1.
В середине XVI столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при Иване Грозном воеводой.
В 1585 году принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову - дипломату, крупному государственному деятелю. В начале XVII века Марфином снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного Приказа Семену Заборовскому.
В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник, князь Борис Алексеевич Голицын. С этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромная деревня не соответствовала вкусам и требованиям Голицына и он возводит здесь новые хоромы, разбивает французский парк, а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село и усадьба были переименованы в Богородское.
2.
В 1714 году после смерти Б.А. Голицына, Марфино перешло к его младшему сыну Сергею, который спустя несколько лет продал его Салтыковым, для того, чтобы расплатиться с долгами. С 1729 года владельцем усадьбы стал будущий фельдмаршал Петр Семенович Салтыков.
При Салтыковых в Марфине был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в котором подчеркивались величие и красота, свойственные художественным вкусам того времени. Обветшалые голицынские постройки были разобраны, и на их месте возвели новый двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями. Имя архитектора, строившего дворец и флигели, неизвестно. Были построены зверинец и оранжерея, где выращивали персики, апельсины, лавр и многие другие растения южных стран. Отдавая дань моде, в Марфине возвели несколько построек в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны и беседки в парке, дома для псарей - "псарни", конный двор и каретный сарай. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при Салтыковых, - зимняя церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая к редкому для конца XVIII столетия типу церкви с колоколом. Марфинский парк и сегодня украшают две беседки, сохранившиеся со времен Салтыковых.
3.
Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.
В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В 1805 году, после смерти владельца, усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли.
4.
Парадный проезд на мост с галереей огорожен вполне оригинальным забором, через который,
тем не менее, пролазит большинство любопытных.
5.
После смерти И.П. Салтыкова опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.
6.
Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.
7.
8.
9.
В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.
10.
После революции 1917 года усадьба Марфино стала достоянием народа. Правительство СССР регулярно ассигновало средства на реставрацию усадебного комплекса.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.
17.
18.
19.
Так пришлось выходить из усадьбы. Высота над водой метра 4-5. Местная молодёжь и бесстрашные туристы так попадают в усадьбу.
20.
21.
22.
23.
Петропавловская церковь (зимняя), была возведена недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее часть составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший помещением для колоколов.
24.
25.
Церковь Рождества Богородицы построена в 1707 году по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные во время обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.
26.
Сложенное из большемерного кирпича здание поставлено на цоколь, облицованный белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку.
Б. А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведенные зодчим внутри храма значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная плита могилы Белозерова.
27.
28.
В 1933 году на территории усадьбы разместился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Совсем недавно дворец был отреставрирован и получил статус одного из фешенебельного корпусов Санатория. В "псарнях" устроены казино и "Дом быта".
29.
Псарни.
30.
Здание санатория. Советская архитектура сама по себе прекрасно смотрится, если она не изуродована бестолково развешанными кондиционерами и прочими российскими факторами. Здание красивое и ухоженное но стоит не на месте, также как гостиница "Россия" в зарядье в своё время. Хотя не думаю, что сейчас построили бы более деликатно.
31.
Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек.
32.
Дворец оштукатурен и выкрашен в безобразный поросячий цвет.
В правом и левом крыльях вставлены пластиковые окна, с некорректной имитацией рисунка оригинальных переплётов. Очевидно, когда-то белокаменные ступени, облицованы ужасным керамогранитом уже грязно-поросячьего цвета. В центральной части сохранены всё таки оригинальные деревянные рамы.
33.
34.
Белокаменные парадные ворота со сторожкой.
35.
Масштаб постройки.
36.
37.
В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
38.
39.
Летом 2000 года прямо перед дворцом расположилась съемочная площадка "Мосфильма" - режиссер Карен Шахназаров снимал эпизод к комедии "Яды, или всемирная история отравлений". Полпоселка участвовало в массовке, изображая бал при дворе Папы Римского.
40.
41.
42.
Неоготический чугунный забор.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегает парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью.
53.
В конце января 2001 года на льду перед дворцом снимался рекламный ролик шоколада "Snickers".
54.
55.
Фонтан перед пристанью.
56.
57.
58.
59.
60.
Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
61.
62.
Двухъярусная ротонда "Миловида" , из которой открываются красивые виды на окрестности усадьбы, стоит недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду.
63.
64.
Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов.
Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.
65.
В павильоне стоит статуя Аполлона.
66.
67.
Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму.
Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.
68.
Весенние фиалки на склоне.
69.
Дом управляющего. Находится за территорией санатория. В руинах.
70.
Конюшни.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.
77.
Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино связано с именами видных государственных деятелей - Б. Голицына, Салтыковых, Паниных - и представителей русской культуры - Н. Карамзина, Ф. Вигеля и многих других.
Старинная усадьба Марфино, являющаяся оригинальным памятником русской архитектуры XVIII - XIX веков, расположена недалеко от 39 километра Дмитровского шоссе. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц истории русского зодчества.
78.
Литография 1840-х годов.
Текст, использованный при написании статьи, был взят из книги "Марфино" Н.К. Квятковской.