Из великой троицы российской литературы Золотого века: Толстой, Достоевский и Лесков,
Достоевский у меня вызывает наибольшее омерзение, наибольшую симпатию - Лесков. К Толстому я дышу ровно.
Однако должен признать, что Толстой, точнее его роман "Война и мир" - это одно из величайших произведений мировой литературы, при чем скорее не чисто в литературном, а политическом ключе.
Начиная с 2005 года российский историк Понасенков начал издавать книги и статьи о войне 1812 года основываясь на документах. Это вызвало массовый разрыв пуканов, ведь его картина тех событий не имела ничего общего с тем, что писалось в подавляющем большинстве книг, написанных до того, и тем более с картиной тех событий, которая существовала в умах широких масс.
Кратко говоря, Понасенков писал, что война 1812 года никакая не отечественная. Россия де-факто колония Запада. В начале 19 века Англия решила воевать с Наполеоном. Для этого она организовав убийство Павла 1 и воцарение его сына Александра 1, перехватала управление над Россией и использовала ее миллионную армию рабов и огромную территорию как аскари и прокси для изматывания армии Наполеона. Сама же эта прокси-война в самой России вызвала еще и войну гражданскую.
Война эта происходила позорно и неэффективно. Все битвы российская армия проиграла. Наполеон был истощен, и вскоре потерпел поражение от Англии. Все плоды победы забрала себе Англия, а все издержки понесла Россия.
До середины 19 века в самой России эта война была, что называется незнаменитой, и никакой не отечественной. Из 200 генералов российской армии 1812 года ни один из них так и не опубликовал содержательных мемуаров о той войне.
Но в середине 19 века в России начинается раскрутка идеологии Третьего Рима. И интерес к войне 1812 года начинает расти. Наконец поражение в Крымской войне, которое поколебало престиж династии требовалось чем-то заместить. И вот новый царь-реформатор Александр 2 начинает реформы не только общественно-политические, но и идеологические. Нужно было создать новый государственный миф, который был славил династию, прикрывал ее прошлые неудачи и открывал путь к развитию и экспансии в будущем. Мол победили Наполеона, пили шампанское в Париже, так будем побеждать и дальше - хоть в Туркестане, хоть на Балканах, хоть в Турции с проливами, хоть в Японии. Короче "можем повторить". Чем это закончилось в 1914-1917 мы знаем.
И тут как раз под руку попался молодой талантливый писатель граф Лев Толстой. И ему было сделано предложение, от которого он не отказался и написал роман-эпопею о событиях 1812 года. Сам Толстой и к самому роману и к процессу его написания относился презрительно, называл обузой и дребеденью. Но давайте признаем - это гениальная дребедень.
И вот что произошло - ввиду малого количества исторических работ о 1812 годе, а также их низкого качества сам роман очень быстро стал восприниматься как документальный, как образ реальный событий и заменил собой фактическую неприятную правду о той войне, при чем не только в России, но и во всем мире.
Этот роман стал обязательным к прочтению всем изучающим российскую литературу и довольно быстро переформатировал сознание целых поколений. Окончательно закончил формирование этого мифа также сделанный по государственному заказу, но также и гениальный фильм Бондарчука.
И когда Понасенков начал ломать эти мифы - у многих округлились глаза. Оказывается 150 лет вместо исторической науки образ тех событий формировал писатель-выдумщик.
Потом аналогичную штуку провели в ХХ веке с победой в Российско-Германской войне 1941-1945 годов.
Напомню что эта страшная, бездарная и кровавая война, в которой СССР играл роль ЧВК Англо-американской элиты, особо не праздновалась первые 20 лет. 9 мая стал праздником и выходным в 1965 году. Именно тогда СССР вступил в кризис своего развития и вместо будущих побед, государственный миф предлагал вспоминать победы прошлого. После краха 1991, в России 9 мая вообще сделали центром госидеологии, и с помощью него ("можем повторить") народ готовили к новым войнам за интересы западных хозяев.
Прогресс пошел далеко вперед и тут одним, даже гениальным романом не ограничиться. За это дело взялась огромная пропагандистская машина. Но по сути это был путь, аналогичный роману Толстого.