Речной круиз - это давно не путешествие, это образ жизни, это возможность забыть обо всём и полностью расслабиться. И даже не особо важен маршрут, хоть я в очередной раз поняла: лучше нашего севера для меня ничего нет. Ладога, Онега, Белое озеро, Нева, Свирь, Шексна, Ковжа - мои любимые места.
В этот раз так получилось, что я ходила в круиз одна. И уж совершенно новый опыт - круиз, совместный с иностранцами. Совместный - условно: нас, русских туристов, среди многочисленных немцев, китайцев, французов и итальянцев на борту было всего трое. Сразу скажу для тех, кому это может оказаться важно: если вас, как и меня, не интересуют экскурсии и развлекательная программа ("бег в мешках", как её окрестил сосед по столику), если вы предпочитаете спокойное уединение и созерцание красот за бортом, то это то, что надо. Кормят вкусно, организация отличная - в общем, ничто не мешает полноценному отдыху. Вот только погода...Но это от теплохода никак не зависит.
На теплоходы с иностранцами, отправляющиеся из Питера, можно заселиться накануне, предварительно забронировав ночёвку, что я и сделала (выходит гораздо дешевле гостиницы). И вот в воскресенье вечером мы расстались с Улей, она поехала на Сапсане в Москву, а я на такси в Уткину заводь. Ох, недаром я вибрировала: хоть и обещали мне в офисе Водохода, что на теплоходе меня уже будут ждать, а вышло по-другому. Что-то, как это часто бывает, не сработало, и руководство круиза, мягко говоря, сильно удивилось, увидев меня в неурочный час с вещами. Но к чести администраторов и директора круиза, меня даже не пытались выдворить вон, а, напротив, тут же успокоили, что непременно заселят, и проводили в каюту. Так, почти на сутки раньше, начался мой персональный круиз.
И конечно, как не сфотографировать закат на Неве?
Утром следующего дня я с удовольствием прогулялась по Елагину острову, пообедала в городе (завтрак на теплоходе входит в раннее заселение), и в пять часов теплоход отправился в путь.
Такое раннее отправление позволило увидеть Шлиссельбург не ночью, но, зато, из окна ресторана - шёл ужин. Вообще маршрут построен так, что все значимые интересные места (Шлиссельбург, Крохино, Калязин) теплоход проходит днём и по радио обязательно на всех языках объявляют о приближении такого места. Вот только французская сопровождающая почему-то постоянно путала лево-право...
Мы входили в Ладожское озеро, над Шлиссельбургом стояла радуга, как добрая примета.
Пока Ладога была спокойна, но погода не предвещала ничего хорошего.
Проснулись все около двух часов от начавшейся качки. Те, кто первый раз, испугались и выскочили из кают, мне же показалось, что и в прошлом году, и в позапрошлом качало сильнее. Спать, правда, я всё равно не могла. Посмотрев на карту с навигатором, я убедилась, что до входа в Свирь идти не больше часа, и спокойно ждала этого момента. Обычно при сильной качке у меня возникает непреодолимое желание надеть спасательный жилет и выйти из каюты, но тут я лишь набросила халатик - всё приличнее в случае чего будет...
Погода утром была никакая: сего и уныло. Никаких красивых пейзажей. Вот разве что сфотографировать пышную сирень в Нижнесвирском шлюзе ( у нас, в Москве, она уже давно отцвела)
да пищащего птенца чайки - их в эту пору много.
В Мандрогах пошёл дождь. Вообще дожди сопрвождали нас весь круиз, и это, как выяснилось, был ещё не самый сильный дождь. Для прогулок по мокрой траве я брала собой тёплые зимние кроссовки (удобнее, чем резиновые сапоги), и, конечно, с собой у мегня был запас полиэтиленовых плащей. Под зонтом гулять не люблю.
Дождь и сильный ветер перемежались с солнцем, и мне даже удалось прогуляться и поснимать природу, то, что я люблю, поэтому будет небольшая отдельнапя подборка снимков из Мандрог. А пока только погода с одной точки:
В Мандрогах, как потом выяснилось, произошёл очень неприятный инцидент: одна из итальянских туристок (пожилая, конечно) решила воспользоваться многочисленными предложениями и проехаться в повозке на лошади, повозка сломалась и туристка оказалась с открытым переломом ноги в больнице в Подпорожье. Потом её, как мне кажется, уже в Горицах, привезли на теплоход, и до конца круиза она вынуждена была передвигаться по теплоходу в инвалидной коляске, ни о каких экскурсиях, понятно, речь уже не шла.
А это уже Свирь - мы отчалили и двинулись в сторону Онежского озера.
Обычно в этих местах я люлю снимать отражения деревень в спокойной воде, но тут картинка другая. И то хорошо, что дождя нет.
Вышли в Онежское озеро. И тот же вопрос: будет шторм или обойдётся? На этот раз повезло.
Моё любимое северное небо, совсем не такое, как в средней полосе.
И неповторимые онежские закаты, можно поиграться с настройками.
