурбохода «Владимир Васляев»
Фото Кремко



Спуск на воду газотурбохода «Владимир Васляев»
Фото Кремко



Владимир Александрович Васляев
Фото из интернета

Владимир Александрович Васляев, в честь которого назвали новое судно, когда-то освобождал Николаев от фашистов, а с 1971-80 годах был первым секретарём обкома партии. Область расцвела под его руководством. Кроме всего прочего при нём были открыты музей судостроения и флота, зоопарк, детский городок «Сказка», а художественный музей имени Верещагина получил новое помещение. Проститься с Васляевым приезжали с самых отдалённых уголков Николаевщины, и траурная процессия растянулась более чем на полтора километра. При жизни же Владимир Александрович был скромен и весьма аскетичен.



Ролкер-контейнеровоз «LCPL-Roy-M.-Wheat» ВМС США
(бывший «Владимир Васляев»)
Фото из интернета

В день спуска никто не догадывался о печальном будущем нового судна. Газотурбоход введут в эксплуатацию в 1989 году, а спустя восемь лет нувориши от новой власти продадут его «за ненадобностью» по цене металлолома, и под другим именем он пополнит силы быстрого реагирования ВМС США. Три же однотипных ему уникальных судна вообще «уйдут на иголки».
Ну а пока на улице стояла прекрасная погода, и не верилось, что наступил декабрь - температура была в районе плюс десяти, а снегом ещё не пахло. Вдвоём с Виталей прошлись вдоль стапеля. Непривычно и пусто стало на заводе, несмотря на обилие правительственных волг, машин с надписями «Телевидение» и прочих легковых драндулетов.
Весь день ходили под впечатлением от увиденного, а вечером отправились купаться на Южный Буг. Ледяная вода пронзила тело мириадами иголочек, но потом разлилось благодатное тепло и в общагу мы вернулись бодрыми и умиротворёнными.

продолжение следует...

Мореходные рассказы, проза

Previous post Next post
Up