В число святых РПЦ входит некий афонский старец
Аристоклий. Жил дядька в 19-м веке и кроме того, что был он обычный мракобес, к нему претензий нет.
Но в кругах русской православной церкви накануне Второй мировой войны широко гуляло его предсказание: "Ждите, пока вот немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны не только Божьим орудием наказания России, но и орудием избавления тоже. Вот когда услышите что немцы берутся за оружие, - вот уже время близко".
Через несколько дней после нападения фашисткой Германии и ее союзников на СССР наш РПЦ-шник, не зарубежник, митрополит Сергий Страгородский, патриарший местоблюститель и сам будущий патриарх, сказал весьма двусмысленную фразу:
"Пусть грянет буря. Мы знаем, что она принесет не только несчастье, но очищение; она очистит воздух и унесет ядовитые испарения... Мы уже видим некоторые признаки этого очищения".
С зарубежниками все было просто: Митрополит Серафим (Лукьянов) заявлял: Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога... Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот!
О прогитлеровских симпатиях РПЦЗ сказано многое. Но вот с Лукьяновым интересно - после 1945 этот же товарищ легко и непринужденно перешел уже в Московскую РПЦ, а в 1954 и вообще переехал в СССР.
Ладно, идем дальше. Нацисты - как уже известно - широко шли на открытие закрытых сотонинским большевиками храмов. Однако интересно, по чьей инициативе это делалось. А делалось по инициативе Альфреда Розененберга, наряду с Мартином Борманом - одного из наиболее антихристиански настроенных лидеров гитлеровской партии (НСДАП в целом не была антихристианской, это один из мифов, которые про Третий рейх распространяют - наряду с байками про "Аннербе" и тайные базы в Антарктиде).
Розенберг отлично помнил указание своего фюрера, что религию этим русским унтерменшам оставить надо - потому что она поможет держать этих скотов в тьме невежества и, значит, инструментально полезна будущим арийским господам.
И православные не подводили своего фюрера.
Советские партизаны внимтаельно следил за происходящим и сообщали в Москву:
Тематическая записка опергруппы Ленинградского штаба партизанского движения от 22 ноября 1942 года сообщает. «В конце 1941 г. в г. Гдове и Гдовском р-не немецкие оккупанты открыли три истинно православные церкви. В г. Пскове и Острове открыты соборы епископов. В Островском р-не, в селе Немоеве, открыта православная церковь. Открытие церквей и соборов производилось по специальному решению высшего церковного совета, опубликованному в один из воскресных дней и сопровождалось торжественным богослужением.. По воскресным дням после богослужения обязательно проводятся проповеди, рассчитанные на 1,5-2 часа. В проповедях сосновной упор делается на восхваление победоносного движения германской армии, то, что победы немцев определены и узаконены Богом, что Гитлер, как верховный вождь, послан на землю от Бога и т. д. Тут же произносятся несметные проклятия большевизму и Советской власти... ("В тылу врага. 1942". Сборник документов., Л.1981)
Общая статистика открытых в оккупированных районах РСФСР храмов такова: на северо-западе - 470, в Курской области - 332, в Ростовской - 24З, в Краснодарском крае - 229, Ставропольском - 127, в Орловской области - 108, Воронежской - 116, Крымской -70, Смоленской - 60, Тульской - 8 и около 500 в Орджоникидзевском крае, Московской, Калужской, Сталинградской, Брянской и Белгородской областях, то есть всего примерно 2150 храмов. В Белоруссии фашистами было открыто не менее 600 храмов, а на Украине - не менее 5400 православных церквей.
Таким образом открытие храмов по масштабу сопоставимо с временами после прихода к власти в России воровского капитализма Ельцина-Путина. Что тоже наводит на размышления.
Не совсем верно утверждение, что Московская патриархия полностью встала на сторону СССР. Митрополит Виленскии и Литовский Сергий (Воскресенский) (он был одним из четырех оставшихся в 1941 году на свободе архиереев Московской патриархии) патриарший экзарх в Прибалтике, несмотря на приказ эвакуироваться, скрылся в крипте Христо-Воздвиженского собора и дождался немцев. По мнению писателя-историка Бориса Гусева, митрополит Сергий имел на это благословение патриаршего Местоблюстителя (того самого Сергия Страгородского, будущего патриарха). Германские власти признали существование экзархата Московской патриархии и оказывали ему поддержку.
С именем митрополита Сергия связана организация Православной миссии на северо-западе России (Псковской миссии), в ведении которой находились районы Ленинградской, Великолуцкой, Новгородской, Псковской и части Калининской областей с населением около двух миллионов человек.
И тщетно искать о нем инфу на православных сайтах - молчат попы о таком славном представителе православного возрождения. Как воды в рот набрали.
Миссия издавала с августа 1942 года ежемесячный журнал "Православный христианин", открыла катехизаторские курсы и ввела преподование Закона Божьего во всех школах (так что Закон Божий в школах - это не только мечта путинского режима, но и немецких оккупантов - симптоматично!). Это нашло отражение в партизанских документах. Информационная сводка Ленинградского штаба партизанского движешния от 27 июня 1942 года сообщает:"...при Дмитровской и Валаамовской церквах Пскова открыты церковно-приходские школы на 150 и 80 человек под руководством попов Г. Бенигсена и Шаховского. Во всех открытых школах основным предметом является Закон Божий. Учащиеся заучивают молитвы и должны обязательно посещать церкви".
В июне 1942 года Псковская миссия издала распоряжение, в которое всему духовенству предписывалось 21 июня (в связи с годовщиной начала войны) "после торжественной литургии и произнесения соотвествующего слова совершить молебствование о даровании Господом сил и крепости Германской армии и ее вождю Адольфу Гитлеру для окончательной победы над nроклятым жидо-большевизмом".
Это не зарубежники - это, еще раз - экзархат Московского патриархата РПЦ. Что-то я не слышал слов сожаления об этом от нынешних деятелей РПЦ.
Еще при жизни Алексия Второго о его жизни и деятельности в оккупированном немцами Таллине, где он был алтарником в храме, и про его отца, в 1942 году рукоположенным в пресвитеры, не было принято рассказывать подробно. Так, глухие упоминания о том, что окормлял со своим отцом советских граждан, которых немцы угоняли на работы в Германию (и где почти половина из них умерла от болезней и нечеловеческих условий жизни). Сильно я сомневаюсь, что будущий патриарх и его папа призывали советских людей совершать акты саботажа и устраивать восстания в тылу немцев. Но я не специалист по тем вопросам, поэтому с Алексием пусть другие разбираются.
А вот с митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским), экзархом Московской патриархии РПЦ, таки разобрались.
28 апреля 1944 года он был убит советскими партизанами.