Кижи встретили нас сильнейшим ветром и настоящим холодом, было точно уж не выше десяти градусов. Тёплые кроссовки (ура моей предусмотрительности), темофуфайка, толстовка, куртка, капюшон, перчатки - можнот гулять. Главное, дождя нет. Про Кижи тоже, безусловно, будет отдельная запись с фотографиями, а пока только любопытные моменты.
Все направо, я, конечно же, налево, мимо деревни Ямки, на горку, к часовне Спаса Нерукотворного. Торопиться мне некуда. Раннее утро, народу здесь никого, все гуляют по центральной части. За часовней лавочка - можно посидеть, поснимать пасущихся поодаль внизу лошадей, нападающих в небе на какого-то хищника галок...Хрясь -
ножка у лавочки подгибается, и я, с моими полохо гнущимися коленями и уж совсем не предназначенной для падения правой рукой, оказываюсь на земле. Говорят же, история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой - в виде фарса. Трагедия была накануне (я, правда, тогда об этом ещё ничего не знала), так что здесь по законам жанра обязан был быть фарс. В общем, я поднялась, целёхонька и невредима, как потом выяснилось, с синяками под коленками, отряхнулась, сфотографировала лавочку для истории и, оставив её так, чтоб никто больше не захотел сесть, пошла гулять дальше...
И что б я там одна делала, если б всё было серьёзнее? Вряд ли бы сообразила, что на бейдже у меня есть телефон директора круиза...
Времени оставалось ровно на то, чтоб пройтись по центральной части. Мне явно не хватало приключений, потому что, увидев, что на колокольне кто-то есть, я тут же решила, что мне туда надо! Никогда не знала, что туда можно подняться. Оказалось, 300 рублей всё удовольствие. 80 ступенек всего - успокоила меня кассирша. 80, да, но каких! Конечно же, как я могла не сообразить, ступеньки были крутыми. После первого же пролёта свет закончился и я, в абсолютной темноте, умудрилась приложиться головой о какую-то балку, к счастью, несильно.
Зато, преодолев подъём, я взглянула на Кижи с высоты.
Пока я осматривала окрестности, на колокольню поднялся служитель, как выяснилось неслучайно. Мне пора было спускаться, а это было многократно тяжелее. "Спускайтесь, как Вам удобнее", - сказал он. "Некоторые это делают задом... Главное, не торопитесь: так будет спокойнее и для Вас, и для меня...". В общем, это было действительно непросто, но мне удалось. И даже на теплоход я не опоздала.
И снова Онега, в меру спокойная.
На выходе из озера я увидела скользящего по-над прибрежной травой луня. Как всегда, в такой ситуации, я была без камеры. Сходила за камерой, так, на всякий случай, и через некоторое время удача улыбнулаь: ещё один лунь, и точно так же близко.
Не знаю, почему мне снялось вот та, по диагонали - суда, ожидающие шлюзование у Вытегорского шлюза.
И любимое место в Вытегре...
Утром мы были в Ковже. И снова пасмурно - никаких тебе красивых отражений. Не стоит и камеру брать на палубу, хватит бинокля, он весит гораздо меньше.
Берега на Ковже близко-близко. Вдруг откуда-то совсем рядом резкие крики: так может кричать только крупная птица. Осматриваю ближайший куст в бинокль - не вижу, олпускаю взгляд ниже, к самой воде - бревно лежит, на бревне два пенька-брёвнышка... Да какие же это пеньки - орланы-белохвосты! Сидят на бревне, кричат - близко-близко, кажется, рукой дотянуться можно. И я без камеры...Даже без мыльницы.
Такая удача один раз выпадает. Я потом ещё с десяток орланов в небе видела - их на Ковже да на Шексне всегда много - но это всё не то.
Одного даже сидящего на дереве обнаружила, но гораздо дальше, чем те два...
Горицы - единственное место на всём маршруте, где можно было снять куртку, нормальная летняя погода.
На экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь не поехала, в этот раз не захотелось, далеко, в сторону Мауры, одна тоже не пошла, во избежание каких-нибудь проблем, так чуть-чуть прогулялась, да и не фотографировала толком ничего...
После Гориц прошли всё Рыбинское водохранилище, мимо Рыбинска и Тутаева добрались до Ярославля. Погода не радовала - пасмурно, а потом и дождь пошёл. Вечером, несмотря на дождь, поснимала подсвеченный Тутаев.
Это были последние кадры в этом круизе. Дальше можно было снимать лишь льющуся с неба сплошными потоками воду. В Угличе иностранные туристы, лишь сойдя на берег, в большинстве своём вернулись на теплоход - под таким дождём пешеходная экскурсия по городу была просто невозможна. У меня к тому времени в книжке наметилось самое интересное место, кульминация событий, и я с удовольствием, сидя в каюте, читала. Когда ещё доведётся столько читать?
Вечером на капитанском ужине нам выкатили гигантский торт в форме теплохода "Константин Федин". А главное, он, как и вся еда в этом круизе, был очень вкусным, и я пожалела, что до этого игнорировала кондитерские изделия, отдавая предпочтение банальному мороженому...
Единственное, о чём я пожалела в этом круизе.