Толкуем Апокалипсис (I)

Jul 09, 2020 20:47

Сегодня я хочу приступить, наверное, к самой сложной теме, которую я поднимал. Это толкование Откровения Иоанна Богослова. Мои постоянные читатели знают, что некоторые вопросы книги я уже поднимал. Но это лишь частные темы. Сейчас я хочу замахнуться на всю книгу.
Обычно, когда я сажусь за какую-то задачу, то обычно знаю, что могу ее решить или по крайней мере чувствую. А тут я не уверен получится ли у меня. Тема настолько бездонная, что не знаю хватит ли мне ума и времени на нее. Одна надежда, что Бог мне откроет.
Сделаю сразу ряд замечаний.
Я берусь за эту тему потому, что меня глубоко возмущает кривое толкование Апокалипсиса почти в 100% случаях. Как правило, в 90% случаях толкование книги основывается на смеси толкования самой книги и толкования толкований, осуществленных в первые века христианства. Еще раз - за толкование Откровения часто выдают толкование толкования Откровения первых веков. Отсюда в 90% случаев Зверь Апокалипсиса 666 это императоры Нерон или Домициан, а Вавилонская блудница - это исключительно Римская Империя/Ватикан. В 10% случаев (как правило это делают некоторые протестанты) пытаются использовать верную методику, но на основе верного метода в силу своих конфессиональных потребностей делают идиотские выводы.
Книга Апокалипсис - глубоко еврейская, наверное, самая еврейская из всех книг Нового Завета. Она как мозаика сложена из кусочков ветхозаветной литературы, при чем как правило в еврейском, а не греческом их прочтении. Поэтому без хорошего знания ВЗ, и ветхозаветных апокрифов, тут нечего делать.
Книга Апокалипсис самая сложная в Новом Завете, ибо в ней заложено несколько слоев сплошных смысловых кодов. И расшифровать каждый из них задача архисложная. Скажем так - если евангелие от Иоанна, самое сложное из Евангелий, (это хиастическая структура в которую вплетены сюжеты из Ветхого Завета). То Апокалипсис это и хиазм, и значение чисел, и имена Бога, и боговидение, и храмовые обряды, и апокалиптика (тут и Даниил, и Энох, и книга Юбилеев). Эти все слои не параллельны, а переплетены. И все это требует толкования.
Такое положение приводит к двум ошибкам в толковании:
  1. Начинающий читать книгу сразу пленяется ее живописными образами и теряет как общий сюжет, так и смысловую линию.
  2. Или наоборот, читатель заранее принимает какую-то версию толкования и читая книгу видит только ее, не обращая внимания на многоэтажные смыслы.
Избавимся от конфессиональных предрассудков, будем исследовать все слои и смыслы (чтобы увидеть и лес, и деревья), и поскольку мы уже изрядно приблизились к Концу, иногда будем сравнивать образы Откровения с историческими событиями.
Сегодня представим тут самый простой путеводитель по Апокалипсису, чтобы читающий его, погружаясь с его образы не терял общую структуру, сюжет, участников и лейтмотив.
Рекомендую начинать читать Апокалипсис используя этот пост как гид, то есть читать пост и текст книги одновременно.
Апокалипсис представляет собой ряд видений, которые были даны Иоанну в разное время. Одни видение Иоанн видел на земле, другие видения Иоанн видел на Небесах. Потом сюжеты этих видений были замысловатым образом зашифрованы библейскими знаками и записаны в книгу, которую мы теперь называем как Апокалипсис или Откровение.
Действующие лица Апокалипсиса: Бог, Дьявол, люди верные Богу - христиане (и христианская церковь вообще), люди враждебные Богу - нечестивцы (мир сей вообще).
Все видения вмещают в себя видение двух реальностей: Небес, в частности Небесного Святилища, и земли, мира сего. Вся история представляется в виде отношений реальностей Небес и земли. Во всем повествовании книги Небеса и земля разделены, и находятся в разных реальностях. Но в эпилоге Небеса и земля преобразуются (Новые небеса и новая земля) и наконец соединяются в виде одной реальности.
Откровение в самой простой структуре, состоит из введения, трех частей, кульминации и эпилога.
Во введении (глава 1) описано кто кому и зачем открыл тайны Божии.
Первая часть (главы 2-3) касается современных Иоанну событий - это послание от Бога семи церквям в Асии (современная Турция) в которых рассматриваются актуальные проблемы этих церквей и указания что делать. Нужно отметить что проблемы церквей времен Иоанна аналогичны проблемам всех церквей во все века, и поэтому, как и послания Павла и других апостолов, сохраняют актуальность до сих пор и служат важным источником христианской жизни.
Вторая часть (4-9 главы) касается религиозной истории мира в период от Иоанна, до начала Последних времен (или, иными словами, до начала конца). Фактически это развитие в подробностях евангельского рассказа Христа о мировой истории: «приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?... Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое … И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мат.24:3-28).
Вторая часть состоит из трех подчастей, в которых описываются различные исторические события, при чем их масштаб постепенно возрастает. Нужно понимать, что тут описываются не просто так события, но события истории религиозной, отношений христиан и нечестивцев в контексте веры и верности Иисусу.
