В Москве
george_smf сделал мне удивительный подарок - книгу Владимира Дашкевича «Великое культурное одичание». Спасибо, Жора! Вообще-то я собирался читать другое, но, как в поезде заглянул в книгу, и до сих пор не могу остановиться - погружение полное.
В.С.Дашкевич. Великое культурное одичание: арт-анализ. -
М.: Russian Chess House, 2013. - 720 стр. (
Заказать.)
Честно говоря, при всём моём уважении Владимиру Сергеевичу, я от него такого и не ожидал. По описаниям в Интернете я думал, что это будет не тонкая, но всё же брошюра, дублирующая то, что я уже слышал в различных
интервью. Несомненно, мне было интересно почитать все эти воззрения любимого композитора в виде упорядоченного текста, но… Но всё оказалось гораздо глубже и сложнее. Это совсем не тот жанр и совсем другой уровень. Любимый композитор оказался выдающимся мыслителем. «ВКО» - огромный фолиант, представляющий собой научную философскую теорию, изложенную в соответствующей (научной же) стилистике. С вступительным словом Вячеслава Иванова (на работы которого, в том числе, во многом опирается автор). Читать по-хорошему трудно и очень интересно (так сказать, 35+). От книги исходят вибрации, которые я улавливал до этого всего два раза в жизни - когда читал «Розу Мира» Даниила Андреева и «Термодинамику реальных процессов» Альфреда Вейника. Ощущение - что наткнулся на что-то чрезвычайно важное и в настоящий исторический момент просто необходимое.
Конечно, как в каждой неординарной теории, в "ВКО" есть спорные моменты, есть непонятные (для меня) формулы, но с основными посылами я категорически согласен. Вероятно, поэтому и зацепило так сильно - как обоснованное подтверждение посторонним, к тому же весьма авторитетным лицом, собственных ощущений и проживаний. (Любопытно будет потом почитать оппонентов и критиков - а их, я думаю, будет достаточно. Если, конечно, кто-то, кроме академика Иванова, обратит на эту теорию внимание.)
Подробнее свои впечатления о книге обязательно изложу, когда дочитаю. А пока несколько слов из автореферата:
"...Человеческий мозг, подвергаясь воздействию эволюционной турбулентности и не справляясь с огромными потоками информации, часто прячется от неё. Возникает особое социальное явление - ленивый мозг. В музыке его характерным признаком является сокращение типового формата. В эпоху Реформации типовым музыкальным форматом была месса, продолжавшаяся 3,5 часа (такова Высокая месса И.С. Баха). В эпоху романтизма типовым музыкальным форматом стала опера, продолжающаяся два-три часа. В эпоху тоталитаризма - в начале ХХ века типовым форматом стала симфония, продолжающаяся 30-40 минут. В эпоху эволюционной турбулентности (XX-XXI века) типовым музыкальным форматом стала попса - песня, продолжающаяся 3,5 минуты. Когда песня заканчивается, мозг требует перезагрузки, поэтому практические все популярные жанры - попса, рок, диско, техно, рейв, авторская пеня - не выходят за временные рамки этого формата. Всё это грозные предвестники болезни ленивого мозга..." ПС. 20 января 2014 Владимиру Дашкевичу исполнилось 80 лет! (А над трактатом он работал лет 30.)