Постепенно

Nov 29, 2021 09:36

Про "зеленое электричество" и немножко про искусство ведения проектов.
В Финляндии обещают, что третья очередь атомной электростанции Олкилуотто 3 даст первое электричество в январе 2022г (статья по-фински вот тут). Со множеством суеверных оговорок, в стиле ебж, финны говорят - это значит, что проект задержался на 12,5 лет. Если действительно электричество пойдёт.

С того, как подобное случается, когда-то давно началось мое собственное знакомство с большими проектами - на первой же странице книги Брукса "Мифический человеко-месяц" автор задаёт вопрос: как образуется отставание по проекту на год? Ответ - постепенно.

Олкилуотто 3 - учебник по управлению проектами. В 2008г провели тендер с недостаточными спецификациями, тендер на реактор выиграл "Росатом", в тот момент политическая конъюнктура это ещё позволяла, однако как только выиграл - так сразу появились сомнения. По готовому тендеру проводили слушания в парламенте (покупка государственная), приведшие к разрушению обязательств. Перетендер выиграл французский производитель реакторов Арева, запартнерившись с Сименсом для производства собственно турбины. Да, как любая покупка за счет госбюджета, проект контрактовался только как "под ключ", за фиксированную цену (чтобы уж наверняка!:). В 2009 году приступили.

На первых же метрах пути обнаружилось, что французы намного хуже знают Финляндию, чем русские. Для них оказались неожиданностью и пробелы спецификации (вероятно, написанной под Росатом, как это бывает, "пунктиром" - Росатом-то знал, что будет производить, а Арева нет), и сложности получения экологического разрешения в Финляндии, и финское парламентское лобби и антилобби, и сама бесприютная местность на берегу реки с говорящим названием Еура.

Дальше тоже все, как я знаю и люблю - слабое, при этом упёртое и бюрократизированное управление проектом со стороны клиента (госкомпанией Teollisuus Voima), глубочайшие культурные различия в понимании договорённостей - букетик-то изящный, в одной телеге немецкий конь и французская трепетная лань - дополнительное время, выговоренное сначала для разработки более детальных технических спецификаций (см выше), а в процессе разработки обнаружились Вот Такущие требования финнов, приведшие несколько раз к раздорам, эскалированным до уровня финского парламента и дипломатов. Задержки проекта увеличились, газеты перестали публиковать предсказания.

За прошедшие годы проект вырос в типичного "белого слона" - никто не решался cut the losses из-за уже сделанных огромных вложений, но и закончить никак не могли. Юристы, я думаю, все это время работали сверхурочно, деля риски и убытки. А они поражают воображение - изначальная цена контракта была три миллиарда евро, на сегодня конечные издержки (т.е. на момент пуска) оцениваются в 11 миллиардов. Разницу в восемь миллиардов покрывает наполовину Teollisuus Voima, оставшуюся половину - Арева и Сименс, всего-то по два мрлд на коня и лань!

И вы знаете - это ещё ничего себе исход, в славной области управления проектами! Для сравнения - французский атомный реактор Фламанвилль 3 уже стоит дороже (и больше превысил изначальную оценку), задерживается уже на восемь лет, и конца-краю ему не видно. Угадайте, кто его строит:) А проект автоматизированных поездов метро без машинистов, на искусственном интеллекте, подряженный метрополией Хельсинки-Эспоо у Сименса, закончился признанием поражения. Деньги потрачены, но не взлетел. Упал. Бывает.

Интересно, как Арева и Сименс прекрасно продолжают существовать и даже выигрывать тендеры. И даже в Финляндии, как мы видим. Ах да - они же обещают зеленую-зеленую траву электрическую энергию!

Работа

Previous post Next post
Up