Чувства и разум.Второе приближение.

Feb 10, 2012 22:00

http://konevin.livejournal.com/11114.html  Этим постом почти год назад я начал в общих чертах. Потом была техническая база по фотографии.Теперь собственно психология восприятия изображений но только на базе neuroscience.Чисто психологические аспекты я буду избегать,да они и не понадобятся.Как ни странно, очень многое можно объяснить, зная принципы и устройство органов чувств и головного мозга.Я буду употреблять английские термины,потому что русских не знаю,все мои книги на английском.
Итак SENSATION- is the whole process of PERCIEVING a particular stimulus and INTERPRETING the stimulus by means of the nervous system.All animals have the same mechanism of sight with different perseptions(poorer or richer than men).
В заголовке ошибся -"sensations of..." нет времени исправлять.



Вообще то ВСЕ органы чувств эволюционировали из некоего древнего и не сохранивщегося РЕЦЕПТОРА первоклетки,находящейся на её периферии, т е МЕМБРАНЕ,выделяющей живой организм из окружающей среды.Это похоже на белый шарик на митинге,но есть разница.Шарик есть физический объект и он РЕАГИРУЕТ на внешнее воздействие силы ветра, например.Шарик не есть замкнутая биологическая система(организм)-он плывёт по воле волн,он даже не растение,которое привязано к земле,в отличии от животного.Шарик РЕАГИРУЕТ на внешнее воздействие и "использует" внешнюю силу для этого а растение и животное имеют РЕЦЕПТОРЫ,т е органы чувств,которые используют накопленную в процессе питания,собственную химическую энергию органов чувств.В случае зрения палочки и колбочки тратят свою энергию и им нужен период восстановления для нового рецептирования.Это большая разница между РЕАКЦИЕЙ физического мира и РЕЦЕПТИРОВАНИЕМ растительного и животного мира биологии,которое харктерно РАЗДРАЖЕНИЕМ от СТИМУЛОВ.
" A stimul irritates and stimulates the responce in case of an animal and men".

Почему человек имеет более ограниченные органы чувств сравнительно с животными? Он имеет мозг,который может ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ данные органов чувств,т е сравнивать их с опытом или знанием.Существуют люди сверхчувствительные-их сознание тонет в море излишних чувств и они все клиенты психиатрии,это нарушение баланса чувств и сознания
.Разные чувства имеют разное значение для сознания-слух принципиально отличается от зрения.
     Во первых слух сравнительно богаче зрения примерно в 10 раз по диапазону восприятия рецепторов-сравните слуховой и зрительный диапазоны чувствительности.Именно поэтому в древности музыка была,да и остаётся, высшим искусством,в разных религиях остался запрет на изображения,как не только бедное,грубое но и лживое средство.
      Во вторых разные частоты даже от одного и того же объекта воспринимаются ухом разными частотами,а вот зрение рецептирует только общий суммарный результат-отсюда огромное число зрительных иллюзий.Желтое может быть получено а глазу смешением других цветов или только жёлтым цветом-это происходит от разных эволюционных задач разных органов чувств.Зрение развилось по принципу сканера очень узкого угла постоянно меняющегося поля зрения-его главная функция есть определение расстояния в пространстве видимого поля зрения до одного выделенного из окружающей среды объекта охоты за дичью,совсем не для восприятия прекрасного.То,что мы используем его не по назначению,есть основная психологическая проблема восприятия.Посмотрите долгое время на яркий светящийся круг а потом переведите взгляд на лист белой бумаги перед собой.Если круг был красного света то вы увидите зелёный круг сантиметрового размера,но если вы переведёте взгляд на белую стену в метрах от себя,то зелёный  круг .будет восприниматься метрового размера.Зелёный он будет по причине временного истощения энергии рецепторов сетчатки и окрасится в дополнительный цвет,при восстановлении сенсоров ретины этот эффект последействия просто исчезнет. Это мощный инструмент в живописи и каждый художник знает об этих превращениях,но часто им пользуются чисто опытным путём,не понимая возможностей этого физиологического механизма.




Ellen Kooi                                                                                    Ricardo Casis
Вот примеры правильного использования цвета фотографом-игра на дополнительных ярко выраженных цветах даёт физиологически "приятное" чувство,то, что мы называем  "красотой".Обратите внимание на верно взятые тональности цветов в обоих работах-приглушённую в первой и ярко выраженную во второй фотографии.Это уже пример принципа "комплексности ощущений",о котором чуть позже.




