Читательский дневник 2014

Feb 04, 2014 13:44

В Москве george_smf сделал мне удивительный подарок - книгу Владимира Дашкевича «Великое культурное одичание». Спасибо, Жора! Вообще-то я собирался читать другое, но, как в поезде заглянул в книгу, и до сих пор не могу остановиться - погружение полное.

В.С.Дашкевич. Великое культурное одичание: арт-анализ. -
М.: Russian Chess House, 2013. - 720 стр. (Заказать.)




Честно говоря, при всём моём уважении Владимиру Сергеевичу, я от него такого и не ожидал. По описаниям в Интернете я думал, что это будет не тонкая, но всё же брошюра, дублирующая то, что я уже слышал в различных интервью. Несомненно, мне было интересно почитать все эти воззрения любимого композитора в виде упорядоченного текста, но… Но всё оказалось гораздо глубже и сложнее. Это совсем не тот жанр и совсем другой уровень. Любимый композитор оказался выдающимся мыслителем. «ВКО» - огромный фолиант, представляющий собой научную философскую теорию, изложенную в соответствующей (научной же) стилистике. С вступительным словом Вячеслава Иванова (на работы которого, в том числе, во многом опирается автор). Читать по-хорошему трудно и очень интересно (так сказать, 35+). От книги исходят вибрации, которые я улавливал до этого всего два раза в жизни - когда читал «Розу Мира» Даниила Андреева и «Термодинамику реальных процессов» Альфреда Вейника. Ощущение - что наткнулся на что-то чрезвычайно важное и в настоящий исторический момент просто необходимое.
Конечно, как в каждой неординарной теории, в "ВКО" есть спорные моменты, есть непонятные (для меня) формулы, но с основными посылами я категорически согласен. Вероятно, поэтому и зацепило так сильно - как обоснованное подтверждение посторонним, к тому же весьма авторитетным лицом, собственных ощущений и проживаний. (Любопытно будет потом почитать оппонентов и критиков - а их, я думаю, будет достаточно. Если, конечно, кто-то, кроме академика Иванова, обратит на эту теорию внимание.)
Подробнее свои впечатления о книге обязательно изложу, когда дочитаю. А пока несколько слов из автореферата:

"...Человеческий мозг, подвергаясь воздействию эволюционной турбулентности и не справляясь с огромными потоками информации, часто прячется от неё. Возникает особое социальное явление - ленивый мозг. В музыке его характерным признаком является сокращение типового формата. В эпоху Реформации типовым музыкальным форматом была месса, продолжавшаяся 3,5 часа (такова Высокая месса И.С. Баха). В эпоху романтизма типовым музыкальным форматом стала опера, продолжающаяся два-три часа. В эпоху тоталитаризма - в начале ХХ века типовым форматом стала симфония, продолжающаяся 30-40 минут. В эпоху эволюционной турбулентности (XX-XXI века) типовым музыкальным форматом стала попса - песня, продолжающаяся 3,5 минуты. Когда песня заканчивается, мозг требует перезагрузки, поэтому практические все популярные жанры - попса, рок, диско, техно, рейв, авторская пеня - не выходят за временные рамки этого формата. Всё это грозные предвестники болезни ленивого мозга..."

ПС. 20 января 2014 Владимиру Дашкевичу исполнилось 80 лет! (А над трактатом он работал лет 30.)

читательский дневник

Previous post Next post
Up