Второй мировой не случилось - Ктулху таки пробудился и с “товарищами” пришел в мир. Идея смешения дизельпанка-нуара с лавкрафитаной мне очень понравилась, поэтому ждал сборник с нетерпением (тем более, что “чекмаевские” сборники обычно бывают интересные как с точки зрения замысла, так и с точки зрения качества текстов, да и вообще тематические сборники рассказов, несколько лет назад начавшие достаточно активно появляться на рынке - на мой взгляд абсолютное благо). Радовал и “реостат жанров” (который достаточно неплохо отображает стилистику рассказов). Правда приходиться признать, что “дизельпанковая” часть получилась более естественной, “нуарная” составляющая все же больше отдает буффонадой и натяжно-нарочитой стилистикой.
1) Дмитрий Висков "Кричать, убивать и веселиться" - спецгруппа расследует происшествие на Балтфлоте. Задумка очень даже интересная, но вот исполнение подкачало - получилось излишне сумбурно, для такого сюжета стоило бы немного мяса добавить. Да и с действующими лицами чехарда получается - чтобы понять кто есть кто и что кому сказал, чуть ли не схемы вычерчивать надо. При таком малом объеме текста и большом объеме героев их нужно либо делать более различающимися между собой, либо уж односложно именовать. В итоге - один из самых слабых рассказов сборника, хотя и имелся большой потенциал.
2) Юрий Бурносов, Татьяна Бурносова "Светлый путь" - на съемки нового фильма режиссера Александрова прибывает представитель Древних. Очень хороший рассказ, получилась и общая атмосфера мира (плюс еще и атмосфера съемок). А манифестация Древних также получилась очень показательной.
3) Владимир Березин "Молебен об урожае" - капитан третьего ранга с Тихоокеанского флота становится при новой власти барином и получает поместье и крепостных. Однако новый мир ему все же не мил. Очень милая зарисовка из жизни нового мира.
4) Олег Кожин "Меньшее зло" Начальный этап вторжения Мифов на реальность нашего мира - советский колдун, у которого имеется хитрый план обустройства будущего. В рассказе (особенно в начале) четко ощущается лавкрафтианская стилистика, которая потом перерастает в современный хоррор. В общем понравилось ( один из “хорроровских” рассказов сборника - что для меня радость).
5) Сергей Игнатьев "Москва - Атлантида" Молодому сотруднику новой спецслужбы дают задание найти дочь опального профессора (которая по совместительству является и его первой любовью). Мне не понравилось - подозреваю, что для меня переизбыток потока сознания ГГ (но не уверен).
6) Владимир Компаниец "Куколки-малышки" - Лавкрафтианский нуар. Небольшой рассказ, действие которого проходит в Нью-Йорке еще до вторжения мифов и представляет собой зарисовку о столкновении с рвущимися на волю Мифами. За хорроровский элемент спасибо, но в целом не очень торкнуло.
7) Сергей Леппе "Хорошие манеры" - небольшой рассказик о вторжении мифов в обыденную жизнь. Никаких претензий к рассказу по сути нет, но не зацепило.
8) Мария Чурсина, Ольга Казакова "Смерть отражения" - Спившийся частный детектив получает странную работу - проследить за школьником. Интересно написанный как бы нуар с “мифологическим” налетом, читалось очень легко.
9) Сергей Крикун "Мверзкое дело" Еще один детектив (теперь уже работающий в полиции) расследует серию странных убийств, к которым явно причастны мифы. Довольно сумбурно (и в какой-то мере по-нуаровски), но затянуто. Не очень понравилось.
10) Тимур Алиев "Древний закон" ГГ, вернувшийся из Питера в Грозный, предлагает подбросить трех дайверов-глубоководных к пограничному озеру. С озером связана зловещая легенда, и она получит продолжение в настоящем. Рассказ понравился, очень крепко написан и читается с интересом. Это третий рассказ Алиева, который я читаю в сборниках, и третий раз нравится (во многом из-за стиля написания), надо будет почитать что-то целенаправленно.
11) Карина Шаинян "Лой Кратонг" Нелинейное повествование бывает оправданным - когда это не просто “фишка”, а прием, сильно влияющий на сюжетовосприятие. Плюс насквозь сенсуальное повествование, когда события почти полностью скрываются за потоком восприятия. Наверное найдутся любители подобного стиля, но я рассказ дочитал с трудом.
12) Иван Колесник, Денис Поздняков "Пассажир" Забавная вариация на тему “Титаника” (только теперь это дерижабль “Титан”), действие представлено в виде матрешки - благодаря телепатической связи мы видим углубление в историю бойни на воздушном корабле. Слегка сумбурно, но читалось с интересом.
13) Анна Дербенева "Соловьи в клетке не поют" Рассказ о человеке, практически выпавшем из человечности. Написано неплохо, но после последнего предложения остается опрос - и что, это все?
14) Дмитрий Дзыговбродский "Ночное либертанго" Музыкант с печатью Древних пытается спасти свою семью, по пути насолив потусторонним тварям. Мне рассказ понравился, все к месту, передает настроение сюжетом и описаниями, а не гипертрофированными переживаниями ГГ.
15) Татьяна Томах "Сердце розы" Слепая девушка Роза живет и работает в небольшом городке, который под властью мифов неумолимо меняется. Хорошо удалась общая атмосфера меняющегося мира. Приятный язык и довольно интересный сюжет. При этом рассказ получился добрым и достаточно наивным.
16) Валерия Калужская "История Лизы и Рэйнарда Ханниганов, записанная со слов самой Лизы Ханниган" Девочка Лиза с братом осталась сиротой и попала в приют сестер-культисток Шуб-Ниггурата под Лондоном. Очень приятная стилизация, при этом наверное самый хорроровский рассказ сборника, читал с большим удовольствием.