А вот любительские примеры абсолютно неверного использования цвета.С формальной стороны эстетики фотографии это редкая гадость,глаз физически мучается обрабатывая картинки разглядыванием,там куча визуального хлама,уничтожающих друг друга элементов композиции,тем не менее люди,неискушённые искусством,легко купятся на СЮЖЕТ "охуенных котят",который совершенно не имеет смысла в искусстве.Детки,котики,родные лица...воспринимаются людьми по принципу быстрой узнаваемости и личной привязанности,но как плохое фото на стене-это постоянно действующий негативный раздражитель нервной системы организма,способный довести до заболевания.Известен случай с Боткиным,которого вызвали в богатый дом к тяжело больной девочке,от которой отказались все врачи.Войдя в прихожую,он сразу развернулся и уехал.На недоумённое письмо ответил запиской-"СНИМИТЕ ЭТИ УЖАСНЫЕ ЖЁЛТЫЕ ШТОРЫ".После снятия штор девочка выздоровела.Здесь важен момент,что сама больная не осознавала причин угнетения её сознания. Важно так же и то,что ребёнок,выросший среди отвратительных вещей,вряд ли станет интеллектуалом или известным художником.

Глаз,лишённый мышечного ощущения параллакса как своего самого эффективного средства определения расстояния,прибегает в случае плоского изображения картины к помощи мозга и использует угловой размер изображения на сетчатке для мысленной проекции этого изображения наружу и при "привязке" к другой плоскости даёт разные размеры "реальности".
Слух предупреждает об опасности-ему важно слышать составляющие невидимого ещё объекта одновременно с другими объектами во всей окружающей среде.По звуку с закрытыми глазами вы определите не только расположение, удалённость но и сопутствующие обертоны,а это уже восприятие шума,чего глаз не разумеет совсем.
Органы чувств принадлежат животному миру,они ориентированы только на поиск еды.Огромное противоречие заключается в том,что наше сознание интересует совсем не то,что мы физически можем увидеть и таким образом сознание находится в пожизненном заключении,охраняемое лживыми органами чувств.Поиск невидимого,создание собственных  МОДЕЛЕЙ мира,которые приносят золотые плоды цивилизации-вот истинная цель сознания.

"An artist uses his painting to provoke perseptions just as real. We do not percieve our retinal image,we experience exsternalized world of solid things". Вот эти то "твёрдые объекты",на которые заточены наши глаза с мозгом,и есть генетическая физиологическая основа нашего процесса мышления и любого языка.

Далее на схеме есть две пунктирные области-это отражает тот момент,что органы чувств человека и животных есть часть мозга,вынесенные на перефирию тела,там происходит первичная обработка информации,но это одна общая система,где- "the retina of the eye is the canvas of the brain..and any mind is a product of a brain".Например здесь глаз посылает в кортекс совсем не то,что мы реально видим,это мозг с его опытом интерпретации дорисовывает картину,дополняя недостающие кусочки паззла реальности в одном случае и совершенно меняет внешний мир в случае патологии или галлюцинации.Древние реально видели мир в обратной перспективе-это был опыт" collective mind" того времени.Как это происходит?
Глаз на схеме посылает ту же информацию в виде нервных импульсов одновременно в два разных участка кортекса.Важно здесь то,что и ухо и кожа и язык...все органы чувств посылают нервные импульсы одной и той же природы,т е органы чувств уже не только "перевели" мозгу всю разную информацию(зрение,осязание...) на один только его,мозга,общий электрический язык,способный уже интерферировать,суммировать и анализивовать эту информацию в виде цельного общего комплекса,но и сравнить в кортексе персепшн с интерпретейшн.
Ребёнок и животное примерно одинакого"видят" буквы в газете,но для них это всего лишь MARKS,отметины.Эти отметины существуют короткое время наблюдения,это персепшн в области 1,но в области 2 они у обоих уходят в кратковременную память.Животное скоро принимает это как отметины, и,без значимого для него повторения,т е не приносящего пользы,еды...стирается как стирается для нас ощущение воздуха-он есть и бог с ним.Уберите воздух на время обоим-вы увидите результат.Стимулы сильно различны для всего живого.Ребёнок идёт в школу,эти отметины начинают повторятся с завидной регулярностью,работа в области 2 становится интерпретацией,т е обрастает опытом(добавляются звуковые,тактильные ..ощущения,знания закрепляются памятью),меняется и персепшн.Теперь это журналист в обществе и эти отметины не только слова,но мощное оружие воздействия на окружающую его культурную среду.Добавим что в итоге сущность стимула не изменилась-деньги и слава приносят больше пищи,даже есть выражение "пища для мозга" "пиршество и оргия" относительно интересной книги.
Хороший пример" персепшн-интерпретейшн"-
Инспектор школ в Уэльсе принёс в младшие классы карточки с изображением домашних животных в виде характерных контурных изображений,показал ребёнку на "овцу" и спросил,что это за животное.Шестилетний малыш,сын фермера, напряжённо всмотрелся и сказал медленно-
"Я не уверен,сэр,но мне кажется это ПОЛНОРУННЫЙ ШРОПШИР-ДВУХЛЕТКА".