Сначала Иоанн видит, что происходит на Небесах, а потом как это отражается на земных событиях. Сначала снимаются 6 печатей (4-6 главы). Первые четыре печати ознаменуют собой общие скорби для мира: «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней». Да мир ждут различные катаклизмы и их будет немало. Но эти катаклизмы вмещают два вида скорбей - скорбей христиан и нечестивцев. Пятая печать нам говорит, что нечестивые притесняют христиан: «тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое», но Бог не оставит это просто так, и шестая печать описывает в общих чертах что ждет нечестивцев.
Это как-бы вводная канва повествования - мир ждут катаклизмы и страдания, при чем христиане будут страдать от нечестивцев, но за свою веру и терпение будут вознаграждены (7 глава), а нечестивцы будут наказываемые Богом.
Седьмая печать, как матрешка, раскрывает нам новый уровень скорбей. Теперь речь идет о скорбях для нечестивцев. Она раскрывает серию казней в виде шести труб (8-9 главы). Но нужно понимать, что это уже подробное описание того, что в общем нам говорит шестая печать. Все казни семи труб - это сугубо казни нечестивцев, а верных христиан это не касается. При чем первые четыре трубы - это стихийные бедствия природы, а пятая и шестая это бедствия непосредственно на людей. Казни для нечестивцев не просто так из мести, а Бог ожидает что нечестивцы будут каяться. Но к сожалению: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Отк.9:20,21). Не произошло покаяние.
Хиастическая кульминация (10-11 главы)
Десятая глава описывает новое видение Иоанна. Особый Ангел (скорее всего это либо архангел Михаил, либо сам Христос) стает ногами над всей землей (что говорит о чем-то уже глобальном) и идет речь о семи громах, о которых Иоанну приказано сокрыть. Есть предположение что это значит, что события семи громов отменяются.
Тут важно отметить, что скорби первых четырех печатей касаются четверти людей. А события казней шести труб уже трети. Многие комментаторы полагают, что ожидаемые события семи громов должны бы касаться уже половины всех людей. Как видим линия повествования этих событий идет по нарастающей масштабов. Как это объяснить? Вероятно, со временем проповедь христианства все больше расширяется, достигает все более удаленных стран и охватывает все больше людей. Все больше людей стают верными и соответственно все больше нечестивые противятся этому. Но события семи громов отменяются, возможно потому, что прежние казни показали, что как и египтяне во времена Моисея, так и нечестивцы в эпоху христианства даже под давлением казней упорствуют и каяться не хотят.
Поэтому Господь вводит свой весомейший аргумент для грешного человечества. Сейчас наступает кульминация всей книги Апокалипсис. Для нас, европейцев привычно, что кульминация повествования всегда в конце. Но в восточной литературе, основанной на хиазмах, кульминация всегда в середине текста.
Происходит страшная клятва Яхве самим собой, по масштабам повторяющая клятву данную в видении Даниилу перед описанием последних времен. Иоанн, съев открытую уже книгу, получает видение событий последних времен, которые начинаются с кульминационного события.
Это событие состоит в том, что приобретает воистину глобальный характер. На короткое время христиане всего мира получают защиту от нечестивцев (Иоанн жезлом, как орудием силы, измеряет, то бишь показывает защиту верных христиан), а два пророка из этих христиан олицетворяют последнюю глобальную проповедь Евангелия и покаяния (пророки одеты в рубище - символ покаяния).
Пророки проповедуют, но эффекта от этого мало и их убивают. Потом Бог их воскрешает и часть грешников, видя это кается. Но на этом все. Язычники свирепеют, а Седьмой ангел трубит, что приближается Суд и последние времена.
Так начинается третья часть Апокалипсиса (12-20 главы), которая собственно описывает эти последние времена.  Фактически, это подробная расшифровка того же пророчества Христа из Евангелия: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", - не выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мат.24:23-37)
Мы уже касались этого вопроса. Если кратко, то третья часть описывает порядок событий конца, а также их точная хронология - последняя проповедь Евангелия, падение Вавилона, владычество 10 царств, царство Зверя, последние гонения на христиан, последние 7 язв принявшим печать Зверя, заточения Сатана в темницу, тысячелетнее царство, освобождение Сатана на краткий срок, подготовка к последней битве, Страшный Суд и Конец истории этого мира.
В главах 12-13 мы имеем введение, в котором вкратце описывается история возникновения Церкви, ее отношение с Богом, а также история отпадения Сатана и его вражды с Церковью.  Сначала Церковь получила от Бога силу и возможность избегать быть полностью побежденной дьяволом. Но в конце времен придет час, когда Сатан и его земные проявления - Зверь и Лжепророк/Антихрист победят Церковь и многие верные пострадают, а весь мир поклонится дьяволу.
Дальше в главе 14, аналогично как и в первой части идет утешение христиан, пострадавших от нечестивцев-слуг Зверя, а также кратко описывается последовательность событий последних времен (последний глобальный этап проповеди Евангелия, падение Вавилона и казни для принявших начертание Зверя).
