Случай в поселке Ульбинский.

Nov 02, 2016 16:21

Информация о нашем прошлом доходит до нас из разных источников, один из них - старые газеты. Конечно об исторических событиях по ним судить трудно, так как они отражали мнение того времени и той власти, при которых они издавались, но вот о нравах, интересах, опасениях былого общества из старых газет узнать можно. Вниманию читателей журнала будут представлены случаи, которые произошли в наших краях в прошлые времена и описанные в различных изданиях.



Первый из этих случаев произошел в поселке, который сейчас называется Горная Ульбинка, в 1885 году. Надо сказать, что в том году в этом поселке останавливался американский исследователь Сибири Джордж Кеннан, который в своей книге «Сибирь и ссылка» описал возможных участников этих событий, политических ссыльных, а это -   Александр Блек, молодой студент-юрист из Саратова; Аполлон Карелин, сын известного фотографа в Нижнем Новгороде; Северин Гросс, молодой адвокат из Ковенской губернии, и Виторт, технолог из Риги (информация из журнала http://rus-turk.livejournal.com/ ). Получается, что эти просвещенные люди, которые привезли с собой в ссылку книги, вместо многих вещей, своим поступком оказались выше забюрократизированных сибирских казаков (где христианское милосердие?). Читаем «Сибирскую газету» № 25, за 1885 год  ( спасибо за наводку Elesh Schwerberg ).

Май 1885 года. Казачий поселок Ульбинский, или просто Ульбинка, находящийся в 26,5 верст от Усть-Каменогорска, давно уже славится своим живописным горным местоположением. В самом деле, поселок выстроен на левом берегу горной речки Ульбы, шумливой, порожистой, в довольно узкой долине, ограниченной довольно высокими хребтами, поросшими жимолостью, желтой акацией, диким миндалем, по-здешнему персиком, калиной и прочим.



В двух верстах от почтовой станции  дорога суживается и переходит в ущелье Проходное, где что ни поворот, а их немало, открываются все новые и новые пейзажи, только и ожидающие, чтобы быть нанесенными на холст художника. Благодаря такой природе и сравнительно благоприятному климату в Ульбинку ежегодно в летние месяцы наезжают гости, преимущественно больные из Томской губернии и из недальних местностей степных областей. И климат, и природа, обыкновенно, оказывают благоприятное влияние на приезжих, которые поправляются и к осени благополучно возвращаются в свои палестины.



Но нынешний сезон на первых же порах ознаменовался случаем трагического характера. 14 мая сюда привезена была из Усть-Каменогорска душевно больная девушка, дочь покойного Усть-Каменогорского священника о. Мухина. Несмотря на довольно бдительный надзор со стороны лица, на попечении которого находилась больная, ей все-таки удалось ускользнуть и скрыться, не оставив после себя никаких следов.
Как водится, об известном исчезновении Мухиной немедленно заявлено было представителю полицейской власти, местному поселковому атаману, причем выразились характерные особенности сибирского населения.



Ульбинское ущелье, рис. из книги Д. Кеннана "Сибирь и ссылка"

Атаман не только отказался нарядить кого-нибудь для поисков, но даже запретил охотникам искать за деньги, ввиду назначенной родными Мухиной денежной премии за отыскание погибшей.  «Без гумаги искать нельзя!» - таков был основной мотив отказа.

Искать отправились проживающие в Ульбинке политические ссыльные, к чему атаман и вообще казачье население отнеслись довольно иронически. И когда искавшие воротились без всякого успеха, атаман спросил:
«Что нашли»?
«Да невозможно ничего найти,  чаща больно густая».
«Как невозможно? Найти можно. Вот придет гумага - найдем».
«Так помогите сейчас, ведь она голодом помрет, когда тут ждать бумаги. Возьмите за труд, что хотите».
«Нет, без гумаги нам нельзя искать».
Это убеждение, относительно «гумаги», до того сильно в умах населения, что и на сходе, который удалось собрать, большинство стояло на отказе.
«Нельзя безпокоить обчество без гумаги». «Вот придет гумага - найдем». «У меня мать две недели пропадала, я и то без гумаги не искал».
Такие возражения раздавались на сходе.
А через неделю Ульба выкинула на камни полуразложившийся труп, несчастная утонула.

Этот случай имел нелепое продолжение, об этом позже...

Ульбинский, старые газеты, былинки, Джордж Кеннан, казаки, Горная Ульбинка

Previous post Next post
Up