Для понимания персепшн важны случаи патологии мозга.Существуют разные повреждения коры головного мозга-они то и дают понимание дела.Вообще война всегда двигает психологию вперёд.Пример видения без персепшн-парень получает шрапнель в голову.Кусочек металла входит слева в затылок и выходит слева через лоб,со временем выясняется,что в его левом  поле зрения,которое осталось нормальным,существует скотома,область без персепшн,хотя глаз исправно шлёт в эту область информацию.Кусочек невидимой,без персепшн,скотомы точно повторяет форму того кусочка шрапнели причём в обоих полях зрения,т е и справа.Идем дальше-есть повреждения коры,когда вся левая часть "не видна" для пациента,тем не менее при опытах в этом поле он может отличать горизонтальную вспышку линии света от вертикальной.Во первых здесь работают более глубокие слои мозга,во вторых здесь показан реальный механизм персепшн,т е линии,контуры,наклоны,углы,замкнутые контуры...как ни странно геометрия в чистом виде,а иначе как бы человек ориентировался в этом безумии форм природы.Глядя на монету в торец(персепшн) мы на основании опыта можем дорисовать её в фас(интерпретейшн),мы даже можем дорисовать человека,ушедшего за угол дома и даже процессы идущие  на Солнце.Всё это имеет связь с реальностью по причине самого мозга,как части природы,выросшего в ней.
Просто пару примеров из фото для оживления.




Cole Thompson.
Если вы никогда не были в горах то левое фото вам ничего не скажет,ни размера, ничего.Подразумевается COLLECTIVE MIND,т е кураторы,фотографы...,люди нашей культуры бывавшие в горах.Если вы поместите на передний план фигуру человека,то в зависимости от её размера уже будет привязка к этим объектам а если вы фотошопом засунете голову человека ЗА "горы" то горы могут быть восприняты как детская песочница.На фото справа с человечком сразу понятно что это море и в данном случае это банально ибо теряется многозначность этой простоты горизонта(более высокий уровень абстракции фото справа сравнимо с левым),к тому же это фото автор просто украл и испортил фигуркой(у японца автора в оригинале оно без фигурки).Т е введение ориентира(человек,машина...) слева ЖЕЛАТЕЛЬНО а справа-НЕТ,а он сделал наоборот.
Это откровенно слабый коммерческий фотограф,к тому же очень и очень вторичен.Искусство играет с восприятиями,это магическая ложь,условность,набор подсказок,намёк,особый язык.Фотография и картина плоские,глаз лишён параллакса при сравнении разных точек фиксирования,он растерян и ему надо создать или загадку или фантастическую реальность,но вообще то всё зависит от ИНТЕРПРЕТЕЙШН,личного опыта художника,того нового ,что он принёс на алтарь искусства.Ценится создание новой модели интерпретации "реальности" а не "украшение" реальности.Именно здесь лежит водораздел между коммерческим искусством(слабое повторение чужих успехов) и FINE ART PHOTOGRAPHY.Во втором отделе удивительно мало участников,зато первый явно перенаселён. Что вы хотите-люди преимущественно слабы, необразованы и предпочитают копиравать реальность или имитировать чужой успех.
Вроде понятно,что любые споры о картинках,мастерклассы и портфолио упираются в наличие определённых знаний или опыта как наблюдателя,так и творца,без этого всякий скажет-НЕТ КРИТЕРИЕВ и будет прав,но критерии есть.Не все их знают.Существуют веками наработанные методы и средства обмана глаза и там то,в этой классике и скрывается суть искусства.Быть современным художником-это быть современным классиком,никак не разрушителем классики.Разрушители природны,созидатели человечны,два в одном не получишь.
Тема только началась,это только часть пазла.Далее построение абстракций или концептов в сознании.Только тогда будет работать понимание мозга как постоянной обработки комплекса ощущений,как отражение топологической непрерывности природы на первом этапе развития сознания.

охуенные котята

Previous post Next post
Up