В главе 15 Иоанн видит новое видение ритуалов на Небесах, которые в 16 главе переходят на землю в виде последних семи казней-чаш для тех, кто принял начертание Зверя. Еще раз обратим внимание, что во всей книге Апокалипсис описываются казни и страдания, которые посылает Бог, но это казни для врагов христианства и слуг дьявола. Верные христиане если особо и терпят скорби - так только по причине гонений от нечестивцев. Тогда после шестой казни всех грешников собирают в одном месте под названием Армагеддон для сражения со Христом. И седьмой ангел выливает чашу свою. Это какой-то суперстрашный геологический катаклизм, которого еще не знала история. В чем смысл этих казней? Бог все еще надеется, что хоть малая часть из грешников под воздействием казней одумаются. Однако от казней они еще больше свирепеют: «И они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Отк.16:9). И тут в тексте Откровения Иоанн делает паузу.
В 17, 18 и первых трех стихах 19 главы идет как-бы отход от основной хронологической линии повествования. В 13 главе описан кто такой Зверь. В 14 главе нам уже была дана последовательность событий в которой упомянут Новый Вавилон. Потом идет описание семи казней для тех, кто принял начертание Зверя, а Вавилон упоминается лишь вскользь. А что же Вавилон? В 17-18 главах Иоанн делает отступление, в котором подробнее описывает что такое Вавилонская Блудница, какой ее ждет конец, кто Блудницу уничтожит (10 царств) и как Зверь получит свою власть (от тех 10 царств). Замечено, что описание событий на небе - в Небесном Святилище в первой части Откровения напоминают обычные богослужения в Иерусалимском Храме. А вот во второй части небесные события напоминают ритуалы, производимые в Йом Кипур, день суда.
С четвертого стиха 19 главы, а также всей 20 главы идет возврат к повествованию, остановленному после седьмой чаши казней для слуг Зверя. Отверзаются Небеса, и Бог выходит на арену земной истории. Участие Бога в истории можно разделить на две части - демонстрационную, в которой будут явлены прообразы событий Конца мира, а потом через некоторое время произойдут уже собственно сами события Конца.
Начинается великое сражение в Армагеддоне (прообраз Последнего сражения «Гога и Магога») и предварительный суд (суд предваряющий Страшный суд), последняя демонстрация и предупреждение человечеству. Ангел по приказу Бога уничтожает множество нечестивцев и бросает в адский огонь земные воплощения Сатана - Зверя и лжепророка. А самого ангела-Сатана сковывают на «1000 лет» в преисподнюю. Верные Богу люди, которых убил Зверь и его слуги за отказ поклониться ему и принять начертание, будут воскрешены и будут царствовать со Христом на земле те 1000 лет. Собственно, это Тысячелетнее царство на этой земле, как прообраз будущего Царства Христа на земле Новой, это также последний знак от Бога для человечества. Другие же мертвые воскрешены не будут и будут ждать своей участи во время Всеобщего Воскресения и Страшного Суда.
Потом на короткое время дьявола выпустят из темницы, и начнутся уже не прообразы, а непосредственно события Конца. Дьявол снова, собрав своих приспешников по миру («Гога и Магога»), решит пойди на Последнюю битву чтобы уничтожить верных Богу людей. Но как только войско дьявола соберется, огонь с Небес падет и пожрет его. После этого происходит Всеобщее Воскресение уже всех людей и собственно Страшный суд. Дьявол и его приспешники уже навсегда будут брошены в огненное озеро. Но не только - ад, смерть и зло, которые поразили человечество еще во времена Адама также будут уничтожены.
А вместо старого, ветхого мира, Бог создаст и Новые Небеса и Новую землю, в которых зла уже никогда не будет, там вместе со Христом, будут вечно царствовать все праведники и верные. Собственно, описанию этих Новых Небес и Земли и посвящен эпилог книги Откровения (21-22 главы).
Как видим, главная суть книги Откровения - показать христианам, как Бог будет биться с дьяволом за спасение человечества. Бог будет и карать, и увещевать, и демонстрировать так, чтобы повлиять на грешников и подтолкнуть их к покаянию. Все это будет делаться много раз, повторяться, Бог даже представит людям прообразы и Последней битвы, и Страшного суда, и наказания дьяволу и его приспешникам, и Царства Божия, - все чтобы хоть как-то растопить окаменевшие сердца людей. Но всему есть предел, даже безпредельному Божию терпению и милосердию, и когда-то все окончательно свершится.
Важным выводом для нас является то, что мы живем в глобальном мире где, приходит к концу владычество Нового Вавилона. Это значит, что события до 10 главы Апокалипсиса скорее всего уже минули или вот-вот минут. И мы на пороге кульминации (история о двух пророках), глобальной проповеди Евангелия, краха Вавилона и подготовки к воцарению Зверя (ну и всего что за ним идет). Когда современная глобальная цивилизация, основанная на деньгах, окончательно хряснет, это будет железобетонным подтверждением, что мы уже минули описанное до 10 главы, и впереди нас ждет потрясающий сюжет.

Толкование Апокалипсиса

Previous post Next post
Up